70
71
Хит-парад запчастейили лучшие детали... по итогам продаж.М аксим САЧКОВ Мы решили составить рейтинг самых продаваемых запчастей в номинациях двигатель, трансмиссия, тормозная система и т. д. Мелочевку, вроде гаек, болтов. пистонов, не учитывали; расходные материалы - свечи, масло, фильтры, тормозные колодки и прочее в расчет тоже не брали. Распределяя запчасти по занятым местам, пытались определить, чем же вызваны бурные продажи тех или иных деталей. Во многих номинациях разные автомобили сведены вместе, хотя запчасти-лидеры по каждой модели могут продаваться по-разному - какие-то лучше, какие-то хуже. Двигатель. На первом месте - прокладка клапанной крышки. Справедливо опасаясь течи, ее меняют даже при незначительном вторжении в мотор (например, регулировке зазоров в клапанном механизме). С небольшим отставанием идут обычные ремни генератора, а поликлиновые (ВАЗ-2110, ГАЗ-3110) спрашивают намного реже. Замыкают тройку лидеров водяные насосы и термостаты - неплохой спрос, вероятно, объясняется большим процентом брака и переборки. По сравнению с ними маслосъемные колпачки продаются не столь активно - за ними четвертое место. Хозяева переднеприводных ВАЗов последнее время часто интересуются зубчатыми ремнями и натяжными роликами. Из серьезных деталей и узлов "волговских" двигателей, которые приходится менять до капремонта (иногда неоднократно!), - штанги толкателей, шестерни распредвала и набивной сальник мотора ЗМЗ-402, а для шестнадцатиклапанного ЗМЗ-406 - гидротолкатели, гидронатяжители и башмаки, реже цепи. Общее правило для всех марок: запчасти к головке блока продаются примерно в два раза быстрее деталей шатунно-поршневой группы, коленвала, вкладышей. Отдельно о компонентах системы управления двигателем. Наиболее ходовые позиции для ВАЗов: датчики температуры, положения дроссельной заслонки и коленвала. регулятор холостого хода и модуль зажигания. За лямбда-зондами и нейтрализаторами обращаются не часто, вероятно, автомобилей с системами снижения токсичности пока немного. К впрысковым 70 б/гооо зр "волгам" обычно ищут датчики скорости, бензонасосы и катушки зажигания. Трансмиссия. Среди деталей сцепления лидируют, разумеется, ведомые диски, которые спрашивают приблизительно в два раза чаще "корзин" и выжимных подшипников. Исключение - "москвичи-2141", где ведущие диски служат не дольше ведомых. Пожалуй, сюда же отнесем и "волги" с 402-ми моторами: после долгой службы приходится-таки менять все детали одновременно, к тому же добавив к ним рабочий цилиндр сцепления. С небольшим отрывом следуют крестовины карданов для заднеприводных автомобилей: новые валы покупают редко. обычно перебирают походившие. Догоняют их полуоси, которые, напротив, предпочитают брать в сборе - слишком много хлопот с заменой подшипника. Периодическим спросом пользуются "жигулевские" редукторы заднего моста. Причем владельцы обычно не желают покупать запчасти для переборки, а выбирают новый узел. На "Волге" редуктора в сборе как такового не существует - его место на прилавке занимает главная пара. Для переднеприводных автомобилей чаще всего спрашивают наружные ШРУСы, которые выводят из строя влага и грязь, пробравшиеся через поврежденный пыльник. Внутренние "гранаты" уходят с прилавков плохо - они лучше защищены; приводы в сборе еще хуже - даже состоятельные владельцы предпочитают менять только шарниры, благо, операция несложная. Подвеска и рулевое управление. В группе деталей для "жигулей" первое место занимают шаровые опоры, как верхние, так и нижние. "Волги", судя по спросу, часто "хромают" на оба шкворня в сборе с игольчатыми подшипниками (иногда покупатели ограничиваются только последними). Хорошо продаются крайние рулевые тяги для заднеприводных моделей ВАЗа и ГАЗа. Правда, опытные "волгари" меняют только сами шарниры. Устойчивым спросом у хозяев "жигулей" пользуются амортизаторы и штанги задней подвески - очевидно, из-за обилия брака и "левака"; владельцы "волг" частень- ледние две детали популярны иу владельцев машин с бесконтактной системой зажигания ("самары", "десятки", ВАЗ-21213). Второе место занимают коммутаторы, блоки управления и клапаны системы холостого хода (ЭПХХ). Кстати, довольно высокий показатель продаж этих запчастей обусловлен тем, что многие автолюбители приобретают их про запас. Дольше залеживаются запчасти для более крупных электроприборов: регуляторы напряжения для разных генераторов, втягивающие реле и "бендиксы"стартеров. Кстати, спрос на приводные шестеренки усиливается с первыми холодами. А вот "жигулевские" датчики заднего хода - товар круглогодичный. В середине рейтинга уверенно держится электродвигатель отопителя, который порой хрустит или свистит чуть ли не с рождения. Еще ступенькой ниже - монтажные блоки, больные места вазовских моделей "пятого" и "восьмого" семейства и "москвичей-2141". Владельцы ВАЗов, кроме того. обивают пороги магазинов в поисках печатных плат фонарей, причем чаще для "самар". Головная боль хозяев ВАЗ-2106 оптические элементы и треснувшие стекла фар, особенно ближнего света. Кузов. Самая популярная "жестянка" на все марки - капот, передние крылья и двери (чаще водительская). Реже приходят за крышками багажника и дверями задка. Задние крылья тоже не пользуются повальным спросом. Отсюда вывод: мы предпочитаем биться передком во что-то неподвижное и прочное. Из прозрачных деталей кузова первое место по продажам занимает ветровое стекло, причем многие автолюбители меняют его из-за потертостей и царапин. Намного реже продавцы приносят со склада задние и дверные стекла. Вероятно, эти покупатели - жертвы охотников за аудиотехникой или содержимым "бардачка". Верхние строчки отчетов о продаже кузовной арматуры занимают стеклоподъемники передних дверей (естественно, больше спрашивают левые) и комплекты "личинок". Мучения для владельцев и хлеб для продавцов -дверные ручки и замки багажников "самар", залипающие уже после первой зимы. К сожалению, все вышеперечисленные хиты - лидеры по продажам и одновременно аутсайдеры по сроку службы. Ведь чем лучше реализуется та или иная запчасть, тем, следовательно, меньше по каким-то причинам ее ресурс. Может, эта неофициальная статистика заставит задуматься производителей автомобилей и запчастей. А покупателям и начинающим бизнесменам станет ориентиром.Iко покупают резьбовые втулки и стойки стабилизатора. Далее следует маятниковый рычаг - в крупных городах его, как правило, покупают в сборе, в провинции ищут втулки. Замыкают список лидеров ступичные подшипники. Их берут обычно комплектом, хотя некоторые владельцы ограничиваются только наружным, откладывая непростую замену внутреннего на потом. Среди деталей переднеприводных ВАЗов и особенно "москвичей" впереди всех телескопические стойки с верхними опорами и шаровые шарниры. Наружные наконечники рулевых тяг продаются не слишком активно - по сравнению с "жигулевскими" и "волговскими" они меньше купаются в грязи и соли, поэтому и ходят дольше. В последнее время не слишком хорошо расходятся рейки в сборе - многие отдают предпочтение ремкомплектам. Иногда спрашивают ступичные подшипники, как правило, передние. Амортизаторы, передние и задние пружины берут редко. Тормозная система. За вычетом колодок, первое место в рейтинге тормозных запчастей прочно удерживают цилиндры. Пик продаж приходится на весну - после зимней эксплуатации начинают подклинивать поршни и течь манжеты. Причем детали на правую сторону обновляют чаще - на обочинах больше грязи и соли. Исключение составляют, пожалуй, только передние цилиндры ВАЗ-2108. .2112. Они довольно надежны, поэтому и пользуются меньшим спросом. Второе и третье места делят передние суппорты в сборе и главные тормозные цилиндры. На "Волгу" последние покупают примерно так же часто, как и рабочие цилиндры. Вероятно, сказывается невысокое качество продукции. Поэтому многие умельцы приобретают ремкомплекты и самостоятельно восстанавливают старые узлы. Электрооборудование. На верхней ступеньке подиума - комплектующие "трамблеров". Для автомобилей с морально устаревшими системами зажигания ("Жигули", "Москвич-2141", "Волга" с двигателем ЗМЗ-402) лидеры - контактные группы, менее активно продаются подвижные пластины, бегунки, крышки. Пос•ЗР 6/2000 71