98
99
СПОРТ и отдыхПутешествиеожцуех-гооо: КАВКАЗЮрий НЕЧЕТОВЛето!!! Хочется отпуска, моря, солнца. Неженки выбирают поезд и санаторий. Настоящие герои - автомобиль и палатку. И тут же возникают вопросы: дороги, бензин, границы, милиция, разные-всякие экологи, криминал. Да и вообще, поговорить бы с кем, знающим... Перед сезоном отпусков по традиционным маршрутам летней миграции, на Кавказ ив Крым, проехал корреспондент журнала "За рулем". Итак, маршрут № 1 ...НА КАВКАЗ Дождливым утром белая "девятка" стартует от редакции в сторону лета. Точнее, Черноморского побережья Кавказа. Именно туда, с тех пор как Крым стал заграницей, устремляется абсолютное большинство отпускников. Сегодня ияв их числе. Новая автострада М4 берет начало от 26-го км МКАД и, то расширяясь, то сужаясь, устремляется на юг. За Богородицком поворот на Куликово поле - надо будет посетить его как-нибудь с детьми. После Ефремова поток машин уплотняется - многие дальнобойщики, по старой памяти, едут по Симферопольскому шоссе до Лукина, а затем сворачивают на юго-восток, выходя на краснодарскую трассу в районе Ефремова. Сейчас, с вводом в строй около ста километров прекрасной четырехполосной магистрали на участке между Москвой и Ефремовом и, самое главное, широченного нового моста через Оку, надобность в таком крюке отпала. Вообще говоря, трасса Москва- Краснодар. ставшая в одночасье основной артерией, связывающей центр и юг России, загружена очень сильно, особенно летом. Именно поэтому дорога интенсивно реконструируется и расширяется, строятся мосты, развязки и объездные пути. Ширина дороги, в основном, две-четыре полосы. Становое, пост милиции: "За рулем"?! Так это та самая "девятка", что с "Фелицией"?..." Елец - на обочинах изобилие телевизоров, наружных зеркал заднего вида. игрушек и велосипедов. Сразу за городом ремонтируется мост с одной-единственной реверсивной полосой через реку с красивым названием Сосна - если к лету мост не сделают, тут можно будет тихо застрелиться. А названия-то какие мелькают на придорожных щитах: Черная Грязь, Верхоупье, Грунин Воргол, Конь Колодезь!Километров за восемьдесят до Воронежа дорога опять расширяется до четырех полос ив самом начале - платный участок длиной 16 км: 7 руб. за легковую машину, 15-20 руб. за грузовик. Обозначен и объезд по старой воронежской дороге: чуть длиннее, зато бесплатно. Воронеж миную по объездной - здесь изобилие раков, рыбы и яблок. Чуть дальше заправляюсь по рекордно низкой цене: "92-й" стоит 5 руб. 68 коп. за литр. И вовремя - на юге Воронежской области АЗС расположены нечасто, а цены на топливо сравнимы со столичными. Начало Ростовской области, дорога сузилась до двух полос. Отметка "811 км", рядом с дорогой в ряд стоят семнадцать обелисков: "30.12.90 в катастрофе рейсового автобуса Павловск - Ростов здесь погибли 64 человека..." Вечер. Прошлым летом, по дороге в отпуск, я ночевал просто в поле, забравшись в спальник. Позже друзья убеждали, что это слишком рискованно. Возможно, они правы, а потому сворачиваю на ночевку в Миллерово. На счетчике суточного пробега - 880 км. Гостиница "Дружба" с автостоянкой прямо под окнами оказалась вполне приличным заведением - 1 20 руб. в двухместном номере со всеми удобствами (то есть с одноканальным телевизором, но зато без тараканов и, пардон, ободка на унитазе). Без удобств в четырехместном номере можно переночевать вдвое дешевле. Есть здесь и недорогой буфет. Следующим утром бодро долетаю до Ростова-на-Дону. По прошлым поездкам знаю: здесь часто ездят не по Правилам, а по понятиям и визиткам - если ты крут да еще имеешь визитку местного начальника в бумажнике, то тебе и море по колено.6/2000 Обхожу город с востока по объездной и устремляюсь на Краснодар. Дорога здесь широкая, а на обочинах можно купить все, что угодно. Бензин в изобилии: "92-й" стоит около 6 руб., "76-й" и дизтопливо (есть не везде) - на рубль дешевле, "95-й" - на столько же дороже. Дальше на юг топливо дорожает в среднем на 50-70 коп. за литр. В районе станицы Павловской (отметка "1196") ухожу со старой трассы Ростов Баку на Краснодар. О приближении к неспокойному Кавказу говорят лишь бетонные укрытия да "бэтээры" на некоторых постах милиции. Кстати, засад с радарами на дороге не так уж много, но стоят они, как всегда, в самых провокационных местах, где меньше всего хочется тормозить. Для тех, кто ездит на сжиженном газе, будет полезно знать, что заправиться можно на АГЗС, расположенных примерно на 360, 377, 858, 878, 897, 966, 1086 и 1157-м километрах от Москвы.Перед поворотом на объездную вокруг Краснодара - знаки снижения скорости, впереди виден шлагбаум, пост ДПС. На обочине зеленый вагончик, какой-то субъект в камуфляже повелительно машет жезлом: - Оплатите сбор за пользование инфраструктурой города Краснодара. - А вы кто такой будете? - Муниципальное унитарное предприятие "Кубаньдорблагоустройство". С вас 10 рублей. Если хотите, можете посмотреть соответствующие постановления администрации. - Не хочу. Тем более постановления эти незаконны. До свидания. Господи, сколько писали про таких жуликов, а им хоть бы хны! Что самое интересное, чтобы послать их куда подальше, надо всего лишь знать Правила дорожного движения. Через пятьдесят метров торможу около инспектора ГИБДД: Должен ли я останавливаться потребованию во-он тех ребят в камуфляже? - Нет. Только по требованию работника милиции. - Так они на капот прыгают... -Дави! Видно, достали эти "благоустроители" даже милицию. Интересно, кто их так надежно прикрывает, что им законы не писаны? От Краснодара на побережье два основных пути: через Абинск на Анапу и Новороссийск или через Горячий Ключ на Джубгу. Обе дороги достаточно хороши и выбор зависит лишь от конечной точки маршрута. На дорогах местного значения, пусть даже более коротких, времени не сэкономите - несколько лет назад я потерял полдня, поехав в Туапсе через Хадыженск. Выбираю более короткий путь на Джубгу. В районе Горячего Ключа пост экологического контроля. Ради любопытства подчиняюсь требованию и останавливаюсь, хотя по закону не обязан:ЗНАНИЕ - СИЛА! Незаконная деятельность разного рода "экологов", собирателей местной подати и других вымогателей /чЗВАЛ на обочинах дорог возможна лишь потому, что мы с вами плохо знаем... ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Пункт 1.1. Настоящие Правила... устанавливают единый порядок движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им. ДРУГИМИ СЛОВАМИ Для водителя обычной (не специальной) машины в условиях обычного (не стихийные бедствия и т. п.) движения нет закона выше Правил и никто не может потребовать от него чего-либо сверх оговоренного Правилами. Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам... Лица, обладающие правом остановки... обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение. Пункт 1.2. "Регулировщик" - сотрудник милиции дружинник, внештатный сотрудник милиции, имеющие соответствующие удостоверения и экипировку... Пункт 2.1. (2.1.1). Водитель... обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им. а также дружинникам и внештатным сотрудникам милиции для проверки: водительское удостоверение и временное разрешение... регистрационные документы на транспортное средство, документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения - в случае... отсутствия владельца. "Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации" (к пункту 2.1) под редакцией начальника Главного Управления ГИБДД МВД РФ генерал-лейтенанта В. А. Федорова. Стр. 43. "...дружинники и внештатные сотрудники... могут осуществлять проверку только в присутствии сотрудника милиции." ДРУГИМИ СЛОВАМИ - Вы въезжаете в зону заповедника. Во-первых, дружинники и внештатники выполняют свои обязанности лишь в присутствии работника милиПредъявите экологический сертификат. ции. И если кто-то неизвестный машет вам жезлом, останавливайтесь, только если рядом с ним находится - А талона техосмотра вам недостамилиционер. Если же у вас есть какие-либо сомнения, поезжайте не останавливаясь до ближайшего поста - лучше объясняться с милицией, чем с жуликами или бандитами. точно? Во-вторых, кроме перечисленных выше документов, а также талона техосмотра (пункт 2 "Основных положе- Вы могли ний по допуску транспортных средств к эксплуатации. ..".на которые ссылается пункт 2.3.1 Правил), никаких его просто купить. Вы что, других документов, в том числе разного рода экологических сертификатов, водитель иметь журнал "За рулем" не читаете? не обязан. Приказ Министра внутренних дел РФ С. Степашина № 329 от 01.06.98 И для убедительности показывают "О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России". один из прошлогодних номеров. Пункт 2. Установить, что основанием для остановки транспортных средств сотрудниками милиции являют- ?????!!!!! ся: нарушение ПДД., проверка документов - только на стационарных постах... Пункт 3. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник милиции должен... сообщить о причиПризнаться, от такой наглости я даже не остановки транспортного средства. растерялся. Похоже, против лукавого проДРУГИМИ СЛОВАМИ Стационарный пост - это не патрульная машина на обочине и даже не "стакан"регулировщикаизвола местных властей у водителей есть на перекрестке, а специально оборудованное здание. Вне поста, кроме нарушения Правил, оснований для остановки средство - знание законов. только одно минимум: помощь при аварии, общее ограничение движения, "криминальные" подозрения - причастность к Меньше чем через час запыленная ДТП, опрос как очевидца ДТП, нахождение машины в розыске. В любом случае инспектор вам скажет о причине остановки. "девятка" останавливается на обрывистом берегу. От Москвы пройдено 1526 км. Ну, здравствуй, море. Я вернулся... О поездке по маршруту № 2 В Крым" в следующем номере журнала.•ЗР 6/200099