повышается температура деталей возле выпускного клапана, создавая риск прогара. Если нет возможности установить новый подшипник, то одновременно с фиксацией прерывателя стоит увеличить установочный угол момента зажигания, повернув распределитель в сторону, обозначенную знаком "+" на его корпусе (на "жигулях" — против часовой стрелки). На сколько делений — определяют практически: если при разгоне появляется кратковременная (1-2 секунды) детонация на оборотах около 2000 об/мин, можно считать, что отсутствие вакуумного регулятора вы отчасти компенсировали. Однако при этом возникает риск (в зависимости от индивидуальных характеристик вашего — конкретно! — распределителя зажигания), что угол опережения на высоких оборотах окажется завышенным, поэтому не стремитесь достичь максимальной приемистости в начале разгона — ограничьтесь умеренной. При попытке пуска двигателя часто не включается стартер или зажигание в ВАЗ-2105 вследствие износа замка зажигания. Как его отремонтировать? Обычно ВАЗ-2105 и -2107 имеют выключатель зажигания типа 24.3710 с неразборной и потому необслуживаемой и неремонтопригодной контактной частью. Ее элементы собраны воедино с помощью трех длинных сквозных заклепок. Однако конструкцию можно изменить. Аккуратно высверлите головки заклепок, разберите контактную часть, зачистите и отполируйте подгоревшие контакты — "виновники" неполадок. Затем подберите три длинных винтика с резьбой М1,6 и гаечки к ним, опиленные по форме головок у бывших заклепок. Теперь контактная часть стала разборной и при необходимости можно чистить контакты и даже заменять их. Не могу найти причину, нарушающую правильный, ровный ритм работы двигателя. Подачу топлива и зажигание я проверял не раз. Чаще всего в таком случае хаотические рывки вызваны неполадками в работе зажигания. А если уточнять источник неполадок, то это, как правило, свечи с какими-то дефектами. Например, сильно замасленные из-за негерметичности маслоотражательных колпачков, покрытые нагаром из-за работы на слишком богатых смесях, с загрязненной наружной, открытой частью изолятора. В этих случаях могут происходить утечки высокого напряжения, вследствие чего искры между электродами не возникает. Очень часто в таких случаях обнаруживают, что зазоры между электродами свечей в 2-3 раза больше положенного. Значит, искра может не возникнуть из-за того, что напряжения, вырабатываемого катушкой, становится недостаточно. При появлении сильных хаотических перебоев в работе вашего мотора на холостом ходу прежде всего проверьте свечи, устраните причины загрязнения, отрегулируйте зазоры. Вполне возможно, что этого будет достаточно для восстановления нормальной работы мотора и тряска исчезнет. Как отвернуть приржавевшие штуцеры-клапаны для прокачки тормозной системы автомобиля? В таких случаях иногда помогает нагрев тормозного цилиндра пламенем горелки до температуры 120-150°С. Нагревают его постепенно, осторожно, чтобы исключить местный перегрев деталей. Длязащиты пыльников от случайного ожога пламенем их закрывают мокрыми тряпками. Как правило, приржавевший клапан после этого удается отвернуть. Если по какой-то причине проделать это не удается, а клапан при попытке отворачивания деформируется, грозя поломкой, лучше оставить его в покое, а систему прокачать либо с отворачиванием штуцера трубки, либо, если и этот штуцер не поддается, отворачивать болт-штуцер в соединении тормозного шланга с цилиндром (в "Жигулях"). При условии, что сами тормозные цилиндры исправны — не подтекает тормозная жидкость и не подсасывается воздух, такой способ прокачивания системы обычно обеспечивает ее нормальную работу.ЕЩЕ ОБ "АВТОМАТИКЕ"Журнал (ЗР, 1993, № 3) рассказал о специфике управления "мерседесовскими" автоматическими коробками. Теперь мы познакомим вас с особенностями работы аналогичных механизмов других известных фирм. Примером в статье М. ТЕПЛОВА послужат довольно распространенные в нашей стране автомобили "Волво" моделей -850 и -940.Если вы приобрели машину с автоматической коробкой, прежде всего запомните следующее. Есть два положения рычага (селектора) управления коробкой, когда двигатель разъединен с трансмиссией — это "нейтраль" (положение " N") и "паркинг" (положение "Р"). "Нейтраль" — это то же самое, что иу механической коробки (рис. 1 и 2). А вот "паркинг" — штука своеобразная: это своего рода еще один "ручной" тормоз, правда, трансмиссионный. При его включении как бы на "нейтрали" блокируются шестерни планетарной коробки передач: двигатель работает, но машина стоит на тормозах. Эту "передачу" нельзя включать даже на "ползучей" скорости — скрежет будет такой, словно коробка разваливается. "Паркинг" сделан для удобства — благодаря ему во время поездки можно вообще не пользоваться рукояткой ручного тормоза. Во всех остальных положениях рычага мотор соединен с ведущими колесами (через ГТР). Поэтому при работающем двигателе никогда не покидайте салон, если рычаг установлен в положение "N" или "Р". Достаточно кому-то случайно стронуть рычаг — и машина поползет, так что подстрахуйтесь, затянув "ручник", а лучше просто заглушите двигатель. Правда, в зависимости от конструкции и модели ее скорость на холостом ходу двигателя бывает разной. Например, "Mepceflec-S320" (-300SE) еле ползет, а "Волво-850" движется куда быстрее. Напомним остальные положения рычага (селектора): "R" — задний ход, "D" — движение; цифры " 1 " , "2", "3" указывают,Рис 1.Рис.2.Рис.3.Рис.4.Рис. 1. Схема включения передач на "Волво-940". Коробка передач типа AW (слева). Коробка передач типа ZF (справа). Рис. 2. Схема переключения передач на "Волво-850". Рис. 3. Выбор режимов работы. Рис 4. Положение кнопки переключателя передач. В отличие от "мерседес-бенцев", машин американских и японских компаний, где используется большинство агрегатов собственного изготовления, фирма "Волво" применяет "чужие" автоматические трансмиссии. Речь идет о четырехступенчатых гидромеханических коробках с электронным управлением производства американо-японской компании "Айсин-Уорнер" (модели AW70/71 для -940 и AW50-42LE для -850) и немецкой "Цанрадфабрик" (модель ZF4HP22 для -940). Кстати, последняя широко применялась почти на всех моделях БМВ выпуска 80-х годов. Основное отличие этих коробок от "мерседесовских" — в механизме блокировки гидротрансформатора (ГТР) на двухтрех высших передачах, когда мощность двигателя не расходуется на проскальзывание ГТР, а значит, достигается экономия топлива и также более эффективное торможение двигателем. Топливная экономичность машин с такими коробками передач практически не отличается от оснащенных обычными (механическими) коробками. Поскольку блокировка ГТР происходит тоже автоматически, иногда это ощущается при движении и водителю кажется, что у него не четыре, а пять и даже больше передач. что машина будет двигаться на передачах не выше первой, второй или третьей соответственно. Это удобно для езды зимой, в горах или по грунту, то есть в условиях повышенного дорожного сопротивления. Положение "L" означает то же самое, что и "2" — будут включаться только две низшие передачи. Для обычной езды, как по городу, так и по шоссе, вполне достаточно знать только два положения рычага — "Р" и "D". Остальные, как говорится, для "специалистов" или для особых условий движения. Правда, существуют еще две кнопки для выбора режима переключения. Дело в том, что исполнительный механизм автоматики переключения передач работает с учетом следующих факторов: нагрузка на двигатель (не только степень нажатия на педаль газа, но и фактическая — от дороги), скорость движения и частота вращения двигателя. В зависимости от этих факторов исполнительный механизм включает ту или иную передачу. Переводом рычага в положение "1", "2", "3", "L" устанавливают режимы работы с определенными ограничениями. Но поскольку водители бывают разные • один хочет ехать порезвее, а — другой экономично, — предусмотрена доЗ РУЛЕМ 8/94 А 49