Таблица Соответствие выводов регуляторов напряжения первой группы Регулятор Выводы регулятора РР380 121.3702 РР310В РР350 201.3702 РР362А 15 15 В + + ВЗ РР380 67 67 ШШШ 15 15 В 121.3702 67 67 ШШ + + . + Ш РР310 РР350 201.3702 Ш 67 67 РР362А Ш 67 67 ШШШ Таблица Характеристики электронных регуляторов напряжения Характеристики Значения регулируемого напряжения (при Т=25+10° С). В Каскад выключения контрольной лампы заряда Измерительный вывод для поддержания зарядного напряжения непосредственно на выводах батареи Устройство, отключающее цепь питания обмотки возбуждения при остановке двигателя Потребляемый ток при выключенном зажигании, мА Тип заменяемого штатного регулятора и модель автомобиля РН-3 13,9...14,1 нет есть Индекс регулятора напряжения РН-4 РН-5 13,9...14,1 13,9...14,1 есть есть нет есть ВЗ 15 15 В3в15 15ш67 67+15 15 В+15 15 ВШ67 67 ШШ++ +++ +шш шш шш ш. .++ +ш ш4вынуждает применять регулятордругоймарки . Л юбойрегулятор , указанный в табл. 1, м ожно использовать слюбым из перечисленных там жегенераторов , достаточно только правильно соединить их. П роще всего заменить одинрегулятордругим из первой группы ( с м . схему соед инений на рис. 3, а). Здесь требуется лишь отсоединить провода от выводов неисправного прибораиподключить их ксоответствующим выводам исправного, согласно табл. 3. П риэтомруководствуй тесь толькомаркировкой выводов, п о с колькув разных регуляторах одноимен ные выводы расположенынеодинаково . Н апример , у РР380 и 121.3702 выводы «15» и «67» поменялись местами , из-за чего автолюбители порой неверно под к лючают их. Это опасно тем , что внешних признаков неправильной работы регулято ра нет (контрольная лампа заряда при работе двигателя не горит ) , но напряже ние генератора возрастает до 16...18 В. Последствия плачевны: «выкипает» батарея иперегораютлампы фар. С ложнее заменить неисправный регу л яторвторойгруппы ( с м . рис. 3, б) исправн ым из первой . В этом случае после отк лючения неисправного регулятора надо соединить один из выводов обмотки возбужденияс «массой» генератора иподключить исправный регуляторко втор ому выводу. Это нетрудно сделать, если надо заменить регулятор 13.3702, установленный вне генератора 16.3701 вавтомо биле «Волга» ГАЗ-3102. О тсоединенныйот вывода « Ш » неисправного регуля т ора 13.3702 желтыйпроводнужно соединить с «массой». Розовый провод , отк люченный от вывода «-)-» р егулятора , п одключитьк выводу «15» ( « + » ) исправн ого регулятора из первойгруппы , а розо вый провод , и дущийк выводу « Ш » г ене ратора, отсоединить от контактора КТ125 и соединить егосвыводом «67» ( « Ш » ) нового регулятора. Д лязамены встроенных приборов вын осным из первойгруппы придется снять генераторсмашины , извлечь щеточный узел вместе срегулятором , п еремкнуть выводы «Б» и «В» регулятора междусо бой, а затем соединить вывод « Ш » р егу лятора с «массой». П ростейшиеперемыч ки для этого можно вырезать из фольги или жести . Соединяя вывод « Ш » р егулято ра с «массой», м ыотключаем от схемы один конец обмотки возбуждения генератора. В торойконецокажетсяотключен н ым лишь приобрыве цепи врегуляторе (см. табл. 2). Если же последний вышел из строя из-за пробоя, то дополнительнонужно изолировать выводы «Б» и «В», п ол ностью отключивеготакимобразом от цепи возбуждениягенератора . После этого установите щеточный узел срегуля т ором на место (не забыв их отключить от вывода «30» г енератора ) , а затемпро вод, и дущийк выводу «67» («15», «В») г енератора , с оединитесвыводом «-(-» (или «15») и справноговыносногорегу лятора.. а второй вывод регулятора («67» 42 ЗА РУЛЕАЛ 2/93РН-6 13,9...14,1 нет естьнет 0,5 РР362-А. Я112А, "Москвич-412". -2140нет 0.5 РР380. 121.3702, Я112В, "Жигули"нет 0.5 РР380, 121.3702, 17.3702, Я112В, "Жигули"нет 0,5 РР380, 121.3702, 17.3702. Я112В, "Жигули"—_или «Ш») п одключитек выводу «67» («15» или «В») г енератора . К роме штатных регуляторовнапряже ния для легковых автомобилей , в мага зинах можно встретить идругие , выпускаемые государственными и кооперативными предприятиями . П одобныхрегуля т оровдовольномного . Чтобы вам легче было ориентироваться, о тметим , к акими качествами онидолжны обладать. 1. П рибордолженподдерживать нап ряжение генератора в пределах 13,8... 14,1 В при температуре электролита ваккумуляторной батарее + 2 5 ° С 2. У регуляторадолжно быть устрой ство, и зменяющее значение зарядного нап ряженияв зависимости от температуры электролита в батарее ( ч ем она ниже , т ем выше должно быть напряжениезаря да). 3. Н еобходимоезарядноенапряжение регулятор должен поддерживать непосредственно на выводах аккумуляторной батареи. 4. Регулятор должен отключать цепь питания обмоткивозбуждения генератора при остановке двигателя. 5. Регулятор не должен потреблять электроэнергию при выключенномзажи гании. К сожалению , ни один из имеющихсяв продаже электронных регуляторов нап ряжения для легковых автомобилей (в том числе штатные) в семперечисленнымтребованиям не удовлетворяет. О днаковозможности нескольких приборов , в ы пускаемых в качестве запасных частей, б ольше , ч ему штатных. Х арактеристики лучших из них приведеныв табл. 4. Все они выносные, п оэтому , п реждечемподключить их согласно прилагаемымк ним инструкциям вместо неисправных встроенных регуляторов Я112В, Я112А, 17.3701, н ужноотключить штатный прибори соединить один из выводов обмоткивозбужденияс «массой», к ак описано выше.ЛИТЕРАТУРА АкимовС В., Б оровскихЮ . И., Ч ижовЮ . П. Электрическое и электронное оборудование автомобилей. М . , М а ш иностроение , 1988. Б рюханов А. Б. Электронные устройства автомобиля. М . , Транспорт, 1988. В асилевский В. И., К упеевЮ . А. Автомобильные генераторы. М., Транспорт, 1978. С инельниковА . X. Электронные приборы для автомобилей. М . , Э нерго атомиздат; 1986. ~1ТОРГОВЫЙ ДОМ "ЗА РУЛЕМIIприглашает к сотрудничеству: — всех производителей товаров, но в первую очередь нужных автомобилистам; I — всех, кто заинтересован в оптовых поставках этих товаров. Телефон для справок: 261-01-08, факс: 207-16-30.