•EcLillLflР :J^7 "^^?яU1>;•^':IL.*Вспомним: сколько моделей прицепов выпускала отечественная промышленность лет десять назад? Грузовой мытищинский — примитивный железный ящик да "комфортабельный" "Скиф" с раскладной палаткой — символ зажиточности владельца. Вот и все. Теперь самые разные прицепы делают в Подмосковье и на Урале, в Сибири ив Поволжье; на дорогах все больше маленьких автопоездов. Но каждая медаль имеет, как известно, и оборотную сторонуПрицеп все чаще покупают, чтобы зарабатывать деньги. Раньше дачник или турист использовал его несколько раз в год. Теперь он нередко — эрзац развозного фургончика. Понять можно: грузовой прицеп дешевле, а тягач — вон он, свой "жигуленок". Хорошо, конечно, что прицеп доступен почти каждому, но каждый ли способен управлять таким автопоездом? Когда на буксире малявка на мотороллерных колесах, всего килограммов триста, — это одно. Когда же за спиной двухосный трехметровый прицеп в тонну весом — совсем другое. Машина куда заметнее теряет в скорости и приемистости, торможение становится небезопасным. А если прицеп с высоким тентом или с кузовом-фургоном? Часто ли вы встречали на "тягачах" зеркала заднего вида с двух сторон, тем более — на удлиненных кронштейнах? Я, например, видел их только у иностранцев в те времена, когда они разъезжали по дорогам бывшего Союза с дачами на буксире. Нашим, наверное, назад смотреть не надо — затылком чувствуют... Чтобы ездить с прицепом, водитель грузовика должен открыть соответствующую категорию в водительском удостоверении. То есть как-то подтвердить свою квалификацию, продемонстрировать навыки управления автопоездом. Владельцу легкового автомобиля не надо ничего подтверждать и демонстри22 ЗА РУЛЕМ 8/94••Kk^l: • -ЕСЛИ СЗАДИ ПРИЦЕПровать: прицепил — поехал. Даже если и без прицепа ездит слабо — выходит, ничего страшного? А на дороге таких горе-водителей уже пруд пруди. Ну вот, скажет читатель, совсем застращали. Да нет, просто пытаемся показать некоторые проблемы, что "везет на себе" прицеп. Повторимся: вещь это, конечно, полезная, относительно недорогая и потому доступная. Основное достоинство прицепа — расширение возможностей легкового автомобиля. Благо, выбор сейчас есть: дачнику — грузовой прицеп, коммерсанту — ларек на колесах, мастерской — автовоз. Есть даже передвижные пасеки — специально для любителей-пчеловодов. О наиболее распространенных моделях прицепов различных типов мы в дальнейшем постараемся рассказать подробнее. А сейчас — несколько советов владельцам прицепов и потенциальным покупателям. Первый касается выбора прицепа. Прежде всего, обратите внимание на соответствие возможностей прицепа и тягача. Заманчиво иметь прицеп большой грузоподъемности, чтобы перевозить разом почти тонну груза. Но справится ли с такой работой ваш автомобиль? Причем надо учитывать не только паспортную мощность двигателя, но и возраст, и техническое состояние машины. Однажды пришлось наблюдать, как "Москвич-2140" надрывался в бесплодных попытках втащить на горку двухосный грузовой прицеп, под завязку набитый стройматериалами. А ведь "сороковой" не самая слабая наша машина. Перегрузка создает проблемы не только в управлении машиной. При частом пользовании слишком тяжелым прицепом быстро изнашивается автомобиль, а в первую очередь достается двигателю, работающему с перегрузкой. Резко снижается ресурс трансмиссии. Сцепление и крестовины могут вызвать хроническую головную боль. Наиболее отдаленная, но самая мрачная перспектива — развалить кузов тягача: все рывки и удары от прицепа в итоге достаются именно кузову, а он, увы, мало приспособлен к дополнительной нагрузке. Так что вряд ли стоит бросаться на прицеп-тяжеловоз, если хотите, чтобы автомобиль служил подольше. Если же много грузить необходимо (или очень хочется), то прицеп надо брать подходящий: с мощной подвеской, оборудованный тормозами. Именно из-за отсутствия тормозов грузоподъемность многих очень вместительных прицепов ограничена тремястами килограммами. Не превышайте этот предел, как бы велик ни был соблазн. Для справки: в мытищинский грузовоз умещается почти тонна картофеля в мешках — проводили опыт. Однако выезжать с таким "хвостом" на дорогу крайне опасно. Несколько слов об особенностях вождения автомобиля с прицепом. Для начала потренируйтесь маневрировать в стесненных условиях. Добейтесь, чтобы прицеп шел, куда надо, при движении задним ходом. Если на первых порах не будет получаться, не беда — пустой прицеп можно водворить на место вручную (если это не дом на колесах). А коли "сложится" груженый автопоезд — руками не особенно поможешь. Так что приобретайте навык заранее. Трезво оценивайте возможности тягача — откажитесь от "светофорных гонок". Не забывайте, что ваш поезд почти вдвое длиннее автомобиля. Старайтесь реже тормозить — дер-