Кажется, мы начинаем понемногу привыкать к рынку и рыночным понятиям, применительно к автомобилю. В кругу сослуживцев, знакомых, родственников только и разговоров: сколько просят за "пятерку" пятилетней давности или "Опель-Кадет" с десятилетней биографией, что выгоднее купить — новую "Таврию" или хорошо сохранившийся ВАЗ-21013? Чем больше взлетают цены на отечественные автомобили, чем "круче" таможенные тарифы, тем притягательней становится рынок подержанных автомобилей, вовлекающий в свою орбиту сотни тысяч людей. Одни хотят с чего-то начать свою автомобильную жизнь, другие — ее украсить, пересев на более современную или свежую машину. И у каждого, независимо от цели, все начинается с вопроса: сколько это будет стоить, какие цены сегодня на старые, не очень старые и даже новые автомобили?КАК Я ПОКУПАЛ"Алло, у вас действительно все модели ВАЗа по ценам ниже рыночных? Простите, 8,5 тысячи долларов за "длинное" и 8 тысяч за "короткое" крыло?" Делаю вывод: сумма, которой я располагаю, не может быть эквивалентом новой "восьмерки". Что ж, отправлюсь на рынок посмотреть, насколько там цены "выше" тех, о которых пишут в рекламных объявлениях многочисленные торговые фирмы. Да, автомобилей на рынке много, а вот разнообразия стало меньше. Куда делись БМВ, "форды", "опели", "рено", которых в прошлом году было видимо-невидимо? Вероятно, сработало печально известное постановление Правительства РФ (№ 1322 от 23.12.93) об изменении таможенных пошлин на ввоз автомобилей. Ну кто, скажите, заплатит за десятилетний "Фольксваген" с двигателем 1600 см 3 9500 долларов — по сути за право добивать его на российских дорогах? Нашим автозаводам помогли — убрали подчистую всех конкурентов с российского рынка. Как нам объясняют, это сделано для развития автомобильной промышленности. Теперь твори, что хочешь. К примеру, придержи партию ранее выпущенных автомобилей, потом подними заводскую отпускную цену и дай объявление: "Новые автомобили по старым ценам". Будьте уверены — разойдутся! И не нужно заботиться об улучшении качества, выпуске новых моделей — монополистам это ни к чему.АВТОМОБИЛЬти, это касается автомобилей из всех республик-бывшего СССР. Правда, можно оформить сделку за пределами России, тогда придется заплатить всего 10000 рублей, но эту машину уже нельзя будет продавать (отчуждать) и передавать в пользование другим, кроме ближайших родственников, в течение двух лет. Законно и беспошлинно оформить автомобиль из ближнего или дальнего зарубежья в России, не выезжая в эти государства, невозможно. А потому я не стал смотреть автомобили из Белоруссии, Украины, Прибалтики и т. д. Хотя иные покупатели, вероятно, полагающие, что Россия — все тот же СССР, а таможенные правила касаются США, Турции, Германии, с интересом разглядывали автомобили из ближнего зарубежья, приценивались и... выкладывали деньги. Один мой приятель купил на рынке ЗАЗ-1102 — уж больно манящей была цена новенькой "Таврии" с украинским жовтоблакитным флагом на номере — всего 2000 долларов. Проворные хлопцы предложили: впишем твои данные в новую справку-счет (по-украински "довидка-рахунок"), а свои номера заберем — будто ты купил ее сам в Запорожье и перегнал в Москву. При оформлении удостоверения на ввезенное в Россию это транспортное средство на таможне потребовали штамп приграничной таможни о пересечении границы, который, как выяснилось, можно получить, уплатив Украине 100% стоимости машины, — таковы сейчас порядки в "незалежной", или штраф, тоже около 100%, как за контрабандный товар. Осмотрев с десяток автомобилей, я твердо уяснил, что сегодня первым шагом в выборе и покупке должна быть проверка документов: откуда автомобиль, снят ли с учета, возможно ли его отчуждение. Затем нужно сверить данные техпаспорта с номерами двигателя и кузова. Проверить состояние самих документов: нет ли подтертых или исправленных цифр, печатей, надписей. И, конечно, панель кузова, где выбит сам номер. Если она кривая, видны следы сварки — откажитесь от этого автомобиля, поскольку велика вероятность того, что он ворованный. Мне на рынке приглянулся ВАЗ-21063 1986 года, устраивала и цена — 3100 долларов. Документы в порядке и номер на кузове не вызывал подозрений. Но я решил подстраховаться: как советовали специалисты, открыл "бардачок", рукой ощупал место, где выбит номер, — и обнаружил следы от сварки. Молча, под пристальными взглядами продавцов, покинул автомобиль. Другой пример — ВАЗ-2108. На правом "стакане", куда упирается амортизаторная стойка и на котором находится номер, я не нашел точек заводской сварки — видно, с похищенного автомобиля срезали старую де-А на рынке, как десять лет тому назад, пестрят "жигули", "москвичи", ИЖи, "волги", "запорожцы" — и новые, и подержанные, и совсем развалившиеся. Иномарок немного — только те, что ввезли раньше, часто уже изрядно потрепанные. А цены удивляют и настораживают. ВАЗ-2105 1988 года выпуска, неперекрашенный, небитый, 50 тысяч пробега — две тысячи долларов. СРЕДНИЕ ЦЕНЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ А рядом — той же модели, но 83НА МОСКОВСКОМ РЫНКЕ В ИЮНЕ (ТЫС. ДОЛЛАРОВ, 1$~1970 руб.) го года, с мятой дверью, переко\ . Марка и шенной облицовкой, гнилыми поАЗЛК ИЖ ВАЗ ГАЗ \ . модифирогами —те же две тысячи. Разкация гадка проста, стоит лишь посмот-2101;-013; Возраст,\. 07 реть на номера: первая — из Эс05 06 08 09 2140 2141 412 24 31029 лет Л \ -011; -02 04 тонии, а вторая — из Московской области. Чтобы оформить в Рос2,5 2,5 3,0 3,0 3,5 10—8 1,5—2,0 3,0 2,5 1,0 1,0 сии эстонский автомобиль, необ2,0 2,5 5—6 4,0 3,5 3,5 4,0 4,0 4,5 2,0 4,0 3,0 ходимо заплатить 2600 долларов 5,0 4,5 4,5 4,0 5,0 4,5 2—3 3,5 2,5 5,0 в казну. Значит, фактическая це5,8 7,5 6,5 7,0 6,5 6,0 6,0 4,0 3,5 на этой машины уже 4600. Кетановые54 ЗА РУЛЕМ 8/94ЗАЗ 968 0,8 1,5 2,0 2,5 11021,8 2,5 3.0