ТЕХНИКА«ЛУННЫЙ Н4 ХОРОГЕНаши автомобили, увы, не блещут разнообразием кузовных формияркой палитрой. О ттогои транспортный поток на улицах выглядит весьма унылымиоднооб ­ р азным . Приковывают взгляд автомобилистов только новенькие иномарки. Конечно, любая «свежая» разработка со временем теряет притягательность. Но интерес к ней мож ­ но возродить. Не зря зарубежные каталоги пестрят привлекательными моделями , изготовленными на базе серийных и далеко не новых автомобилей крупнейших производителей. Как правило, это делают специалисты небольших фирм , внося виз ­ вестные конструкции технические и стилистические дополнения на лю ­ б ой , д аже самый изысканный вкус. Заинтересованы в их деятельности и автомобильные гиганты (благодаря фантазиям и мастерству энтузиастов сохраняется покупательский спрос на продукцию не первой молодости), и владельцы, стремящиеся выделиться на общем фоне. Взять хотя бы ВАЗ и его партнеров, ныне известные фирмы «Конела» из Фин ­ ляндии, «Карлота» из Бельгии, « Д ой че Лада» из ФРГ, к оторые эффективно изменяют внешний вид наших «лад», поступающих на между ­ народный рынок . Специалисты Дизайн-центра НАМИ считают, что разработка ипроиз ­ водство автомобильной косметики по плечу не только западным ком ­ паниям. По эскизам Дмитрия Бурцева разработана специально для российских производителей запоминаю ­ щаяся модель «Лунный свет», она же «Лада-Нива». Глядя на этот автомобиль, никогда не скажешь , что он живет на конвейере уже шестнадцать лет. Стеклопластиковые накладные детали — передние и задние бамперы , облицовка передка и задка, крылья, пороги кузова — придали «Ниве» своеобразие и оригинальность. Из полистирола отформованы декоративные колпаки колес. Важно, что навесные детали не меняюткон ­ с трукцию кузова автомобиля.. Каждый владелец стандартной «Нивы» при помощи таких панелей самостоятельно изменит ее внешний вид. Все детали из комплектанужного цвета просто навешиваются на машину. Работать с металлом не надо. М етодконтактногоформова ­ ния по матрицам из стеклоткани, пропитанной смолой , позволяет до ­ стичь требуемого качества и сложных форм . Панели прочные, их легко грунтовать и красить, они нечувствительны к воздействию окружающей среды . Такой способ изготовления деко ­ ративных деталей хорош для мелко ­ с ерийного производства. Он прост, и им могли бы воспользоваться небольшие, по западному образцу, предприятия, работающие по индивидуальным заказам. Ведь силами Дизайн-центра удовлетворить спрос на такие наборы попросту нереально. А для массового производства целесообразно использовать компрессионное прессование на специальном оборудовании. Все панели втаком случае будут иметь точно заданную толщину, массу, высокое качество поверхности как с внешней, так ис внутренней стороны. Технология позволяет сразу же закладывать кре ­ п ежные элементы. Вся работа не требует больших материальных затрат. В России, наверняка, найдется специализированная фирма (и не од ­ на), нуждающаяся в заказах на товары народного потребления, к ото ­ рая по проекту дизайнеров НАМИ организует выпуск дополнительных комплектаций для отечественных автомобилей, увы, не пользующихся пока яркой косметикой . С. ДОРОФЕЕВЗА РУЛЕМ 2/93 52 За рулем № 2