ИЗ ТРУБЫ ИДЕТ ДЫМОК...А из бака течет ручеек бензина. Такого дорогого, что впору каждый раз прикидывать — стоит ли ехать? Расходуется этот ручеек не только на саму езду, но и во время работы двигателя на холостом ходу. Данный факт как-то не привлекает к себе наше внимание. Раз в два года, перед техосмотром, регулируем карбюратор, чтобы уложиться в разрешенные полтора процента СО, а сколько бензина утекает на холостом ходу — о том и не помышляем. М ежду тем, по ориентировочным прикидкам, в городе примерно половина ездового времени уходит на светофоры, пробки, накат с выключенной передачей. Во всех этих ситуациях мотор работает, а система холостого хода поставляет бензин. Велик ли этот расход, как он связан с регулировочными винтами карбюратора? Это мы и попытались выяснить в своем тесте. Объектом испытаний выбрали «Таврию», мотор которой, как известно, оснащен карбюратором типа «Солекс». Владельцы машин с такими карбюраторами нередко склонны похвастаться, что их двигатель можно отрегулировать чуть ли не до нулевых показаний газоанализатора. Подразумевается, что и расход бензина при этом ничтожен. О б используемой нами аппаратуре читатели знают из предыдущих публикаций: это исследовательский расходомер, сделанный вНАМИ , и стационарный газоанализатор японской фирмы «Хориба». Первый эксперимент заключался в следующем. Понемногу, «ступеньками», изменяли положение винта качества от предельно вывернутого до полностью завернутого. Соответственно изменялось и содержание СОв выхлопе. На каждой очередной «ступеньке» корректировали положение винта количества так, чтобы скорость вращения коленчатого вала сохранялась на уровне 900 об/мин, после чего измеряли расход топлива. В итоге установили зависимость между количеством СОв выпускной трубе и потреблением бензина, а заодно и содержанием углеводородов (СН) в отработавших газах (табл. 1). Наблюдения, сделанные по ходу работы, оказались довольно интересными. Когда винт качества вывернут почти полностью, двигатель работает неустойчиво, с перебоями. Ровно он начинает работать с того момента, когда содержание СО понижается до 9,5 %. Минимальный расход бензина отмечен при концентрации СО от 0,5 до 1 %. Дальнейший поворот винта качества хоть и снижает СО, но вновь, и заметно, увеличивает потребление топлива, при этом мотор начинает работать неустойчиво, с перебоями. Это Зависимость расхода топлива от регулировки карбюратора на холостом ходу определяли на двигателе МеМЗ-245 («Таврия»). Верный помощник — профессиональный расходомер топлива НАМИ. сказывается и на показателях СН. Отсюда следует, что стремиться к сверхмалым показаниям газоанализатора не только бессмысленно, но и расточительно. Кстати, при такой регулировке нажатие педали газа сопровождается заметным «провалом». Уместно заметить, что добиться оптимальной регулировки без приборного оснащения крайне сложно. К началу теста мотор нашей «Таврии» работал на холостом ходу «как часы»: он был добросовестно отрегулирован «на слух». Приборы показали, что при этом концентрация СО равна 5 %, а расход топлива — 0,75 л/ч. Перепробовав разные варианты манипулирования регулировочными винтами, мы пришли к такому выводу. Если уж жизнь заставит, целесообразно сначала завернуть винт качества до упора, а потом осторожно отворачивать его до момента, когда мотор только-только начнет работать устойчиво. Проделав это, мы попали в точку с содержанием СО около 1 %. Разумеется, пришлось подвернуть и винт количества, чтобы выставить нужные обороты. Кстати, это обстоятельство натолкнуло нас на другой эксперимент. Известно, что автомобилестроители рекомендуют довольно высокие обороты холостого хода, поскольку это снижает показатели СО. А как связана скорость вращения коленчатого вала с расходом топлива? Попробовали, приняв на этот раз постоянной величиной показатель СО (на уровне 1,5 % ) . В этом опыте никаких неожиданностей не было: зависимость, как и предполагалось, была прямой. Чем выше обороты, тем больше расход (табл. 2). Что ж , не всегда должны быть «фокусы». Таковы наши итоги. Кстати, специалисты НАМИ подтвердили их принципиальную закономерность. Ну, а автомобилистам, надеемся, тут есть пища для размышлений. Отдел испытанийТАБЛИЦА 1Зависимость часового расхода топлива на холостом ходу от регулировки карбюратора по содержанию окиси углерода (СО) в отработавших газах при скорости вращения коленчатого вала 900 об/минСодержание окиси углерода (СО), % Содержание углеводородов (СН) в объемных доляхРасход топлива, л/ч0,2 0,3 0,5 1,0 1,5 2,5 4,5 7,5 9,5 12,20,84 0,78 0,60 0,62 0,64 0,66 0,72 0,85 0,90 1,301260 1250 1230 1300 1320 1340 1390 1470 1550 1650ТАБЛИЦА 1Зависимость часового расхода топлива на холостом ходу от скорости вращения коленчатого вала при постоянстве содержания СО на уровне 1,5 %Скорость вращения коленчатого вала, об/мии Расход топлива, л/ч Содержание СН в объемных долях750 1000 1250 15000,60 0,78 0,96 0,991240 1280 1260 1290ТЁСГ2 2 ЗА РУЛЕМ 2/93