На улицах Москвы появился грузовик новой модели с эмблемой "ЗИЛ" на укороченном капоте. Современный приплюснутый передок с бампером под цвет кабины, колеса небольшого диаметра, металлический кузов с серебристым тентом выделяют его в транспортном потоке. Официальный индекс автомобиля — ЗИЛ-53012. Первая партия таких машин уже служит нуждам столичной мэрии. Сегодня российский рынок грузовых автомобилей перенасыщен машинами средней и большой грузоподъемности. Только в 1993 году спрос на них упал на 20%. По прогнозам специалистов, это будет продолжаться. Автотранспортные предприятия и торговые фирмы, скрупулезно планирующие свои расходы и жизненно заинтересованные в повышении эффективности перевозок, ждут не дождутся автомобилей грузоподъемностью 5002500 кг. А таких моделей у нас в стране крайне мало. Продаются, конечно, импортные, однако они не по карману владельцам многих автохозяйств — слишком велики налоги, страховые суммы, амортизационные и сервисные расходы. Российские автозаводы, столкнувшись с перепроизводством, волей-неволей перестраиваются на новые рыночные модели, выжимая максимум из имеющихся технологий, научно-технических заделов, финансовых возможностей. Московское акционерное общество "АМО ЗИЛ", в отличие, скажем, от горьковского или брянского автомобильных заводов, которые вотвот выпустят в свет модели малой грузоподъемности, взялось за освоение грузовика полной массой 6400 кг и массой перевозимого груза 3000 кг (низшая ступень для автомобилей средней грузоподъемности). Одна из модификаций базовой модели, как видим, колесит по столичным улицам. Однако станет ли она действительно рыночным товаром и принесет ли прибыльI"АМО ЗИЛ"? Автомобили этого класса во всех странах Европы занимают узкий сектор рынка. Даже у нас ГАЗ-3306 на шасси -52-04, который перевозит 3 тонны груза, частенько можно продать только в нагрузку к "Волге". Зарубежные расчеты показывают, что использовать в пределах города шеститонный грузовик, учитывая его полную массу и полезную нагрузку, дальность перевозки и расход топлива, неэффективно. А ведь ЗИЛ-53012, как и базовый -5301, как раз городской грузовик. К тому же дорогой: его цена по сравнению с одноклассником ГАЗ-3306 с экономичным японским дизелем "Хино" в два с половиной раза выше (25 тысяч долларов США против 10 тысяч). Разница существенная, но объяснимая. Дело в том, что ЗИЛ-53012 — это "Мерседес-Бенц" серии Т2 в "зиловской" упаковке: нетрудно узнать унифицированную с ЗИЛ-4331 трехместную кабину. Конечно, изменено оперение, а вот начинка... Немецкий рядный дизель ОМ-364 (3972 см 3 , 115 л. с/85 кВт). Свечи для предпускового подогрева воздуха обеспечивают холодный пуск при температуре до —30°С. И выключаются после того, как температура охлаждающей жидкости достигнет +25°С — это позволяет снизить дымность. "Мерседесовский" дизель удовлетворяет самым жестким нормам на содержание вредных веществ в отработавших газах. Мотор приводит задние колеса через пятиступенчатую синхронизированную коробку передач (высшая передача — прямая). В трансмиссии — сухое однодисковое сцепление с гидравлическим приводом. Передняя и задняя подвески — зависимые, с листовыми рессорами и телескопическими амортизаторами. Но немецкая подвеска жестковата для наших дорог, сказывается и небольшой диаметр колес с шинами 225/75R16. Из-за этого могут пострадать грузы, "не предрасположенные" к тряске. Новинка для нас — дисковые тормоза передних колес с вентилируемыми дисками и плавающей скобой; они обеспечивают надежность и высокую эффективность торможения. Тормоза задних колес барабанные. "Мерседесовские" агрегаты и "зиловскую" кабину монтируют на раму из профилей швеллерного сечения. Шасси рассчитано на установку различных вариантов кузовов и кабин. Однако такого изобилия модификаций, как у "МерседесБенца", зиловцы не планируют. Да, честно говоря, сегодня это не так уж важно. По прогнозам, модель ЗИЛ-53012 с немецкими агрегатами, как, впрочем, и с "катерпиллеровским" дизелем (вариант демонстрировали на прошлогоднем московском автомобильном салоне), не привлечет много покупателей. А единичные заказы погоды не сделают. Целесообразнее было бы до начала серийного производства базовой трехтонки (зима-весна 1996 года) предельно удешевить конструкцию, оснастив ее "родными" агрегатами, включая четырехцилиндровый дизель, который находится в стадии разработки. И вот те 50 тысяч машин (которые планирует сдать завод), но более дешевых, ориентировать на сельского покупателя, освоив вариант 4x4. Ведь к 1996 году на рынке успеют обосноваться полуторки ГАЗа и БАЗа, а общая конъюнктура вряд ли изменится. С. ДОРОФЕЕВ Фото В. Федорова Краткая техническая характеристика автомобиля ЗИЛ-53012 Общие данные: габарит — 5520х х2050х2130 мм; внутренние размеры платформы — 3750x2200x450; снаряженная масса — 3170 кг; полная масса — 6400 кг; максимальная скорость — 110 км/ч; контрольный расход топлива при скорости 60 км/ч — 11 л/100 км; радиус поворота — 7,0 м. Двигатель: рабочий объем — 3972 см 3 ; мощность — 115 л. с/85 кВт. Коробка передач — пятиступенчатая. Тормоза — дисковые у передних, барабанные — у задних колес.З РУЛЕМ 8/94 А13