72
73
74
75
ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ: ЭКЗОТИЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛИОРИГИНАЛЫ И КОПИИСЕРГЕЙ КАНУННИКОВЗдесь нет ни конвейера, ни умелых ловких роботов, ни сварочных автоматов. В век транснациональных концернов, высоких технологий и унифицированных моделей в небольших мастерских время словно остановилось. Экстравагантные мощные автомобили собирают полукустарно вручную на стапелях, порой просто на козлах. Такая техника спешки не приемлет. Впрочем, о высоких технологиях кустари знают не понаслышке: руки нынешних ремесленников привыкли уже не только к стали и дереву, но ик современным легким сплавам и углепластику.72 За рулем 3/2004МЕНЬШЕ, ДОРОЖЕ, ЛЕГЧЕОбъемы производства крошечных фирм, разбросанных по всему миру - от Британии до Малайзии, тоже напоминают о первой четверти прошлого столетия: десятки, иногда сотни автомобилей в год. Рекордсмены-англичане умудряются продать до 600 «морганов» и даже до 1300 экземпляров марки ТВР (TWR). Машины делают только по индивидуальным заказам. Подождав примерно месяц и уплатив круглую сумму (50-60 тысяч долларов не предел), покупатель получит автомобиль, который всегда будетГолландский «Спикер-С8 Слайдер» с 4-литровым мотором «Ауди» мощностью 299 кВт/406 л. с. достигает 100 км/ч за 4,5 си разгоняется до 300 км/ч. Салон «Спикера» отделан кожей и алюминием. ОБОЗРЕНИЕ: ЭКЗОТИЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛИвызывать как минимум интерес, а нередко и зависть окружающих. В мире мелкосерийных машин два основных направления: большинство компаний строят оригинальные спортивные купе и родстеры, другие специализируются на репликарах - копиях знаменитых моделей 19301960-х гг. Впрочем, последние лишь внешне напоминают старые машины, характеристики - тоже вполне спортивные. В технологии изготовления оригиналов и копий много общего, но компоновки, как правило, разнятся. В самых мощных, авангардных по дизайну машинах двигатель устанавливают в базе, за сиденьями. Наилучшая развесовка - одно из главных требований к настоящему спорткару. В основе кузова - легкий сварнойкаркас из труб разного сечения, обычно - квадратных, прямоугольных, треугольных. Традиционно их делали из стали, иногда из стойких к коррозии хромомолибденовых сплавов, в последние годы - часто из алюминия. Легкие трубы изготавливают методом гидроформования специализированные предприятия. «Кустари» кропотливо сваривают каркас (иногда усиленный центральной трубой - хребтовой рамой), анодируют его, дополнительно защищая от коррозии и подготавливая поверхность для клея: им крепят наружные, тоже алюминиевые детали кузова. Крылья, панели дверей, капоты и багажники часто выстукивают вручную на деревянных шаблонах. Такой технологии, например, придерживается британская компания «Эй-Си», особогордясь тем, что кузова кары - подражание... самой мощных эффектных родстесебе. Машины внешне почти ров делают точно так же, как не изменились по сравнев 1960-х, когда появилась нию с предками из 1930-х. знаменитая модель «Кобра» Даже самую новую модель - «бабушка» нынешних, поч«Аэро-8» (ЗР, 2004, № 1) стити не изменившихся внешне лизуют под ретро и строят по дедовским рецептам. При автомобилей. Как правило, соединения этом каркас из ясеня уживаусиливают заклепками. Конется с алюминиевым дниструкция получается не щем, собранным из 32 детатолько легкой, но и жесткой. лей на высокопрочном авиаРазумеется, спереди и сзади ционном клее и заклепках. предусмотрены сминаемые По утверждению инженеров при аварии, так называемые «Моргана», деревянно-алюжертвенные зоны. Закон миниевая конструкция препоказала себя един для всех: путь на дорокрасно ги общего пользования отв крэш-тестах. На другом технологичекроют лишь автомобилю, выдержавшему сертификаском полюсе - ультрасовременный (и супердорогой) угционные испытания. Помимо алюминия, налепластик. С ним, в частноружные панели часто изготасти, предпочитают работать вливают из стеклопластика, на фирме «Пагани». Кузов а каркас иногда... из дерева. модели «Зонда» - это, по суЕго предпочитают конструкти, три углепластиковых моторы известной британской дуля на алюминиевой раме. фирмы «Морган», чьи репли- Средний, естественно, са-«Тиммис-Форд» родом из Канады похож на предка 1934 года как две капли воды. Даже в основе 125-сильного двигателя агрегат конструкции 1930-х.Под капот «Эй-Си-Кобра 427» - копии модели 1960-х - ставят моторы V8 мощностью до 404 кВт/550 л. с./"fСердце «Пагани-Зонда S7,3» - 7,3-литровый двигатель VI2 «Мерседес-Бенц», доведенный фирмой АМГ. При 5900 об/мин он развивает 408 кВт/555 л. с. Максимальная скорость - 340 км/ч. За рулем 3/2004 73 ОБОЗРЕНИЕ: ЭКЗОТИЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛИСовременное прочтение «Оберна», кузов которого в начале 1930-х создал выходец из России Алексей Сахновский: мотор V8 объемом 5,3 л развивает 224 кВт/305 л. с.«Морган-Плас 8», внешне почти не отличающийся от собственных «дедушек» из 1930-х, дебютировал в 1968-м. Нынче машину оснащают 190-сильным мотором V8.мый прочный, оберегает во дителя и его спутника при аварии. Как ни странно, «каркасно-панельная» конструкция не только легка, но и технологична - конечно, для мелкосерийного производства. Варьируя размеры основных деталей, можно строить несколько близких по конструкции моделей, различающихся габаритами, колесной базой, колеей. ПО ДРЕВНИМ РЕЦЕПТАМ Репликары, которых особенно много в США как правило, сохраняют компоновочные схемы прототипов: ведущие колеса - задние, их подвеска - зависимая. Но если рама «Дюзенберга» - стальная с Xобразной поперечиной - практически такая же, как на однофамильце начала 1930-х, то создатели современного «Оберна» предпочли каркас из углепластика. Британская компания «Чесил» выпускает «Порше356»... 1957 года. Внешне машину отличит разве что искушенный знаток раритетов. Даже подвески, как иу оригинала, - торсионные (правда, можно, заказать и пружинные). Кузов - стеклопластиковый на трубчатом каркасе, «фольксвагеновские» моторы, конечно же, установлены сзади, только современные - жидкостного охлаждения (объемом 1,6-2 л). Пожалуй, самый оригинальный способ сделать ва74 За рулем 3/2004риацию на тему ретро - использовать в качестве «сырья»... старый автомобиль. Так поступает испанская фирма «Игуана»: она скупает «Рено-4», популярные в Европе в 1960-х. Рецепт прост: к кузову пристраивают переднее оперение, крылья, фары в стиле ретро (по заказу прежний универсал превращают в кабриолет или пикап), ходовую реставрируют. Такой репликар можно купить за 8500-9500 евро, комплект деталей для самостоятельного творчества обойдется в 3-4 раза дешевле. Похожий подход у небольшой канадской компании «Тиммис». Она использует детали «фордов-У8» середины 1930-х (их на Аме-Алюминиевое днище и ясеневый каркас «Моргана-Аэро»риканском континенте сохранилась немало) - рамы, решетки радиаторов, колеса, приборные панели, элементы декора. Моторы капитально отремонтированные по современным технологиям и заметно форсированные, от оригинальной коробки передач остается, по сути, только корпус. Кузова - новые, но точно копирующие родстеры 1934 года. Производители утверждают, что автомобиль способен достичь 160 км/ч, но рекомендуют придерживаться крейсерских 80.На «ТВР-Цербера» ставят шести- или восьмицилиндровые двигатели; их мощность - от 268 кВт/365 л. с. до 313 кВт/426 л. с. Топ-версия достигает 314 км/ч. ОБОЗРЕНИЕ: ЭКЗОТИЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛИИтальянская фирма «Де Томазо» предлагает модель «Гуара» с 304-сильным двигателем V8. МОТОРНЫЕ РЕАКЦИИНемногие мелкие фирмы отваживаются самостоятельно изготавливать двигатели. Как правило, используют проверенные агрегаты именитых производителей, подчас, правда, увеличенной мощности. Так дешевле да и надежнее. Оригинальные двигатели на некоторые модели ставит один из рекордсменов мелНа правах рекламыкосерийного автомобилестроения - британская фирма ТВР. Французская компания «Химменес» для модели «НовияЛЛ/16» создала необычный мотор W16 объемом 4,1 л, который, по утверждению его конструкторов, способен при 10 000 об/мин развивать под 600 л. с. Кстати, «Новия» по конструкции близка к машинам формулы 1: силовой агрегат опираспортивный автомобиль не сделать просторным, словно лимузин, но электроприводы стекол, зеркал, а порой и опускающейся крыши, мощные отопители и кондиционеры, дорогие аудиосистемы становятся нормой. Разумеется, начинка усложняет, удорожает и утяжеляет экстравагантДЛЯ СПАРТАНЦЕВ ные машины. Это не нравитИ СИБАРИТОВ ся некоторым поборникам До недавнего времени мелчистоты жанра. Им на ракосерийные купе и родстедость не перевелись еще чисры, как правило, не отличатопородные экстремалы, в лись комфортом. Автомобикоторых, втиснувшись между ли по традиции адресовали жестковатым сиденьем и деподжарым, атлетически слоревянной баранкой, можно женным джентльменам. сполна ощутить тяжесть орК слову, даже просто влезть ганов управления, послушать за руль «Катерхэма» или инобоевую песню не укутанного го потомка знаменитого «Ло- шумоизоляциеи двигателя и тоса-Севен» (их строит с депротрясти внутренности на сяток фирм в разных странах жесткой «табуреточной» под- ЗР, 2003, № 5, 8) не всем веске. Наверное, подобные удается с первого раза. машины проживут еще долНынче покупатели редких го: чем послушней и, увы, машин, особенно ценой под пресней становятся серий100 тысяч долларов, хотят ные машины, тем сильнее хоиметь все или почти все удобчется чего-нибудь оригинальства. Конечно, приземистый ного - остренького. ется на кузов из углеволокна, а рычаги подвески - на коробку передач. Увы, тиражи самых оригинальных машин - штучные. Подчас талантливым «самоделкиным» хватает пороху лишь на выставочные образцы.Новы Седан 2.0 Sport и универсал 2 . 0 Comfort*. Яркие автомобили с отточенной управляемостью. Спортивный стиль, мощная динамика, высокий комфорт. Раллийные гены определяют характер1.6 2.0 1.6 2.0Comfort Sport Station Wagon Station Wagon$ $ S $4490 15490 19390 17050 19950Дилеры MITSUHSHI MOTORS: М НШ Рогьф-Востг* (095) 780-9000. Рольф-Центр [095] 780-7703. Рольф-Юг (095) 788-6262 Роаьф-Диаиют (095) 780-7788: Но Тапио) (095)792-5733 Но Вожжоломю 10951193-5061 Но БСерпуковси* (095) 109-9651. Нв Пресне [0951 255-0707 На Колоиеккой 1095) 116-2022,8 г^ылггс*^ гАвто [816221 7-2215: Ьштогрвд Апсонт (8442) 42-6472. Вологда. Мартен-Авто: (8172121-5327. Воронеж: <&лгя-йвгоЛ0732) 39-2492 Ьитотянбург О ™ Моторс (3432) 704)132 000 <5вми Мотора (3432) 24-0114 Иваново: f SS !] ЭСЬ7тИжввс«:Ижаатгхю|!М12)75-6796 VtancrPo ^ ^ Гмття 000 •Аатосферв» 13842125-9421 Красиоо«р.Модус(8612]6М1бак>1ситвтпс«: SO, 13912) 25-1655 НАрпаш Челны ПС (85521 39-2525. Наша» Новгород: Центротах (8312) S4-1801 НМИа % И С Автолах» [3832] 74-2123. One* Автоцентр Барс [38121 50-2040 Оршбкг Автосалон 2000 (3532) 65-3192: I Суре-Моторс (8412) 49 7254, Паса». УралАггтоИиюрт (3422190-2900 ПатроаааоюсСТК (81421 79 7000: Роспя-на-Даяу Модус (8632) 71 -2232. Разень. Шест (0912) 34 5960 Сввввтв Самэргане Автомобила [8462) 57 1536. Саратов: СарМоторс[8452)52-7658 Сочк[>«ДТО(8бг2)69-4518йвч>1ПШта:Мсяк[8652)28-2828: ОятугСибив(3462)77 5656 ТопагтеОриеит-Моторс 18482)35 7906 Тсваос Автояжтос(Э822166-0177:Тупа:000iAiraoraco(0872)36-6362 гф А . Спецавтоиентр Дкпатаио (3452) 39-7333. »ла«1™ахж Мот» 18422) 69-1969: Уфа: Скга-Мглот^ Товар с . Таранти* - Э гожа ала 100г DRIVEALIVE RU WWWMiTSUBISHHvttTOR&RUЗа рулем 3/200475