ТЕХНИКАШиныТРАШНЕЕ Т«0 НЕТ?ои цепкости новой шины "Конти Премиум Контакт" позаимствован у кошачьих лап.Чэ*^Андрей СИДОРОВИз школьного курса физики мы помним, что сила трения не зависит от площади контакта. Важен лишь коэффициент трения - величина для каждой пары материалов постоянная, и та сила, с которой сжаты поверхности трения. Тогда почему же на торможении выгодно увеличить пятно контакта шины с дорогой, сокращая тем самым тормозной путь? Дело в том, что механизм трения шины по асфальту несколько отличен от классического примера с брусочками. Шина мягкая, а асфальт шершавый. В зоне контакта резина деформируется и вминается в макронеровности. Такое трение, скорее, напоминает зубчатое зацепление с очень мелким модулем. Чем больше таких резиновых "зубьев" одновременно находится в контакте, тем труднее их сорвать в скольжение, тем выше сила трения и, соответственно, тормозной эффект. Подобно кошачьей лапе, новая шина при торможении способна "растопыриваться" в зоне контакта с дорогой - такова конструкция каркаса и протектора. "Выпускать когти" ее заставляет перераспределение веса между осями. Эффект проявляется на передних, наиболее загруженных в этот момент колесах. Еще одна возможность сократить тормозной путь - увеличить коэффициент трения шины и как можно дальше отодвинуть ее срыв в скольжение - тогда в месте контакта резина разрушается, сгорает, и продукты износа, подобно шарикам в подшипнике, приподнимают колесо над дорогой. Ослабить этот эффект призвана новая резиновая смесь протектора, насыщенная двуокисью кремния. Одновременно повысилась износостойкость шины и уменьшилось сопротивление качению. Новой шине - новый рисунок протектора. Да не простой, а причудливо изрезанный асимметричными канавками. Казалось бы, направленный рисунок предполагает строгую ориентацию шины на автомобиле - ан нет, этой направление вращения безразлично, важно лишь обеспечить положение продольной широкой канавки к наружной стороне автомобиля. Поэтому нет нужды предугадывать, какое колесо проколешь первым и как монтировать шину на запаске. Допустимый вариант всего один - не прогадаешь.По утверждению производителя, канавки протектора одинаково хорошо отводят воду из пятна контакта, в какую бы сторону колесо ни катилось. Строго говоря, один процент потери сцепных свойств все-таки есть, но это сущая мелочь. Убедиться в достоинствах новых шин нам предстояло на полигоне городка Браги, что в Португалии, здесь и делают эти шины. В нашем распоряжении десять пар новеньких автомобилей самых известных фирм. Половина "обута" в "Премиум Контакт", другая, для сравнения, в шины-конкуренты с не менее громкими именами. И два лихо закрученных асфальтовых кольца. Одно сплошь залито водой, другое - сухое. На трассе одновременно не более восьми машин - иначе горячая кровь "гонщиков" нанесет страховой компании существенный убыток. Чтобы почувствовать разницу, заявленную шинниками, поочередно сажусь за руль одинаковых машин, обутых в "Премиум" или шины конкурента. При нормальной езде, честно говоря, разницы не почувствовал. Отличные машины, асфальт, погода - что еще нужно для жизни? Совсем малость - вовремя остановиться, иначе тест шин может закончиться проверкой пассивной безопасности автомобиля. Поэтому следующую серию кругов еду так, будто чьи-то голоса в голове заставляют меня сновать из ряда в ряд. Родстер MG с "пушечным" мотором, визжа шинами, из последних сил цепляется за асфальт, однако успевает нырнуть в очередной поворот, благополучно минуя огромные пенопластовые блоки, раскрашенные под бетон. А приборчик в машине бесстрастно записывает в свою память время очередного круга. Позже, получив распечатку результатов заездов, с удивлением заметил, что время круга на новых шинах в среднем на две-три секунды лучше, чем на конкурентах. То ли кровь была горячее, то ли и вправду кошачий эффект работает - трудно сказать, уж очень велика субъективная составляющая испытаний. Однако иу других коллег-"гонщиков" сохранялась та же тенденция. Как только шина появится у нас в продаже, мы постараемся сравнить ее с другими более объективно, используя профессиональный измерительный комплекс. Жаль, что узок круг потенциальных потребителей новинки в России - не всем она по карману (ориентировочная цена у официального дилера - компании МВО - 90 долларов) и по размеру: посадочные диаметры этой модели - 1 4 ; 15 и 16 дюймов.100%JLУправляемость110%орможение с АБС на сухом покрытии 110% •рможение с АБС на мокром покрытии110% 106% 111% 100%40м-.опротиеление акваплан на прямой сопротивление аква на прямой в поноро!ч Комфорт 30м I Тормозной путь с АБС I со скорости 100 км/ч на новой шине "Премиум Контакт" и ее предшественнице "Эко Си Пи". Сопротивление качению| |90%1°5%щ9 5 %PremiumContact в сравнении с предшественницей ЕсоСР (ее результаты приняты за 100%).526/2000 ЗР