46
47
48
49
ТЕХНИКАНовинкиКАЖДОМУ КОЛЕСУ ПО БАРАБАНУПрежде чем выдать путевку в жизнь, новый автомобиль обдувают ветром и студят на морозе, жарят под искусственным солнцем и окутывают соляным туманом.Новый автомобиль заставляют отмерить сотни (тысячи?) кругов на полигоне, рискуя до срока засветить его в автомобильных СМИ ив глазах конкурентов. Вот и придумали на ФИАТе новый обкаточный стенд. С виду ничего необычного: четыре беговые дорожки - по числу колес да компьютер, управляющий режимами. Вот только режимы эти стали максимально приближенными к реальности. Начнем с того, что стоящий на месте автомобиль можно "разогнать" до 230 км/ч! При этом создать такое сопротивление вращению ведущих колес, чтобы исчерпать мощность любого мотора. Более того, "на ходу" можно крутить баранку так, что в помещении раздастся самый заправский визг резины. Барабаны послушно развернутся вместе с управляемыми колесами на 20°. А если "дорога" ухабистая? Ну что ж. поскольку беговые дорожки вместе с электроприводами установлены на Глубина этой пропасти - 4 метра. А вот и "водитель" со "штурманом".ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕПод таким девизом соперничают западные фирмы в секторе самых экономичных автомобилей."Фольксваген" показал своим "волчонком" ("Лупо") столбовую дорогу прогресса: три литра на "сотню" - и ни каплей больше! Теперь на тропу конкуренции вступают все новые и новые претенденты. На Женевском салоне традиционно сильный в "малых формах" ФИАТ представил модель "Экобазик" (ЗР, 2000, № 3). Наступает "волчонку" на пятки и "Даймлер-Крайслер" со своим "Смартом". Для него удалось разработать самый маленький в мире дизель с непосредственным впрыском - три цилиндра по 266 см 3 . Блок цилиндров отлит из алюминия, и потому новый двигатель весит всего 69 кг (на 31 кг меньше, чем мотор "Лупо"). Он развивает мощность 41 л. с. и крутящий момент 100 Нм при 1800 об/мин. Камеры сгорания расположены в углублениях поршней, охлаждаемых струями масла. С целью снижения температуры и понижения содержания окислов азота в выхлопных газах, до 50% объема последних возвращается во впускной трубопровод. Для столь маленького мотора фирма "Бош" разработала быстродействующие форсунки с электромагнитными клапанами, распыляющие топливо через пять каналов диаметром всего 0,12 мм под давлением 1350 атм. Управляющая электроника дозирует солярку с точностью до 1 мм3! А свежий воздух в цилиндры помогает закачивать турбокомпрессор "Уорнер", развивающий, несмотря на скромный габарит, до 1,15 атм. В результате в атмосферу выбрасывается всего 90 г С02/1 км, что, согласно немецким нормам, позволяет причислить новый "Смарт-CDI" к лику трехлитровых автомобилей.Микропоршенек "Смарта-CDI" весит всего 260 г. Реальный же расход топлива составляет 3,4 л, причем независимо от того, автоматически или вручную переключаются передачи. Напомним, что "Лупо"486/2000 зр мощных гидроцилиндрах высотой аж... четыре метра, то можно создать тряску с ускорением до 10 д. Сидеть в салоне при таком "триале" несладко, поэтому испытатели разместились за стеклянной перегородкой перед компьютером ис помощью "мышки" заставляют автомобиль пройти все эти муки ада. А бдительная охрана исследовательского центра в Элазисе под Неаполем и близко не подпустит назойливых репортеров и пронырливых шпионов от конкурентов. Обошелся сей уникальный стенд, созданный американской фирмой "MTS Системе", в 10 млн. долл., а первой на его барабанах обкатали "АльфаРомео-156".ТЕПЛО МОТОРУ -ТЕПЛО И НОГАМVФирма "Вистеон" "изобрела велосипед" оказывается, • в изученной до тонкостей системе отопления и охлаждения есть еще "белые пятна".О 151 горячие выхлопные газы 2 заслонки 3 теплообменник 4 радиатор отопителя 5 охлажденные выхлопные газы ь. . _ y Теплый воздух в салонВремя прогрева салона- с теплообменником - без теплообменника30 45 60 Минутыпереходит заветную границу лишь в экономичном режиме "старт-стоп" со скромной динамикой. Опять же, новый "Смарт" стоит 10 000 долларов против "Лупо" за 14 000. В общем, лиха беда начало - теперь за конкурентами нужно смотреть в оба. Хотя, как показал анализ, многие покупатели выбирают высокотехнологичного "волчонка"-"Лупо" именно изза концентрации в нем последних достижений техники. Цифра "3" при этом мало кого волнует. и в экономичном режиме ездить на нем не собираются. Более того, покупатели требуют топливопожирающих "наворотов" типа кондиционера или усилителя руля. Выходит, создатели столь дорогостоящего детища как в воду смотрели...•Двигатель должен работать в определенном тепловом режиме - это общеизвестно. И хотя современные впрысковые моторы вроде бы позволяют начать движение сразу после пуска, но на их ресурсе это сказывается не слишком благотворно, не говоря о выбросах в окружающую среду. Исследования. проведенные специалистами Всеобщего германского автомобильного клуба - АДАЦ. выявили, что в начале поездки холодный мотор легкового авто пожирает до 40 л/100 км! Правда, уже через километр мгновенный расход снижается вдвое, но лишь к пятой версте можно говорить о цифрах, близких к рекламируемым. Проблема быстрого прогрева стала еще острей с появлением более эффективно работающих двигателей, особенно дизелей. Как. скажите на милость. прогреть такой мотор до рабочей температуры? АФункциональная схема "газового водонагревателя" от "Вистеон" и графики прогрева салона морозным (-18-Q зимним утром. Почувствуйте разницу! если снаружи лютый мороз и дрожащий водитель еще и отопитель включил? Фирма "Вистеон", раньше не занимавшаяся этим предметом. нашла оригинальный выход - использовать бесполезно пропадающее тепло выхлопных газов. Именно их температура в считанные секунды после пуска достигает сотен градусов, но этот раскаленный поток... вылетает в трубу! Остроумные изобретатели расщепили эту трубу на два параллельных рукава. Один - простой, а во втором разместили теплообменник, включенный в систему охлаждения двигателя. (Получилось что-то вроде змеевика в домашней газовой колонке. где так быстро нагревается проточная вода.) Специальные заслонки могут перекрывать эти рукава по команде электронного блока управления, следящего за температурным режимом мотора. Теперь жидкость нагревается не только через стенки цилиндров, но и от выхлопных газов. Насколько быстрее идет процесс, очень наглядно показывает график. Причем по вертикальной оси отложена температура воздуха в кабине, а не антифриза в системе - последний достиг рабочей температуры гораздо раньше. Устройство не отличается особой сложностью и потому не должно потребовать серьезных затрат клиентов. Напротив, оно поможет увеличить ресурс двигателя, сэкономить топливо и... понежиться в теплом салоне почти сразу после пуска мотора.•зр 6/госо 47 ТЕХНИКАНовинкиЖ ИВАЯ ВОДА "МОСКОВСКАЯ"Вот ведь как бывает - рассказываем о заокеанских новинках ("Живая вода" - ЗР, 2000, № 1) и не ведаем, что настоящий источник буквально у нас под ногами...Признаться, не думали получить такой отклик на публикацию об американских амортизаторах на основе магнитоуправляемой жидкости. В редакцию позвонили из московской фирмы "Внедрение99" и предложили ознакомиться с отечественными "автомобильными агрегатами с магнитоуправляемой композицией". Их разработки давно и успешно ведутся совместно с физико-технологическим институтом РАН и ГНЦ НАМИ. Напомню, что речь идет о композициях (жидкостях, пастах), содержащих микрочастицы магнетиков размером от нескольких десятков нанометров (1 нм = 10"9 м) до нескольких микрон (1 мкм = 10 6 м). (Для сравнения: длина волны видимого света измеряется сотнями нанометров, так что увидеть эти частицы можно разве что в электронный микроскоп.) Если такая "жидкость" не подвергается воздействию внешних магнитных попей, она ведет себя как обычный керосин или смазка. Но стоит поместить ее в магнитное поле, как частицы магнетика ориентируются и начинают взаимовыпасть в осадок. Избежать этого можно, нанеся на каждую пылинку специальное защитное покрытие из поверхностно-активного вещества. В этом-то состоит ноухау - и оно, как оказалось, вовсе не американское. В Москве умеют ничуть не хуже приготовлять магнитоуправляемые композиции и даже делать на их основе агрегаты с невиданными ранее характеристиками. Пожалуй, самое очевидное применение магнитоуправляемые среды находят во всевозможных муфтах и сцеплениях. потребная для управления сцеплением, не превышала 25 Вт. Второе очевидное применение - конечно же, всякого рода амортизаторы и демпферы. В таком амортизаторе вместо сложнейшей системы жиклеров и клапанов на поршне установлен управляющий соленоид, подавая напряжение на который можно изменять вязкость жидкости в широких пределах, а значит, регулировать усилие сжатия и отбоя. При сравнительных испытаниях автомобиля с традиционнымиАмортизаторная стойка снаружи.. ...и внутри. Вязкость жидкости в зазоре зависит от силы тока в катушке и задает нужную силовую характеристику всего амортизатора.Давным-давно на "запорожцах" с ручным управлением пытались внедрить порошковое сцепление, но оно не отличалось долговечностью. При длительной работе с пробуксовкой (что характерно для подобных машин) частицы спекались. К тому же Сцепление для "Оки" в металле... крупнозернистый порошок ...и в разрезе. Магнитоуправляемая паста удерживается в зоне был злейшим абразивом, магнитного поля центробежной силой. воздействия которого не выдействовать друг с другом. В результате держивали уплотнения и подшипники. вязкость и напряжение сдвига резко возДругое дело - композиция. Внесенные в растают. На этом эффекте и основан приннее сверхмикроскопические частицы не цип работы управляемых амортизаторов проявляют абразивных свойств, при профирмы "Делфай". О некоторых других оббуксовке нет сухого трения. Магнитоупластях применения такой "живой воды" равляемое сцепление способно передачуть ниже, а пока скажем, что создать ставать крутящий момент до 56 Н-м. Экспебильную взвесь подобных частиц совсем риментальный автомобиль "Ока" пробене просто. Упрямая магнитная "пыль" норожал с такой муфтой уже более 12 000 км вит или слипнуться в крупные шарики, или без признаков износа, причем мощность. 48 б/госта ЭРи управляемыми амортизаторами (отечественными!) выяснилось, что амплитуда колебаний неподрессоренной массы снижается до 30%, длительность переходного процесса сокращается в 2,5 раза, а усилие демпфирования возрастает в 2-3 раза! Уже разработана конструкторская документация, изготовлены и прошли стендовые испытания опытные образцы амортизаторов и муфт сцепления на основе магнитоуправляемых жидкостей для автомобилей среднего и особо малого классов. Но здесьто и начинается та "большая разница" между российским и зарубежным автопромом. Если богатые янки тут же хватаются за новинку. могущую принести хоть несколько очков в борьбе с конкурентами, то нашей промышленности, увы, "не до того"... Вот и муфтами включения вентилятора заинтересовался не ВАЗ. а "Даймлер-Крайслер", предложивший выгодный контракт. Обидно... D 4X4 В КВАДРАТЕКолесную формулу 4x4 знает каждый автолюбитель: четыре колеса - все ведущие. Своим рулевым управлением "Квадрастир" (Quadrasteer™) фирма "Делфай" придала ей новый смысл.Полноразмерный условный вседорожник 13,7 м "Форд-Икскёшн" 13,3 м "Тойота-Ленд-Крюйзер" 12,1 м "Ленд-Ровер","Рейндж-Ровер"11,9 м "Джип - Гран Чероки" 11,5м "Мерседес" М-класса 11,3м "Хонда-Сивик Купе" 10,0 м "Шевроле-Метро" 9,5 мПожалуй, люфт рулевого управления скоро придется проверять и сзади...Действительно, "по Делфаю" это означает: четыре колеса и все... управляемые. Вообще-то, подруливающие задние колеса хотя и экзотика, но далеко не новость: вспомним хотя бы некоторые модели "Мазды" и "Хонды". Здесь, однако, случай особый: предлагается чисто электрическое рулевое управление для заднего моста полноразмерных вседорожников и пикапов. Так что действительно получаем новую формулу (4х4)2! * Полноразмерный условный вседорожник На Детройтском автосалоне состояс системой "Квадрастир" 10,3 м лась премьера новинки в концепт-каре "Джи-Эм-Си Террадайн". А уже в мае сисРадиусы поворота некоторых автомобилей, а также полноразмерного условного вседорожнитему могла купить любая заинтересованка с системой "Квадрастир" и без нее. ная в ее установке фирма. В чем же изюмобиль ведет себя как обычный, но с четче повторяют траекторию движения минка изобретения? уменьшением скорости задние колеса натягача, а маневры задним ходом станоЭлектронная система управления чинают все активнее поворачиваться в вятся элементарно простыми! Теперь разгонимся побыстрее. Посповорачивает задние колеса в зависимопротивоположную сторону относительно сти от двух параметров - угла поворота поворота передних. Теперь громоздкий лушные компьютеру и программе задние джип легко запарковать или развернуть: колеса начнут поворачиваться синхронпередних колес и скорости автомобиля. на второй диаграмме показан радиус поно с передними в ту же сторону. Правда, Причем по-разному. Типичный алгоритм ворота наиболее популярных моделей и на небольшой угол, примерно на одну виден на графике. При 70-80 км/ч авто- то, каким он станет при оснащении восьмую от угла поворота передних. Что Алгоритм управления непрост и нелинеен. "Квадрастиром". "Две большие разницы" это дает? Автомобиль с ростом скорости бросаются в глаза. Это, однако, еще не обретает все большую недостаточную 0 250 все. Тяжелые вседорожники часто исповорачиваемость, а она благотворно 0200 пользуют для буксировки сказывается на устойчивости. Уменьша0150 „ прицепов. С "Квадраются центробежные силы, вызывающие 0 100 _ стиром" послед- занос или даже опрокидывание высокого 0 050 - Скорость автомобиля, км/ч •f/Ш ние гораздо джипа. В общем, управление становится 0000 20 40 60 А0 100 120 140 •0 050 _ легче и безопаснее. Впрочем, на панели -0100 .. приборов появляется и кнопка отключе•0.150 ния системы - на всякий случай. -0 200 Кто первый решится оснастить -0250 «300 свои джипы системой "Квадра•0.350 стир", фирма пока не выда«400 ет, но на ближайших автосалонах новинка наверняка появится в оснащении уже не концепта, а вполне серийного автомобиля.Электроуправляемый задний мост. ЗР 6/200049