КОММЕНТИРУЕМ \)оаИИшЛМЛА ЛОРОЖНОГО \ЛВИЖЁЦ РОССИИСК ФЕДЕРАЦИИВ этом номере заместитель начальника НИЦ ГАИ МВД России М. АФАНАСЬЕВ комментирует три весьма важных, на наш взгляд, раздела российских ПДД — "Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств", "Движение через железнодорожные пути" и "Движение в жилых зонах".ДВИЖЕНИЕ НА ПЕРЕХОДАХ, ПЕРЕЕЗДАХ ИВ ЖИЛЫХ ЗОНАХНа первый взгляд, в разделе 14 "Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств" нет особых изменений. Тем не менее хочу обратить внимание водителей на некоторые нововведения. Прежде всего, на редакцию пункта 14.1, который предписывает "...уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу". Данное требование закрепляет преимущество пешехода на переходе (см. определение термина "Преимущество" в разделе 1 ПДД) независимо от каких-либо дополнительных условий. Ранее Правила предписывали водителю пропускать только тех пешеходов, которые находятся на проезжей части данного направления, и только при условии, что им может быть создана помеха или опасность. Новая редакция существенно меняет ситуацию и однозначно обязывает водителя уступать дорогу пешеходам, находящимся на переходе. Напомню в связи с этим, что в целом по России наезды на пешеходов составляют 4045% от всех ДТП, а среди погибших на дорогах на их долю приходится 35—40%. В населенных пунктах эти показатели в полтора—два раза выше.Так что судите сами, на38 ЗА РУЛЕМ 8/94сколько важно неукоснительно соблюдать этот пункт Правил. В пункте 14.6 более полно, чем раньше, изложены обязанности водителей при проезде мимо остановок маршрутных транспортных средств. Если постарым Правилам требовалось "...уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке (посредине дороги) трамваю попутного направления или от него", то теперь это требование относится ко всем видам маршрутных транспортных средств, то есть к троллейбусам и автобусам, и не только в том случае, когда остановка расположена посредине дороги. Об этом надо помнить. На рис. 1 представлены ситуации, в которых водители должны уступать дорогу пешеходам по старым ПДД (а) и по новым российским Правилам (а и б). Нарушение требований о предоставлении приоритета пешеходам влечет санкции, предусмотренные частью второй статьи 115 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП), — штраф в размере от 0,2 до 0,5 минимальной величины оплаты труда с зачислением водителю трех штрафных баллов. Раздел 15 "Движение через железнодорожные пути" почти не претерпел изменений, если не считать того, что некоторые его положения (например, о порядке прогона животных через переезд) перенесены в другие разделы ПДД и частично включены в "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения".Напомним, что за нарушение правил движения через железнодорожные пути, согласно части второй статьи 115 КоАП, водителя ждет штраф — от 0,2 до 0,5 минимального размера оплаты труда с начислением трех штрафных баллов либо (по части третьей этой же статьи) штраф от 0,5 до 2 минимальных размеров оплаты труда и, соответственно, четыре штрафных балла. Что касается раздела 16 "Движение по автомагистралям", то можно лишь сказать, что в соответствии с Конвенцией о дорожном движении его требования распространяются теперь и на дороги, обозначенные знаком 5.3 "Дорога для автомобилей". Решение вопроса об отнесении той или иной дороги к категории "Автомагистраль" или "Дорога для автомобилей" находится в компетенции дорожных органов и подлежит согласованию с Госавтоинспекцией. И в заключение о совершенно новом разделе 17 "Движение в жилых зонах". Он регламентирует поведение участников движения на застроенной территории, в пределах которой применяются специальные нормы. На въездах в такую зону и выездах из нее устанавливают указательные знаки 5.38 "Жилая зона" и 5.39 "Конец жилой зоны". Таким образом, здесь отпадает надобность в знаках 3.24 "Ограничение максимальной скорости", 3.27—3.30 "ОстановкаРис. 1. Водители должны уступать дорогу пешеходам, которые идут к стоящему на остановке трамваю, независимо от того, где расположена остановка: посредине проезжей части (а) или с края ее (б).-•/""