клгаИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХЛЕКТОРИЙРаздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д . ПОСТНИКОВАВТОЛЮБИТЕЛЕЙувеличивает вероятность возгорания , но зато позволяет отказаться от перевозки канистр сбензином , чрезвычайно опасных придорожных происшествиях. К аковыже удобства иэкономия от использования газа? Во-первых, двигатель меньше изнашивается и тише работает, п ричем ни водномрежиме не возни ­ кает детонации. Правда, становится хужединамика (более или менее заметно увеличивается время разгона в зависимости от качества регулировки системы). О ктановое число сжиженного газа око ­ ло 100 (больше, чем у бензина), но использовать это преимущество нельзя: двигатели спроектированыв расчете на сравнительно низкооктановое топливо. Так что смиритесь и забудьте о «ракетных» стартах. Накиньте на разгондо «сотни» 4 — 5 секунд , вычтите 10—15 км / ч из максимальной скоростии считайте, что это хороший результат. Расход газа в значительной степени зависит от регулировки : м ожно сделать так, что он станет дажениже , ч ем потребление бензина, но при этомразгон будет вообщеникудышный . Практика по ­ казала, что приемлемуюдинамику обеспечивает превышение расхода газа над расходом бензина на 10—15 %. Больший расход — признак плохой регулировки . И еще один любопытный момент, к о ­ т орыйнеобходимо учесть: хотя газ исжи ­ женный, но при заправке надувают ( п ростите за каламбур). Здесь необхо ­ димо пояснение. Газом заправляются не так, как бензином . После того , как вы подсоедините баллон к газовой магистрали и давление в них уравняется, цифра на табло счетчика укажет объем купленного вами газа. Только после этого заплатите деньги. Как правило, счетчик показывает больше, ч ем вы получили. К огда заливаешь бензинв канистру, сразу видно, какова недостача. Если заправляешься газом , доказать недо ­ лив сложнее . Обычный «коэффициент надувательства» — 1 0 — 2 0 % . Это «норма», с которой приходится мириться.ГЛАЗАМИВЛАДЕЛЬЦАНА ГАЗЕ ДЕШЕВЛЕОб эксплуатации автомобиля на газе известно немного, хотя интерес к этой теме большой. Особенно к тому, сколько можно сэкономить, если перейти на газовое топливо. Своими соображениями и выкладками поделился А. Ф ОМИН . Если провести модныйв наше времясоциологический опрос, то, вероятно, м не ­ ния автолюбителей о газе разделятся так: три «против» на одно «за». Нравится то, что бензин не нужен. Возражения: во-первых, газ плохо пахнет, во-вторых, говорят, что можно взорваться, в-третьих, м ол , динамика автомобиля на газе никуда не годится, а расход топлива непомерно велик и, стало быть, н икакойденежной выгоды нет. Имея более чем четырехлетний опыт эксплуатации автомобиля на газе, б еру на себя смелость утверждать, что все обстоит несколько иначе. Сначала насчет того , что бензин не нужен : это не совсем так. Конечно, если вы ездите тольколетом , то бензин вам и правда не нужен , хотя трудно удержаться от того , чтобы при случае не наполнить бензобакподпробку (с газ омтакже бывают перебои ) . К томуже пустой бензобак очень быстро корроди ­ рует изнутри , с чем мне пришлось столкнуться. Ну, а тем , кто собирается ездить зимой , сразу скажу , что пустить двигатель на газе при температуре ниже + 5 ССневозможно ( т ого , к то знает спо 38 ЗА РУЛЕМ 2/93соб, п рошу поделиться). П ереведем расх од «пускового» бензина в привычные еди ­ ницы измерения , п олучим 1—2 л/100 км . Так что лично мне хоть раз в месяц, но приходится им заправляться. Теперь поговоримо газе. Он всамом деле пахнет хуже , чем бензин : в про ­ пан-бутан добавляют этилмеркаптан, чтобы легче было обнаружить утечку. П одо ­ з реваю , это самое зловонное вещество из известных вхимии . Д аже если утечки нет, то выхлоп автомобиля приносит запах. Теперь об опасности пожара или взрыва. Взорваться можети бензин, если устроить в гараже маленькую нефтебазу, как это делают сегодня очень многие . К онечно , наличие в автомобиле двух пожароопасных систем вместо однойОкупаемость газобаллонной аппаратуры Дата изменения цен в До 20.09.1992 г. Москве Расход бензина, л/100 км Расход газа, л/100 км Цена 1 литра бензина 7.8 АИ-93. руб. Цена 1 литра газа. руб. 4.4 | Цена 1 литра газа с уче5,06 | том "надувательства", руб. Стоимость пробега 624 1000 км на бензине, руб. Стоимость пробега 1000 км на газе. руб. Экономия при пробеге 1000 км. руб. Срок окупаемости: тыс. км лет (при пробеге 10 тыс. км в год) 465,52 158,48 64,099 6,5С 20.09.1992 г. С 11.10.1992 г. С 16.10.1992 г.8.0 9.2 15 4.4 5.06 1200 465.52 734.48 13 615 1.5 25 4,4 5,06 2000 465,52 1534,48 6516 0.5 25 10 11.5 2000 1058 942 10 616 1