полнительная кнопка переключения программ работы коробки на "спортивный" ("Sport") или "экономичный" ("Есоп") режим (у "Мерседеса" — нормальный ("N") и спортивный ("S") режимы). Для обычного движения вполне подходит экономичный вариант, где передачи переключаются, как обычно, а ГТР блокируется заметно раньше. Режим "спорт", прежде всего, для любителей интенсивного разгона. Отметим, что на "Волво-850" есть еще кнопка "Winter" — для зимней езды (рис. 3). В этом режиме при положении "D" рычага управления коробкой машина будет трогаться с третьей передачи — выражаясь шоферским языком, "внатяг". Поэтому возможность забуксовать при троганье (как и приемистость машины) сведена к минимуму. При этом на щитке приборов загорается сигнальная лампа режима зимней езды. Еще одна особенность: у "Волво", да ив других машинах, на рычаге переключения предусмотрена внутренняя кнопка под пальцами (рис. 4 а, б, в). Если ее не касаться — а, то рычаг устанавливается лишь в двух положениях: "D", "2" у -940 и "N", "D" у -850. Для включения остальных режимов необходимо слегка нажать кнопку б. Тем самым предотвращают опасность случайного включения на ходу таких положений селектора, как "Р" или "R". Рычаг может ходить по всем положениям лишь при нажатой до конца кнопке в. В остальном движение и управление машинами с этими коробками не отличается от "мерседесовских". Только торможение двигателем намного эффективнее, вдобавок, чем ниже передача, тем сильнее замедление при отпускании педали газа. Несколько слов о возможности буксировки машин с этими коробками. В инструкции "Волво" указано, что буксировка возможна на расстояние до 30 км со скоростью не более 20 км/ч и только при положении "N" селектора. В отличие от "Мерседеса", заводить "Волво" с буксира в инструкции запрещено. Смысл очевиден: затраты на ремонт автоматической коробки после возможной поломки существенно выше, чем на ремонт и даже замену стартера или аккумулятора. Кстати, в инструкции "Волво" подробно описано, как "прикуривать" от чужого аккумулятора — даже с картинкой. Видно, в "зимней" стране подобное не редкость. В заключение о сортах масел, рекомендуемых для "Волво". Возможно, по качеству они одинаковы, но для разных моделей рекомендуются разные сорта. Естественно, это масла группы "ATF" — "Automatik Transmission Fluid". Для модели -940 (коробка "AW" или "ZF") рекомендуется "Dexron-11-D" (7,5 л), а для модели -850 с коробкой "AW" — "Dexron-11-E" или "Ford Mercon", а также синтетическое масло "Волво" 97337 (7,6 л). Проверка уровня масла в автоматической коробке имеет свои особенности. Обычно масляный щуп коробки легкодоступен (у "Волво" — под капотом) и хорошо заметен (здесь его рукоятка окрашена желтой краской). Проверяют уровень масла при работающем двигателе, причем после того, как он поработал на холостых оборотах минут десять: только тогда масло нагреется примерно до 40°С и его уровень станет выше отметки "min". После длительной езды масло может иметь температуру кипятка и уровень выше "max". Поэтому у модели -850 на масляном щупе есть не только обычные отметки "min — max", но и уровни "холодного — горячего" масла. Как видите, не все просто с "автоматикой": ее тоже надо знать.50 ЗА РУЛЕМ 8/94ПОЛЕЗНЫЙ ЭЖЕКТОРОдна из возрастных болезней двигателя — увеличение объема картерных газов, вместе с которыми через систему вентиляции и карбюратор уносится в цилиндры все больше и больше масла. Чтобы оно лучше отделялось от газов и возвращалось в картер, автолюбители предлагали усовершенствовать штатный маслоотделитель в "жигулях" (ЗР, 1989, № 9). Тульский умелец Л. Сельдяков с товарищами придумал и изготовил простенькую деталь, которая, будучи вставленной в штатный шланг для вентиляции картера, задерживает масло. Назвали ее "Эжектор картерных газов". Редакция испытала это изделие, установив в двигатель ВАЗ-2103 с пробегом 180 тысяч километров. До этого в корпусе воздушного фильтра осаждалось из газов довольно много масла, которое время от времени приходилось удалять. Кроме того, картерные газы загрязняли диффузоры карбюратора и жиклеры. С установкой "Эжектора" воздушный фильтр после пробега нескольких тысяч километров остался сухим, а значит, уменьшилось количество уносимого масла. Конечно, это положительно сказалось на состоянии двигателя. Вот такой неожиданно большой эффект дала маленькая и простая деталь. "Эжектор картерных газов" можно купить в розницу или заказать партию в Торговом доме "За рулем": 107082, Москва, ул. Бакунинская, 72. Телефон (095) 261-01-08, факс (095) 207-16-30.Не справился с управлением... АмортизаторыВ предыдущих номерах было рассмотрено влияние шин, шарниров и пружин (рессор) на устойчивость и управляемость автомобиля. Заканчивая эту тему, инженер Э. КОНОП рассказывает о роли амортизаторов. Не будет преувеличением считать, что большинство автолюбителей видят роль амортизаторов только в смягчении толчков, вызываемых дорогой, забывая о том, что часто от их состояния зависит сама возможность нормально двигаться в транспортном потоке. Не в одном лишь комфорте, оказывается, дело! Мы часто видим, как машина, миновав ухаб, все еще продолжает раскачиваться — и водитель не прибавляет скорость, ожидая, пока она успокоится: опасно! Конечно, полностью бездействующих амортизаторов не так много, а вот потерявших часть необходимых свойств — пожалуй, большинство. В ситуациях, когда из-за слабого действия амортизаторов, главная роль которых гасить колебания, автомобиль, сильно раскачавшись, выходит из-под контроля водителя и попадает в аварию, инспектор ГАИ в протоколе обычно пишет: "Не справился с управлением..." В каких случаях роль амортизаторов особенно важна? В свое время на уроке физики каждый слышал о явлении резонанса — когда частота вынужденных колебаний (заданных каким-то источником) совпадает с собственной частотой колебаний, например, кузова автомобиля на упругих элементах, то есть пружинах или рессорах. Многие пробовали: если "отстегнуть", скажем, задние амортизаторы и качнуть рукой кузов, он очень охотно колеблется с какой-то своей (собственной) частотой. Если при каждом качке, действуя в такт, добавлять рукой понемногу энергии, можно раскачать машину довольно сильно. А ваша рука и есть тот самый источник вынужденных колебаний. Совпадение их частоты с собственной приводит к резонансу, при котором колебания могут быть очень сильными, а посему — опасными. При исправных амортизаторах раскачать кузов вам не удастся — колебания тут же затухают. На движущийся автомобиль со стороны дороги действуют переменные силы: или из-за неровностей самой дороги, или из-за дефектов колес. Последние, например, могут быть деформированы, имея вид овала, "восьмерки" и т. д. Сейчас мы не будем рассматривать устройство амортизатора, только напомним, что он гасит колебания, поглощая их энергию и переводя ее в тепло путем перекачивания жидкости из одной полости в другую через систему каналов, клапанов и т. д. Тепло от стенок амортизатора передается окружающей среде, и его тем больше, чем сильней колебания кузова. Например, на ухабистой дороге амортизаторы нередко становятся горячими, а при движении по ровному шоссе их нагрев едва ощутим. Процесс гашения колебаний происходит в основном при ходе отбоя, то есть растяжении амортизатора. Например, задний амортизатор "жигулей" при темпе испытания 60 двойных ("туда-сюда") ходов в минуту и ходе 100 мм сопротивляется сжатию с силой всего 29 кгс, а растяжению — до 110 кгс. Этим учитывается характеристика пружины подвески — чем она сильней, тем эффективней амортизатор должен препятствовать ей "отбрасывать" балку заднего моста. Представим такую картину: из левого амортизатора вытекла жидкость, а правый в порядке. И автомобиль наехал на ухаб так, что оба амортизатора одинаково сжались. Что будет дальше? Начнется ход отбоя, но... правый амортизатор не дает своей пружине резко разжаться, и эта сторона балки ведет себя как положено. Левый же не функционирует — его пружина "отбрасывает" свою сторону балки, а весь кузов получает толчок вправо. Если дальше дорога ровная, колебания кузова все же затухнут, но заметьте (это важно!) — колебания уже не только вертикальные, но и поперечные, особенно опасные. Продолжение на стр. 53