"Ческословенска збройовка" — так назывался арсенал в городе Брно (после 1945 года — завод имени Яна Швермы). Он был частью обширного ВПК довоенной Чехословакии, а в середине 20-х годов начал поиск технически сложного объекта производства, причем невоенного характера. Выбор пал на автомобиль. Тогда в этой сравнительно небольшой стране уже шесть фирм выпускали легковые автомобили: "Аэро", "Вальтер", "Виков", "Прага", 'Татра", "Шкода". Конкурировать с ними, успевшими обосноваться на рынке, было сложно. Поэтому главный конструктор "Збройовки" Б. Одстрчил выдвинул в 1932 году идею освоения малолитражки с передними ведущими колесами: серийное производство подобных машин начиналось в соседней Германии. Вначале Одстрчил и его коллега инженер Воженилек планировали приобрести лицензию на flKB-F2, но в конце концов от этого отказались. И решили выпускать собственную модель, конструкция которой тем не менее была инспирирована все той же ДКВ. Первые три опытных образца изготовили чрезвычайно быстро — в конце 1932 года. Машина получилась сырой, что закономерно: на доводку одновременно с подготовкой производства затратили чуть более полугода. В продажу серийные машины Z4 (их в обиходе называли просто "Зетка") поступили в мае 1933 года.Автомобили эти выпускались небольшими сериями (всего их было четыре) и каждая имела довольно серьезные отличия в конструкции. Всего до осени 1934 года удалось изготовить около двух тысяч машин Z4. Модель была скомпонована так, что двигатель (двухтактный, водяного охлаждения) размещался продольно, маховиком вперед. Между главной передачей и двигателем находилась коробка передач — ничего новаторского. Важнейший узел — шарниры в приводе передних колес — на автомобилях I серии были примитивнейшей конструкции: одинарный карданный шарнир с крестовиной. Лишь в 1934 году Воженилек для машин III и IV серий сконструировал сдвоенный карданный шарнир, что было шагом вперед. В основе Z4 имела хребтовую раму, приваренную к днищу. Все колеса подвешены независимо на поперечных рессорах. Из других особенностей отметим подачу бензина самотеком, поршни с дефлекторами, тормоза с механическим приводом, центральную смазку узлов шасси, дифференциал с цилиндрическими шестернями, реечный рулевой механизм (со II серии). На машине последней, IV серии появились четырехступенчатые коробки передач, рабочий объем двигателей увеличен до 1300 см 3 , база — до 2700 мм. Автомобилей Z4 I серии (на рисунке) было изготовлено больше всех.ЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, помещенные на стр. 40 Правильные ответы: 3, 7, 8, 11, 12,16,17,20I. Последним проедет перекресток, как это ни странно на первый взгляд, легковой автомобиль с включенным маячком. По Правилам преимущество в движении транспортных средств оперативных и специальных служб дает включенный маячок в сочетании со специальным звуковым сигналом. А его на автомобиле нет. Порядок проезда перекрестка следующий: трамвай, автобус, грузовик и легковой автомобиль (пункты 3.1, 13.11, 13.12).из хбилгязргси журя^и*.Авиационный завод "Аэро" в предместье Праги — Высочанах — изготовлял автомобили с 1928 года. По инициативе инженера 3. Башека в начале тридцатых годов конструкторы приступили к проектированию спортивного переднеприводного автомобиля. Стремление создать машину с низко расположенным центром тяжести привело к отказу от рамы (ее роль выполняло несущее днище) и приводу на передние колеса. Пол кузова находился на небольшой высоте от дороги (отсутствовал карданный вал и туннель для него), а сиденья Башек сделал очень низкими, чтобы водитель и пассажир размещались в кузове, почти полностью вытянув ноги. В результате педали оказались в нише, глубоко уходящей под капот. Объединенные в блок двигатель, коробка передач и главная передача образовали довольно длинный силовой агрегат, хотя мотор был всего-навсего двухцилиндровым. Из-за этого и капот получился длинным, придав маленькой машине вид солидного спортивного автомобиля, якобы с многоцилиндровым двигателем. Неудивительно, что автомобилисты полушутя-полусерьезно называли "Аэро-30" "чешским "Ягуаром". Роль синхронных шарниров в приводе к передним колесам играли сдвоенные карданные сочленения. Немецкая школа просматривалась во многих технических решениях: независимой подвеске всех колес на поперечных рессорах, двухтактном моторе, реечном рулевом механизме. Двигатель с водяным охлаждением получился довольно тяжелым (75 кг) для своего класса. Среди его особенностей — трехканальная продувка цилиндров, составной коленчатый вал на роликовых подшипниках, термосифонная циркуляция воды (без насоса). Благодаря очень выгодным пропорциям (главным образом длинному капоту) "Аэро-30" привлекла внимание многих кузовостроительных фирм в довоенной Чехословакии: "Содомки", "Углика" и других. Эта модель оснащалась, как правило, двухдверными кузовами: четырехместными — типа "седан" или "кабриолет", а также двухместными типа "родстер". С 1935 года рулевая колонка на ней перемещена на левую сторону, хотя вплоть до немецкой оккупации движение на дорогах страны было левосторонним. На базе модели -30 для гонок "Тысяча чехословацких миль" построили несколько образцов с обтекаемыми кузовами. За безобразный внешний вид они получили прозвище "Лохнесска" — по имени шотландского озера, где якобы водилось доисторическое чудовище. Их оснащали форсированным до 35 л. с. двигателем. Небольшую партию "Аэро-30" удалось изготовить в 1946-1947 годах. Эти машины уже комплектовали тормозами с гидравлическим приводом и четырехступенчатыми коробками передач.II. Правильно поставлены синий и красный автомобили, так как стоянка на тротуаре разрешена легковым машинам только у его края, граничащего с проезжей частью. При этом стоящие авто не должны препятствовать движению пешеходов (пункт 12.2).III. Остановиться на трамвайных путях грузовик может, но только до приближения трамвая — не допускается создавать помехи для его движения (пункт 12.4). IV. Объезжать стоящие транспортные средства справа по обочине нельзя — движение по ней запрещено (пункт 9.9). V. Дорогу должен уступить водитель автобуса, поскольку он выезжает из жилой зоны (пункт 17.3). VI. Оба автомобиля остановились в соответствии с Правилами, которые запрещают остановку непосредственно на пешеходных переходах и ближе 5м перед ними (пункт 12.4). VII. На регулируемых перекрестках обгон с выездом на полосу встречного движения запрещен, а автобус одной стороной оказался на ней. На данной дороге нет разметки, значит, стороной, предназначенной для встречного движения, считается левая половина проезжей части (пункт 11.5). VIII. Водитель может ехать только по траектории А. Движение по траекториям БиВ запрещает знак "Движение прямо" (приложение 1, пункт 4.1.1).64З РЛМ 89 А УЕ /4