30
31
РЕЙД «ЗА РУЛЕМ»СВЕТОФОР НА ЧЕРНОМ«Красный свет — дороги нет, желтый — будь готов к пути, а зеленый свет...» Стоп, давайте не будем сегодня так уж безоглядно катить на зеленый. И из области чисто теоретической, где светофор признан как вещь полезная, перенесемся в нашу автомобильную действительность. Сказано, то есть задумано,— сделано. И вот уже две наши рейдовые бригады катят по улицам двух столиц — Москвы и Казани, в конце концов все познается в сравнении.ЗЕЛЕНЫЙСВЕТ—ПРОЕЗДАНЕТМосква — большой город , где очень много автомобилей, перекрестков и светофоров. Пересечение улиц Академика Петровского иДонского проезда. Тут пришлось вовсю поработать нашему фотокорреспонденту. Линзы у двух из четырех светофоров были разбиты, лампочки горели через одну. М ы попытались по телефону связаться сближайшим отделением ГАИ Октябрьского района и рассказать об этомпогроме . Сонный голос прервал нас: «Не наш это район, мы за эти улицы не отвечаем». На вопрос: «Кто контролирует этот перекре ­ сток?» последовало короткое : «Не знаю» и частые гудки . М ы связались с третьим отделением ГАИ, расположенным поблизости (на ул. Косыгина),— диалог повторился почти без изменений. Госавтоинспектора никакой заинтересованности не проявили, более того спешили отмахнуться от нас, хотя в их должностные обязанности входит контроль за работой светофоров. 02 такую информацию не прини ­ мает, ей бы с криминальной совладать. Здесь в лучшем случае вам дадут номер телефона дежурной части ГАИ, которая в свою очередь может переадресовать к следующей инстанции, назвав телефон СМЭУ (специализированного монтажно-эксплуатационного управления). Вся эта чехарда из-за того, что ремонтоми эксплуатацией светофоров в Москве занимаются две организации — СМЭУ и «Старт». Не будем вникать в то, как они поделили между собой свет офорное хозяйство, о тметим лишь, что «Старт» чисто милицейское подразделение, а СМЭУ почти гражданское, хотя еще недавно там тожеработали людив погонах. Неопределенный статус СМЭУ сказывается на его работе: высок процент невыполненных по разным причинам заявок. За день вэто , управление их может поступить до 60, а удовлетворяют от силы 15—20 На площади перед гостиницей «Ленинградская», что у трех вокзалов, увидели настоящую светофорную вакханалию. В этом людном месте, где водителю ив нормальных условиях ориентироваться трудновато, где четкая работа светофоров особенно важна из-за обилия автомобилей и пешеходов, п орядка не было никакого. Световые «дирижеры» движения словно с ума посходили.О дноименные сигналы (в том числе и пешеходных светофоров) загора-Очутившись перед пешеходным светофором, на котором горят одновременно красный и зеленый «человечки», пешеходы сами принимают решение о переходе улицы. На свой страх и риск, иногда выбирая для этого не самый удачный момент. Этот уникальный светофор мы увидели у Комсомольской площади перед гостиницей «Ленинградская». Представляете, что должен чувствовать водитель, увидев одновременно разрешающий и запрещающий сигналы, а ведь для принятия решения у него считанные секунды.30ЗА РУЛЕМ 2/93I •• вЦИяИР • лись непредсказуемо — то одни красные, то зеленые. Водители рискованно разъезжались, а пешеходы будто вомут бросались наперерез автомоб илям . Регулировщика в этой «горячей точке» не было. Оправившись от изумления, м ы заметили людейв спецовках, о ру ­ д ующиху светофоров. Оказалось, ремонтная бригада СМЭУ. Ну, подумали мы , п орядок — сейчас починят. Не тут-то было. Сигналы какое то время безумствовали, п отом погасли. Ремонтники уехали ни с чем. Забегая вперед, с кажем , что мысооб ­ щили о беспорядках руководству СМЭУ, а через неделю вновь побы ­ вали здесь. На злополучном перек ресткеровным счетом ничего не изменилось — объект, как говорят профессионалы, был «на черном » . В заключение приведем официальную информацию : из пример ­ но 1220 светофоров российской столицы 400 требуют капитального ре ­ монта. Наш вывод: не доверяйте светофорам Москвы — они могут быть неисправны.К АКИДОЛЖНО БЫТЬ Казань — крупный промышлен ­ ный центр, протяженность улиц идорогвгородской черте — 484 км , 172 перекрестка оборудованы светоф орами . Проверить все 172 «объекта» в течение дня невозможно, поэтому под наш прицел попали центр города инекоторые основные транспортные магистрали. На всем маршруте оказался лишь один неработающий светофор, да и тот включился, к огдапроезжалимимо на обратном пути. Заметили мы ипередвижную вышку СМЭУ, э ки ­ паж которой занимался ремонтом освещаемого знака. На этом собственно рейд по татарской столице благополучно закончился. Дальше нас интересовал только один вопрос: как же функционирует служба, п од ­ д ерживающая светофоры втакомхорошем состоянии? Каждое утро четыре машины СМЭУ ГАИ выезжают на патрулирование. Если к этому моменту не по ­ ступает распоряжений из диспетчерс кой , то они движутся по установленным маршрутам . О бо всех замеченных и устраняемых нарушениях в работе оборудования сообщают вдиспетчерскую . Оттуда же получают задания инеобходимуюинформа ­ ц ию . Диспетчер определяет, куда необходимо отправить ремонтниковвпервую очередь. Собственно, пом ощьвэтом исходит непосредственно от «заказчика». Все инспектора дорожно - п атрульной службы ГАИ , независимо пешие и на автомобилях, с ообщаютдежурному по городуо неисправностях светофоров и знаков, попадающихся им на пути. Н апример , если вдруг отключился светофор на сложномперекрестке , то движение на нем регулирует ин ­ с пектордо тех пор , пока вызванная им бригада не устранит неполадку. Д ежурный по городу , владеющий оперативной обстановкой на дорогах, передает информацию диспетчеру СМЭУ, а оттуда ее получают по радио экипажи техничек ужев виде кон ­ кретных заданий. Конечно, СМЭУ ГАИ МВД Татарстана сталкивается стемижепробле ­ м ами , что ивдругих регионах.Например, весной прошлого года по всей стране вдруг исчезли лампы. Осветительные приборы стали красть из подъездов и общественных мест. Нет, светофоры, к счастью, не потро ­ шили, но перегоревшие или поби ­ тые лампы заменять бывало подчас нечем. Несколько лет назад, когда величина транспортных потоков в Казани достигла определенного уровня, м ногиеперекрестки были «украшены» светофорами. Процесс этот про ­ исходил довольно быстро, что дало повод местным водителям шутить, дескать, произвели слишкоммного светофоров — не пропадать жедоб ­ р у . В этой шутке есть доля истины. В Казани действительно находится предприятие, к оторое выпускает эти столь необходимые изделия. Так что с этим, слава Богу, дефицита вгороде нет. Когда проводился наш рейд , С МЭУ еще находилось в структур еМВД , но уже стоял вопрос о его самостоятельном статусе. В лю ­ б ом случае схема выглядит одинак ово : г ород — заказчик, СМЭУ — подрядчик, ГАИ — контролер. Кстати, служба дорожного надзора, играющая немалую роль воргани ­ зации движения , пользуется особым вниманием как угородской администрации, так ив самой ГАИ. В Казани давно поняли, что инспектор сжезлом только контролирует выполнение требований ПДД . П реждеженеобходимо обеспечить возмож ­ ность выполнения этих требований, не провоцировать водителя на нарушение излишними запретами, н епро ­ д уманной установкой знаков и светоф оров . Безупречное функционирова ­ ние светофорных объектов вго ­ р оде — о дно из подтверждений этому. P. S. Обсудив у себя в редакции результаты рейда, м ы решили часть средств, полученных от реализации этого номера журнала, направить вбюджет российской столицы. Очень надеемся, что в борьбе с неисправными светофорами Москва когда нибудь догонит Казань. Ф. ИЛЮХИН, А. СОЛОПОВ, Н. ЩЕРБАКОВБрошенная у светофора на улице Лобачевского машина закрывает от водителей пешеходов, переходящих дорогу. Вот, казалось бы, где должны активно поработать находящиеся на службе ГАИ автомобили-эвакуаторы, но они предпочитают увозить с улиц новые машины... Один из типичных в наше время перекрестков (пересечение улицы Ак. Петровского и Донского проезда): вдали виден работающий светофор, справа — не подающий признаков жизни.Фото В. Князева