КАРБЮРАТОРЫ «СОРОК ПЕРВЫХ»Из предлагаемой статьи вы узнаете, какими карбюраторами и системами ЭПХХ комплектуют автомобили АЗЛК - 2 141 , а также о взаимозаменяемости этих приборов. Материал подготовлен инженеромАЗЛК В. БАННИКОВЫМ. В настоящее времяАЗЛК выпускает две основные модификации « М осквича » : АЗЛК-2141-01 иАЗЛК - 2 1412 - 0 1 . П ервую , и зготовляемую , кстати, очень малыми партиями, комплектуют двигателями ВАЗ-2106-70с карбюратором 2141-1107010 ( « О зон » ) . К онструктивно этот прибор мало отличается от карбюратора 2106-1107010 для вазовской «шестерки». С обслуживанием и ремонтом таких карбюраторовможноознакомитьсяв наш емжурнале (ЗР, 1986, № 5-6). Вторая модификация — А ЗЛК - 2 141201 , сейчас основная продукция завода. Ее комплектуют двигателем УЗАМ-331.10, п ричем встречаются два варианта системы питания: с карбюраторами 21412-1107010 («Солекс») и 21412-1107010-10 ( « О зон » ) . Эти карбюраторыполностьювзаимозаме ­ н яемы . Правда, у каждого специфическая система ЭПХХ ( э кономайзерпринудитель ­ н огохолостого хода), о чем будет расс казанониже , и свой «тросик газа». Взаим озаменяемость этих приборовскарбю ­ р атором 2141-1107010 (двигателя ВАЗ2106), к сожалению , не предусмотрена . Что касается карбюратора 214121107010 (в документацииДимитровградскогоавтоагрегатного завода он значится подномером 21041-1107010 — м о ­ д ификация для ВАЗ-2104), то он аналогичен «Солексу», п рименяемому на «спутниках» и «тавриях», а также на неко ­ торых модификациях «жигулей». Об устройстве такогокарбюраторауже рассказывалось (ЗР, 1986, № 4). О собен ­ ностям конструкции , о бслуживаниюи текущему ремонту карбюраторов «Со-Карбюраторы и системы ЭПХХ для автомобиля АЗЛК-2141 j Модель автомобиля 1 Модель двигателя I Модель карбюратора АЗЛК-2141-01 ВАЗ-2106-70 2141-1107010 "Озон" АЗЛК-21412-01 УЗАМ-331.10 21412-1107010-10 21412 1107010 (21412-1107010-40) (21041-1107010) "Озон" "Солекс" 502.37616 50.3761 (5023.3761) (5003.3761) 1900—2100 7 Датчик-винт 2108-1107240 2108-1107420 нет Рис. 2 1250—1500 7 Микропереключатель 421.3709 1902.3741 3 нет Рис. 3I Блок управления I Модель 1 Пороги срабатывания , 1 об/мин | Число клемм разъема I Датчик положения | дроссельных заслонок I Электромагнитный I клапан | Наличие I пневмоклапана I Вариант схемы | соединений25.3761 1150—1500 4 Микропереключатель 421.3709 1902.3741 3 есть Рис. 1В скобках дано обозначение по документации ДААЗа. без скобок — по документации АЗЛК. Приведены значения порогов срабатывания по частоте вращения коленчатого вала: первая цифра порог включения, вторая — порог выключения. Размещен на кузове автомобиля. леке» т акже был посвящен ряд статей: ЗР, 1988, № 4, 5, 6 и « А втомобиль ­ ная промышленность » , 1988, № 10. О бра ­ т имвнимание лишь на то , что вотли ­ чие от « в осьмерок » и «девяток» на автомобилях « М осквич » т радиционно отсутствует магистраль слива топлива в бак. П оэтомуукарбюратора 21412-1107010 нет отвода для слива бензина, что об ­ легчает егомонтаж на двигатель, а также способствует взаимозаменяемости с «Озоном». К арбюратор 21412-1107010-10 ( в нима ­ н ие ! В документацииДААЗа он обозна ­ чен 21412-1107010-40) наиболее близок « О зону » 2140-1107010 старой, « с ороко ­ вой» м одели « М осквича » . (Его до сих пор устанавливают на ижевские машины.) Правда, у этих карбюраторов по сравн ениюстрадиционным « О зоном » есть некоторые , чисто « м осквичовские » к он ­ структивные особенности. О карбюраторе 2140-1107010 иегоспецифических узлах рассказано в ЗР, 1986, № 12. Теперь попробуем ответить на типич ­ ные вопросыокарбюраторах , в озника ­ ю щиеу владельцев « м осквичей » при ремонте автомобиля. Как правило, п роблемы связаны стем , что «новый» к арбюратортребует иной электро - и (или) п невмопроводки . Случается это, н апример , к огда удалось приобрести карбюратор 21412-1107010 вместо штатного 21412-1107010-10 или нао борот . Д ругойпример : замена двигателя, укомплектованного карбюратором «Солекс», на двигатель скарбюрато ­ р ом «Озон». Наконец, в новом кузове проводкаможет не соответствовать устан овленному на двигателе карбюратору . Во всех этих случаях придется нем ного изменить электро - и пневмопроводку , а такжезаменить , и сключить или вновь установить некоторые приборы системыЭПХХ : б лок управления, э лектро ­ м агнитный клапан, р азъемблока управления, т рубкипневмолинии . Чтобы разобраться втом , к акие новые элементыдолжны появиться на автом обиле после ремонтаикак правильно проложитькоммуникации , к ратко охарактеризуем существующие схемы подключения карбюраторных систем кэлектро ­ оборудованию машины. На рис. 1, 2 и3показанысхемысоединений ЭПХХ соответственно для кар ­ б юраторов 2141-1107010, 21412-1107010 и 21412-1107010-10. С хема на рис. 1 (для карбюратора 2141-1107010) — типовая, п рименяемая на « ж игулях » с « О зоном » . Здесь использован блок управления с четырехк леммнымразъемом . (При необходимо ­ сти блок 25.3761 можно без какого - л ибо ущерба заменить «москвичовским» 252.3761, « и жевским » 2523.3761 или «волг овским » 1412.3733 — см. ЗР, 1991, № 3). М икропереключатель ( М П ) р асположен на карбюраторе , а электромагнитный клапан ( Э МК ) 1902.3741 установлен на кузове машины. С впускной трубой и пневмок лапаномкарбюратора последний соеди ­ нен при помощи двух трубок ( к ак неэ лектрические элементы, они на схеме не показаны). С хема на рис. 2 (для карбюратора 21412-1107010) т акже стала почти класс ической , но для автомобилейскарбю ­ р атором «Солекс». Здесь датчик-винт (ДВ) 2108-1107240 иэлектромагнитный клапан ( Э МК ) 2108-1107420 находятся непосред ­ ственно на карбюраторе . Пневмоклапана нет, естественно, отсутствуют итрубки . Блок управления 50.3761 можно заменить только на 5003.3761, в крайнем случае на блоки 501.3761, 5013.3761, но это неж елательно , п осколькупороги срабатывания понизятся до 1700—1900 об / м ин .БУ I234МПБУ К катушке зажигания К замку зажигания К замку зажигания К катушке зажигания |МП\1—'эмк_ JРис. 1 БУ 1234567К замку зажигания К катушке зажиганияL№| ЭМКЭМКРис. 3Рис. 1. Схема подключения системы ЭПХХ карбюратора 2141-1107010: БУ — блок управления; МП — микропереключатель; ЭМК — электромагнитный клапан. Рис. 2. Схема подключения системы ЭПХХ карбюратора 21412-1107010: ДВ — датчиквинт.1/_Jn DLTTLРис. 2 48 ЗА РУЛЕМ 2/93-LРис. 3. Схема подключения системы ЭПХХ карбюратора 21412-1107010-10.