НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ?•НАШ ПРАКТИКУМ•КУРИЛКА КЛУБА•ИНФОРМАЦИЯ•1884826чиво, ведь на одну заправку газомтре ­ буется в 2—3 раза больше времени , чем на заполнение бензобака. В Москве очереди на газонаполнительных станциях невелики (исключение — пятница) и заправка отнимает не более 20 минут. Станций этих хотя и мало, но для сущ ествующего парка машин пока хватает. Что касается длинных поездок , то лишь немногие отваживаются сейчас на путешествие дальше дачного участка. Отмечу, что переходс газа на бензин требует не больше 10 секунд без остановки машины. Обратный переход нес колько дольше, но тожебез остановки ( н ужно сначала выработать бензин из поплавковой камерыкарбюратора , чтобы не «залить» Мотор смесью , п ереобога ­ щенной в результате двойного питания). О беихемкостей ( б ензобак + б аллон ) хватает на 1200 км пробега. Размеры и вес газобаллонной аппаратуры. Баллон весит от 25 до 40 кг без заправки (с заправкой от 50 до 90 кгв зависимости от объема). Это примерно масса одного человека. Грузоподъемность автомобиля соответственно снижается: ездить придется максимум вчетвер ом или с пустым бензобаком , к рометого , часть багажника будет занята балл оном . Владельцы хэтчбеков и универсалов не смогут использовать «грузовой» вариант, р азложив заднее сиденье: баллон окажетсякак раз посередине отсека. Так что неудобства налицо. Что жев результате? На мой взгляд, арифметический подсчет аргументов «за» и «против» ничего на дает, н ужноразби ­ раться вкаждомконкретном случае. К ому - т о требуется больше места, к ому - т о — топливо подешевле, а укого - т о от запаха газа голова болит. О дно , п о ­ ж алуй , б есспорно : для того , к то ездит на газе, вероятность остаться без горючего значительно меньше.40 20 30 —232Экономия от перехода на газовое топливо. Пробег — 1000 км , цена бензина — SO руб. за литр, газа — 20, 30 и 40 руб. В последнем случае получаем убыток.Определить целесообразность пере ­ хода с бензина на газ поможет несложный расчет, к оторыйкаждому придется сделать самостоятельно: ведь цены везде разные иктомуже все время меняются . Действовавшие вМоскве осенью прошло ­ го года приведеныв таблице. С редний расход топлива дан для АЗЛК-2141 с двигателем ВАЗ . (Этот показатель сильно зависит от условий эксплуатации, м одели автомобиля иманерыезды . Д ля заднеприводных машин , к оторыхв стране больше, правильнее принять 9...10 л/100 км для бензина и 10,3...11,5 л/100 км для газа — ред.) Сегодня довольно сложно оценить, во что обойдется монтаж аппаратуры на машину. Д ля простоты по ­ считаем, что владелец смонтировал ее самостоятельно. Чтобы вычислить фок окупаемости , д елим последнее число на экономию, полученную при пробеге 1000 км . Поделив срококупаемости на средний годовойпробег , у видим , к акскоро усовершенствование станет прино ­ сить прибыль ( д опустим , что цены неи зменны ) . Естественно, с умму , уплаченн ую за установку аппаратуры на машину, придется приплюсовать к цене комплек ­ та. Эксплуатация газобаллонной аппаратуры обычно не требует дополнительных расходов (на ремонт, запчасти и т. п.), поэтому такой графывприведенной таблице нет. Ясно, что срококупаемости во многом зависит от разницы в ценах бензина и газа. П редположим , что цена бензина 50 рублей за литр, а газа — 20 рублей . Тогда экономия на каждую тысячу кило ­ м етров составит 1884 рубля ( с м . рисунок). Если цена газа 40 рублей, то понесем убытокв 232 рубля. Тогда к убытк ам следует еще отнести затраты на покупкуи установку газобаллонной си ­ стемы. Как видим , п ереход на новый вид топлива не дает сверхэкономии , но выгода при нынешних ценах все-таки есть. Говорят, в ремя — деньги. С эконо ­ м им ли мы его? Если очередь у газонаполнительной станции небольшая, каж ется , что здесь можно заправиться бы ­ стрее. Но первое впечатление обман ­НЕ СТУЧИТЕ, КОЛЕСАЧитатель из Киева Г. ЗАВАРОВ прислал эту заметку для «Конкурса знатоков» (ЗР, 1990—1992 гг.). Мы не стали предлагать ее в качестве задачи, так как правильный ответ смогут дать лишь владельцы ВАЗ-2108, -2109, да и то немногие. Но эта история, уверены, будет интересна и поучительна не только для них. Поэтому сегодня вы снова встретитесь с Чайником и Профессором, который, как всегда, безошибочно определил дефект. А о причине, вызвавшей его, расскажет кандидат технических наук Д . ПОСТНИКОВ. Вот и наступил один из самых счастливых дней вжизни Чайника — новенькая «девятка» вишневого цвета красо ­ валась около подъезда егодома . Соседи-автолюбители поздравляли хозяина, просили открыть капот, заглядывали в баг ажник , оценивали резину, любовались обивкой салона. А ромат свежей краски опьянял. В памяти укаждого возникалсвой, у же «боевой» автомобиль, к огда он был таким женовым . Кто-то попросил послушать движок . Чайник легкимповоротом ключа запустил мотор . М ягкое шуршание, отсутствие какой-либо вибрации сопровождало бесш умную работу двигателя на небольшом «подсосе», а когдамоторпрогрелся , Чайник «убрал подсос». Двигатель устойчиво работал на холостом ходу, л егко , без провалов, набирал обороты . Д оволь ­ ный владелец вылез из машины. Через некотороевремя включился электровентилятор, а остудив радиатор, снова затих. И вдруг двигатель слегка вздрогнул , послышался металлический стук. Чайник побледнел, присутствовавшие насторожи ­ лись. Д ядя Вася первым пришел в себя и, слегка нажав на тросик газа, добавил оборотов , стук пропал. Сбавил обороты , стук появился: что-то позвякивало вси ­ л овом агрегате. Опять добавил, стук исчез, сбавил до холостых, снова появился, к томуже двигатель слегка подергивало. Посыпались диагнозы «специалистов»: распредвал, цепь, успокоитель, вкладыши шатуна, один другого страшнее. Д ядя Вася скомандовал : — Это серьезно — на «гарантийку»! На следующее утро Чайник поехал на гарантийную станцию, д ержа «подсос» слегка вытянутым. «Что-то итормоза нев ажные » , — подумал он , въезжая в ворота. И нженерпо гарантии склонился над мотором и, внимательно прослушав его стетоскопом, спросил: — Д ругих претензий нет? — Да нет, вроде,— пробормотал Чайник. Проверили компрессию , давление масла, з азоры клапанного механизма, з ажи ­ гание ирегулировкукарбюратора , д ей ­ ствительно все было внорме . Подумав немного , и нженер сделал заключение: — Стучит коробка передач, надо ме ­ нять. Сейчас коробок на складе нет, поставим вас на очередь , в течение го ­ дика получите. — А как жегод ездить, со стуком что ли? — Пока ничем не можемпомочь . Убитый ответом , Чайник ехал домой и, поворачивая во двор , в друг (о, счастье!) увидел идущего навстречу Профессора. Тот внимательно выслушал подробный рассказ, п отом попросил запустить двигатель, открыть капот и взял плоског убцы . Тридцать секунд понадобилось Профессору, чтобы установить: к оробка передач вполномпорядке , а неисправность в... Предлагаем и вам поломать голову. Не догадываетесь? Ну, т огдаподскажем . П рофессор проверил хомуты шланга, и дущего от впускного коллектора двигателя квакуумному усилителю тормо ­ зов, а затем пережал шланг плоско ­ г убцами . Теперь догадались? Конечно. Прекратился подсос воздуха из неисправн ого усилителя, двигатель стал работать равномерно , устойчиво, а стук, издаваем ый шестернями постоянного зацепления коробки передач, исчез.О кончание — на стр. 45ЗА РУЛЕМ 2/93 39