73
74
РЫНОК Экспертизаможно сделать заказ на изготовление нового автомобиля (или переоборудование старого) в любой комплектации. В таблице представлены цены на переделанные автомобили, ниже - стоимость собственно работ и агрегатов. Основное (или, во всяком случае, самое заметное) направление - установка импортного силового агрегата. Если вы считаете свою "Волгу" достойной 3,4-литровой 205-сильной Vобразной "тойотовской" "шестерки" и автоматической коробки передач - готовьте примерно 350 тысяч рублей. Согласны на меньшее - 152-сильную "четверку" той же фирмы "Тойота" и механическую трансмиссию - уложитесь в 220 тысяч. Примерно во столько же обойдется японский дизель. Довольно давно получил прописку под широким "волговским" капотом еще один иностранец - "Ровер". Несколько фирм предлагают пересадить английское сердце (2 л, 136 л. с) вместе с импортной коробкой за 220-300 тысяч рублей. Отрадно, что конкуренцию зарубежным агрегатам составляют отечественные. Многие тюнинговые ателье готовы поставить современные моторы ЗМЗ объемом от 2,3 до 2,7 ли мощностью 150-165 л. с. Цена переделки приятно удивляет на фоне англо-японских соперников - 25-35 тысяч рублей. Кстати, устанавливая на свою машину новый двигатель, вы можете рассчитывать на некую компенсацию за старый агрегат. Другие направления тюнинга не менее разнообразны, чем в Тольятти, - от кожаной обивки салона до установки видеодвойки. Напоследок отметим, что сравнительно недавно в сфере деятельности тюнинговых мастеров появился новый объект - "Соболь" успешно завоевывает позиции ив этом секторе рынка.Р ЕМЕНЬ ПОКАЗЫВАЕТ ЗУБЫ"Зубы отправляются на тот свет первыми", мрачно шутят стоматологи.Михаил КОЛОДОЧКИН Чтобы "зубная" проблема не досаждала раньше времени, нужно принимать профилактические меры. Это вполне применимо ик ремням привода газораспределительного механизма (ГРМ), сильно потеснившим свою предшественницу - цепь. И уж если ремню для "Самары" предписано иметь 111 зубьев, то он обязан сохранять их до самой старости - иначе такое начнется... Полуторапитровый мотор - тот просто откажется работать, а его "меньшие братья" совсем помрут встреча неуправляемого клапана с поршнем, в котором нет специальной "выборки", закончится солидным ростом дневной выручки в ближайшем автосервисе. Беззубая цепь была попроще в обращении. Купание в различных смазках воспринимала с удовольствием, в то время как ее зубастый преемник придерживается "сухого закона" - никаких масел! В то же время манеры ремня гораздо изысканнее - он работает с меньшим шумом, лучше демпфирует колебания в работе привода ГРМ в силу собственной эластичности, а в дополнительном демпфере не нуждается. В отличие от цепи, которая в процессе длительной работы удлиняется из-за износа шарнирных соединений чуть не на 20%, ремень себе такого позволить не может. Его предел 0,3%! Кроме того, цепь обычно изнашивается неравномерно, а потому при работе двигателя сама становится источником колебаний в ГРМ и причиной неровной работы двигателя - с ремнем таких проблем нет. Чтобы с ременным приводом не было вообще никаких проблем, нужно немногое: установить на двигатель нормальный ремень, предварительно обеспечив ему сносные условия существования - без протекающих сальников и т.п. Едем по магазинам, а заодно вспоминаем, в каких условиях ему придется трудиться (см. рис.).•Привод газораспределительного механизма "Самары" выглядит примерно так: 1 - ведущий шкив; 2 - шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 - натяжной ролик; 4 шкив распределительного вала. ЗР 6/S00073 РЫНОК ЭкспертизаЗубчатая часть ремня "бегает" по ведущему шкиву 1 на коленчатом валу, а также по шкиву насоса охлаждающей жидкости 2и по шкиву распределительного вала 4. Внешняя сторона ремня при этом общается с натяжным роликом 3. Кстати, первоначально зубья на ремнях, как и на шкивах, были полукруглыми, однако примерно с 1989 года полукруг превратился в подобие трапеции. В продаже встречается и то, и другое - изделия взаимозаменяемы. Международное обозначение нужного нам ремня согласно ISO —58111x19. Шаг зубьев составляет 3/8 дюйма или 9,525 мм. Внешний вид приобретенных ремней показан на фото 1-8. Без упаковки продавались два изделия - балаковское № 7 и итальянское № 8, а на ремнях "Гейтс" и "Контитек" почему-то не указана страна-производитель. Интересно, что один из приобретенных "зубастиков" не соответствовал вышеуказанному стандарту - изделие № 2 шириной 20 мм против требуемых 19 предназначалось, согласно каталогу и надписи на упаковке, для "Опеля". Продавец, тем не менее, заявил, что миллиметр погоды не делает. Посмотрим. Внешний осмотр ремней замечаний не вызвал - все в порядке. Впереди 100 часов "беготни" на стенде "Пирелли" при частоте вращения ведущего шкива 6000 об/мин. Нагрузка ремня при подобных испытаниях эквивалентна 60 000 км пробега или примерно двум годам эксплуатации. Включаем рубильник - время пошло. Результаты "пробега" оказались довольно неожиданными - такого в наших экспертизах не было давно. Все восемь ремней спокойно выдержали предложенную им физзарядку - с дистанции не сошел ни один! А там, где нет глобальных замечаний, начинаешь "цепляться" к мелочам. Вот о мелочах и поговорим. Если изделия № 3 и6 все 100 часов вели себя идеально, то остальные ремни проявили определенную склонность к вибрации. Ничего страшного, однако остается некоторая недосказанность: а не является ли эта вибрация предвестником отказа на первой минуте 101-го часа? Чтобы проверить это, решили еще немножечко погонять два самых "нервных" ремешка - часов этак 80... Ими оказались немецкий "Контитек" (№ 5) и соотечественник из Балакова (№ 7). И пока у остальных ремней проверяли, сильно ли они вытянулись, русско-германская парочка наматывала на стенде "штрафные" круги. На четвертые сутки стало ясно - ремни "сдюжили". Несмотря на вибрацию, они значительно перекрыли норматив по ходимости и вторично подтвердили свое право вращать "самарские" распредвалы и насосы. Отметим, что даже после увеличенно74 б/года ЭР№ ~^"~^-^^^Параметр ~~^—-^^^ Маркировка ремня — ~ ^ ^Типповерхности зубьев Гладкий Гладкий ШероховатомГладкийНаработка, ч по норфактическая мативуНаличие вибрации Небольшая Heionfcuas Отсутствует Небольшая Заметная после 100Отсутствует Заметная после 100ч НебольшаяУдлинение, % по норфактичемативу скоеПримечание1 INTERNATIONAL GMBH BREMEN GERMANY Made in E.C. 58-111-19 mm 2 GATES POWER GRIP 5047 40433x20 mm100 100 100 100 100 100 100 100100 100 100 100 180 100 180 1000.3 0,3 0.3 0.3 0.3 0.3 0.3 0,30,142Ширина ремня на 1 мм больше рекомендованной3 GOOD YEAR 111H9-5P200 Made n USAi BOSCH 1987 94 9 095 Made Tt Inaly 5 C0NTITECH CT527 Made in GermanyШероховатый0,2 0,1 0.3 0.1 03 0.1Удлинение измерено после 180 ч наработки Удлинение измерено после 180 ч наработки6 GATES POWER GRIP 5124 58111x19 mm LADA Гладкий 7 Балаково 111x199 Шероховатый 8 DAYC0111 SP190 94089 Made in ItalyГладкийго пробега величина их удлинения не вышла за допустимые пределы. В общем, проигравших на сей раз не оказалось - участники финишировали плотной группой. Подробности приведены в таблице. Среди лучших отметим ремень "Гейтс" № 6 тот, что для "Самары", а не для "Опеля". Полное отсутствие вибрации плюс минимальный процент удлинения дают ему право считаться победителем, определенным с помощью фотофиниша. Заметим, что 20-миллиметровый "опелевский" ремень № 2 хоть и не вызвал нареканий у экспертов, но все же выступил чуть хуже, чем его коллега, - может быть, лучше не рисковать и применять только рекомендованные изделия? А вот второе место отдадим балаковцам - не будем забывать, что продемонстрированное ремнем № 7 качество достигнуто при традиционно низкой розничной цене-"немцы" и "американцы" дороже в несколько раз. Ему бы еще упаковочку - хоть какую-нибудь...