60
61
62
Историки утверждают, что пробег Париж—Руан—Пар иж , с остоявшийся сто лет назад, нельзя в полном смысле считать гонк ами . Д аже ралли, хотя время проезда участниками населенных пунктов нейтрализовалось и был регламентирован режим движения. Не гонки — потому, что первый приз, в соответствии с Положением, присуждался не за лучшее время прохождения дистанции (126 км), а по совокупности технических достоинств машин. По сути, это был построенный на соревновательной основе конкурс автомобильных конструкций, где в дорожных условиях определяли, какая техническая концепция лучше. На этот конкурс, организованный главным редактором журнала "Пти журналь" (порусски — "Журнальчик") Пьером Жиффаром, были заявлены 102 автомобиля. Среди них 38 — с двигателями внутреннего сгорания, 29 — с паровыми двигателями, 5 — с электрическими, 5 — с пневмодвигателями, а еще совершенно фантастические создания, приводимые в движение системой рычагов, гидромоторами, силой тяжести пассажиров... Наряду с грамотными инженерами, изобретателями в числе заявителей оказались авантюристы и просто сумасброды. Короче говоря, на старт вышел всего лишь 21 автомобиль. А сам старт несколько раз переносили, и в конце концов он состоялся 23 июля 1894 года. Участникам предписывалось пройти путь из Парижа в Руан и обратно не менее чем за 12 часов. При этом фиксировались все поломки и задержки в пути. Раньше всех на финише появился граф Альбер Де Дион на паровом автомобиле фирмы "Де Дион-Бутон-Трепарду". Дистанцию он прошел со средней скоростью 18,7 км/ч, но первого приза в5 тысяч франков не получил. Победители международных гонок Санкт-Петербург—Москва — француз Виктор Эмери со своим механиком. 6 мая 1908 года они финишировали в Москве на машине "Бенц" (4 цилиндра, 15 088 см3 , 150 л. с ) , показав среднюю скорость 82 км/ч.ВЕК АВ1Павел Николаевич Беляев — победитель первых в России гонок на моторных экипажах (24 октября 1898 г.). Он выступал на три цикле "Клеман" с мотором "Де Дион-Бутон" (1 цилиндр, 239 см 3 , 1,75 л. с ) . Впоследствии Беляев был избран почетным членом и председателем Санкт-Петербургского автомобильного клуба.Один из немногих самодельных гоночных автомобилей конца 30-х годов. Машина построена ленинградцем Антоном Гирелем на шасси ГАЗ-М1. 26 июля 1937 года он достиг на ней скорости 127,6 км/ч. Автомобильные заводы ГАЗ, ЗИЛ, МЗМА в50 — 60-е годы строили специальные гоночные автомобили. На снимке — первый старт "Москвич а - ^ " под управлением Юрия Чвирова на трассе "Невское кольцо" в мае 1963 года. Жюри конкурса рассудило, что машину Де Диона нельзя считать автомобилем — это был тягач с одноосным легковым полуприцепом. Вторым и третьим в Париж прибыли Д. Лемэтр и А. Клеман — оба на автомобилях "Пежо" с двигателями "Даймлер", изготовленными по лицензии фирмой "Панар-Левассор". Четвертым же финишировал Э.Левассор за рулем "ПанарЛевассора" с лицензионным мотором. Взвесив все "за" и "против", жюри решило поделить первое место между фирмами "Панар-Левассор" и "Пежо", второе — отдать "Де Дион-Бутон-Трепарду", а третье — генеральному представителю фирмы "Бенц" во Франции Э. Роже. Конкурс закончили только 15 автомобилей. Но соревновательный принцип первого и, надо признать, нашумевшего автомобильного пробега, за которым наблюдало множество зрителей, сыграл свою роль, и именно с него ведет свое начало история автомобильного спорта. В следующем, 1895-м году были успешно проведены первые автомобильные гонки по маршруту Париж—Бордо—Париж (по образцу велосипедных гонок на шоссе, тогда уже распространенных). В работе их оргкомитета участвовал российский гражданин Петр Климентович Энгельмейер. Все, что он увидел и узнал в Париже, было использовано спустя всего три года для организации под Санкт-Петербургом в октябре 1898 года первых в России "гонок на моторах". Иллюстрированную биографию российских гонок мы предлагаем вниманию наших читателей. Л. ШУГУРОВБЫЛОЕ 60ЗА РУЛЕМ 8/94 Фактический победитель состязаний ПарижРуан—Париж — А. Де Дион на паровом автомобиле "Де Дион-Бутон-Трепарду".Александр Николаевич Коншин, московский фабрикант и автомобильный гонщик, первенствовал 19 июня 1911 года в 100-километровых гонках под Москвой на гоночном автомобиле "Опель". Позже Коншин погиб на соревнованиях.Фото Н. Добровольского, Ю. Прехнера, Э. Пярнаметса, И. Сошина, Национального автомобильного музея "Бельо" (Англия) и из архива Л. Шугурова.ОМОБИЛЬНОГО СПОРТАПервый чемпион России по автомобильным гонкам (1924 г.) ленинградец Шевченко за рулем гоночного "Бенца" (4 цилиндра, 15 088 см 3 ,150 л. с). Скорость машины — 1 20 км/ч. Гонки на дистанцию 1 километр со стартом с хода проводились тогда под Москвой в пяти категориях (классах) машин. На такой машине "ПобедаСпорт" горьковчанин Михаил Метелев 2 августа 1950 года стал первым чемпионом Советского Союза по автомобильным гонкам. Двигатель, форсированный до 75 л. с , позволил ему пройти 300-километровую дистанцию со средней скоростью 147,2 км/ч.В 70-е годы парк гоночных автомобилей СССР состоял в основном из машин "Эстония". На одной из таких машин, "Эстония-9" под № 65 Юрий Андреев лидирует на чемпионате СССР 1973 года.ЗА РУЛЕМ 8/9461 Начало на стр. 4 ление двух дополнительных дверей и удлинение верхней части кузова прибавили ему 65 кг. Естественно, конструкторы озабочены тем, чтобы динамические качества автомобиля не ухудшились. Один из вариантов — комплектовать машину двигателем с рабочим объемом 1250 см 3 , который создан в Мелитополе (ЗР, 1994, № 6). Модернизированный двигатель развивает 60 л. с. при 5000 об/мин. Оснащенная им "пятерка" расходует не больше топлива, чем ЗАЗ-1102 с базовым двигателем, и разгоняется с места до 100 км/ч за 17 секунд. В модернизированном двигателе увеличен ход поршня (с 67 до 77 мм). Это вызвало изменение конструкции шатунов, поршней, коленчатого вала. Производить такие детали на Мелитопольском моторном сегодня негде. МеМЗ рассчитывает на кооперацию с конверсионными предприятиями, а Запорожский автозавод в качестве временной меры договорился с ВАЗом о закупке310 000 двигателей ВАЗ2108 (1300 см ) с четырехступенчатой коробкой передач. По-видимому, ЗАЗ1105 будут комплектовать также 50сильным "старичком" МеМЗ-245 рабочим объемом 1100 см3. Много ли такая "пятерка" потеряет в динамике по сравнению с ЗАЗ-1102? Олег Папашев отвечает осторожно: — Небольшое ухудшение будет, но это проценты, которые "ловятся" только в условиях полигона — на специальных дорогах, при идеальной погоде. В реальной эксплуатации потребитель едва ли ощутит потерю динамических качеств. Тем более, что ее отчасти компенсирует улучшение аэродинамики.Большой полезный объем, удобный доступ на сиденья ив багажный отсек — черты настоящей семейной машины.Один из водителей-испытателей, которому я задал тот же вопрос, ответил с шоферской прямотой: — Мы считаем, что динамика останется практически той же, но не можем утверждать этого, так как вынуждены заливать в бак не кондиционное топливо, а черт знает что — бензин, который горит только от спички... Даже если под капотом знакомый МеМЗ-245, в моторный отсек все-таки заглянуть стоит — увидим, что ликвидировано одно слабое место. В ЗАЗ1102 усилитель чашки (опоры) стойки наваривали сверху на брызговик. Этот шов работал на разрыв и при недостаточно высоком качестве сварки мог не выдержать эксплуатации на плохих дорогах. Теперь место крепления подвески имеет новую, значительно более надежную конструкцию. Сварной шов находится под брызговиком и работает уже не на разрыв, а на сдвиг. Это усовершенствование будет распространено и на ЗАЗ-1102. В задней подвеске изменение коснулось пружин: они изготовлены из прутка большего диаметра (11,1 мм вместо 10,2), иначе более тяжелый, чем у ЗАЗ-1102, задок просел бы под нагрузкой. Опробовать "пятерку" нам пока не довелось, но, по отзывам водителейиспытателей, возросшая жесткость кузова положительно повлияла на ее управляемость и устойчивость. Это особенно заметно при скоростном прохождении поворотов и на горных дорогах: машина лучше держит курс, требуя меньше корректировок рулем. "Не надо напрягать гамму психофизиологических сил", — так по-ученому выразился старейший испытатель ЗАЗа Иван Павлович Кошкин. Первое знакомство позволяет заключить, что в семействе "Таврия" произошло приятное прибавление. Более определенную оценку можнобудет дать, когда машина получит "свой" двигатель. Если он превзойдет МеМЗ-245 не только мощностью, но и долговечностью, "пятерка" должна иметь успех у потребителей в странах СНГ. Многое здесь, конечно, решает качество исполнения, которое за последние годы у запорожских автомобилей серьезно снизилось. Первую партию ЗАЗ-1105 собрали в июне. В какой степени пятидверная "Таврия" потеснит на сборочном конвейере трехдверную? Это будет зависеть только от спроса. По мнению главного конструктора завода О. Папашева, соотношение постепенно сложится примерно такое же, как между ВАЗ-2109 и -2108, то есть в пользу пятидверной. г. Запорожье Л. САПОЖНИКОВ Фото С. Бижко КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАЗ-1105 Общие данные: снаряжения масса — 790 кг; грузоподъемность — 400 кг; максимальная скорость — 153 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч (с водителем) — 17 с; расход топлива при скорости 90, 120 км/ч ив ГЦ — 4,9; 5,4; 7,5 л/100 км; допустимая полная масса прицепа — 250 кг (с тормозами — 500). Размеры: длина — 3825 мм; ширина — 1564 мм; высота — 1453 мм; база — 2320 мм; дорожный просвет — 156 мм; радиус поворота — 5,2 м; полезная длина салона — 1620 мм; полезная ширина салона (на уровне плеч задних пассажиров) — 1270 мм; объем багажного отделения при "пассажирском" положении заднего сиденья — 0,27 м3. Двигатель: тип — МеМЗ-310; число цилиндров — 4; рабочий объем — 1250 см3; диаметр цилиндра — 72 мм; ход поршня — 77 мм; мощность — 60 л.с./44 кВт при 5000 об/мин; максимальный крутящий момент — 9,6 кгс-м/94 Н-м при 3500 об/мин62ЗА РУЛЕМ 8/94