160
162
163
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИКОЛЕСНЫЙ ДИСК: В РЕМОНТ ИЛИ В УТИЛЬ?ТАНЦОРЫ «ДИСКО» САНДРЕЙ БОЙКО. ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, КОНСТАНТИН ЯКУБОВо школьной скамьи помним, что не каждое колесо способно доехать до Казани и до Москвы. Не важно, где оно сделано - в родном Отечестве или за рубежом: российские дороги легко «справятся» с любым. Чуть разгонишься, как - бабах! Под маленькой, безобидной с виду лужицей здоровенная яма глубиной в полколеса... Автомобиль резко бросает в сторону. Первичный осмотр показывает, что покрышке место на свалке. Но это полбеды, хуже, что изрядно пострадал купленный совсем недавно красавец - литой диск. Выбрасывать жалко - 200 у. е.! Новых не напасешься, так что попробуем отдать этот в ремонт. Благо, объявлений типа: «восстановление колес любой сложности», «ремонт литых и кованых дисков», «новая жизнь ваших колес» или «прокатка дисков», найдешь немало.ХОТЬ СТО ЛЕТ! В качестве «подопытных» выбрали три изрядно битых литых диска зарубежного производства: «OZ Рейсинг» (17 дюймов), БМВ и «Форд» (15 дюймов). Один из них выглядел вполне пристойно: на наших дорогах пострадал только его внутренний край; на двух других «восьмерки» были видны невооруженным глазом, да еще и трещины... Первая на нашем пути мастерская на Ярославском шоссе. Не слишком чистый подвальчик, в котором сидит приемщик. Оборудование, видимо, в другом месте. «Нам бы диски отремонти160 За рулем 3/2004ровать. Возьметесь?» - показываем один из «убитых» образцов. Осмотрев его, мастер изрекает: «Три трещины варить. Стоит это... 2000 рублей. Если надо потом прокатывать, еще 500». Ловко он это, однако: диагностика - на глазок и цена с ходу! Интересуемся: а можно ли после этого с таким ездить? Гарантию дадите? Мастер выходит из положения с честью: «Ну, если по ямам долбать, конечно, может снова треснуть, но если аккуратно...» Любопытно, ничего не скажешь: лучше, наверно, вообще потом не ездить, зачем рисковать? Но у нас другая цель: сгружаем испорченный диск. Отремонтировать пообещали за несколько часов. Едем дальше. На Варшавском шоссе натыкаемся на заманчивое объявление: «Профессиональный ремонт литых дисков любой сложности». Немного настораживает вид мастерской, но не это главное: может, в самом деле здесь настоящие «профи». Снова тащим«горбатые» диски. На пороге нас радостно встречают несколько сотрудников сервиса и тут же предлагают свои услуги: «Миша, поставь в станок, проверь биение!» Немного опешив от такого напора, излагаем просьбу: «Там по паре трещин, надо отремонтировать» - «Видим, все видим! Палыч, сколько за сварку?» Из соседнего помещения появляется дедушка в толстых очках, в руках рулетка. Оглядев диск и замерив трещины, Палыч осторожно называет стоимость ремонта: «Три тысячи, устроит?» - «А сколько после сварки прослужат?» - «Да хоть сто лет! Будет диск как новый. Нагреем, прокатаем, биения уберем, сделаем все в лучшем виде!» Конечно, дороговато, но делать нечего - оставляем диски здесь. Объехав еще несколько мастерских и пристроив последний «образец», констатируем: если верить приемщикам, починить можно все, были бы деньги, только вот легкость, с которой готовы принять от вас любую работу, несколько настораживает. Так ли просто «правятся» любые диски, мы еще раньше узнали у авторитетных специалистов. ЗАМКНУТЫЙ КРУГ В авторизованном центре, занимающемся ремонтом литых отечественных дисков Ки К, ВИЛС и ПРОМА, а также дисков иностранного производства, два наших «образца» из трех нам посоветовали сразу... выбросить. Даже если «отремонтировать», пользоваться ими в дальнейшем крайне опасно! - «Прокатывать» литой, а тем более кованый диск (а именно такую «технологию» предлагает большинство мастерских) категорически нельзя! - объяснил нам Валерий Алексеев, старший мастер фирмы. - Это нарушает структуру металла. Диск после «прокатки» становится хрупким, и дальнейшая его эксплуатация практически невозможна. Еще опаснее точечный нагрев литого диска, что ведет опять же к изменению структуры сплава со всеми вытекающими отсюда последствиями, когда,«OZ Рейсинг»: и до, и после сварки к эксплуатации не пригоден. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИКОЛЕСНЫЙ ДИСК: В РЕМОНТ ИЛИ В УТИЛЬ?в частности, даже небольшая яма может привести ослабленный диск и покрышку в негодность. И все же из всего этого не следует, что ремонт дисков вовсе не возможен. Мало того, профессионалы объяснили, что большую часть испорченных изделий в современной мастерской восстановить можно. Требуется для этого специальное оборудование и строгое соблюдение технологического процесса по рекомендациям производителей. В зависимости от материала колес выбирается температура нагрева. И не точечного, скажем, с помощью газовой горелки, как нам где-то предлагали, а полного, в специальной печи. После этого металл вытягивают на специальном стенде (да-да, вытягивают, ни о какой прокатке не может быть и речи), придавая диску первоначальную форму. После такого ремонта литой или кованый диск действительно может еще служить - утверждают в центре. Не доверять оснований не было. Тем не менее, когда мы получили после ремонта все три наших диска, закрались сомнения: а не нагнетают ли наши консультанты страха? Невооруженным взглядом отремонтированные от новеньких было не отличить! Чтобы не оставалось сомнений, отремонтированные изделия решили передать в испытательную лабораторию колес автомобилей Московского автодорожного института (ТУ). Ученые, понятное дело, сами ремонтом не занимаются, но располагают современнымконтрольным оборудованием. Вот какими оказались результаты исследований в МАДИ. - Обещания ремонтников - «диски прослужат сто лет» - не более чем неудачная шутка, - так прокомментировал суть дела директор лаборатории Александр Вахромеев. - Не берусь предсказать срок их жизни, но следующего серьезного испытания (приличной ямы) они уже не выдержат - изменилась структура металла. Анализ первых полученных результатов не позволил нам вообще провести усталостные испытания ни на изгиб с вращением, ни при динамической радиальной нагрузке в соответствии с ГОСТ Р 50511-93. Величины радиальных биений превосходили номинальное значение этого параметра, по конструкторской документации, в 1,5 раза! А заваренные трещины на колесе OZ, помимо существенного дисбаланса, могут внезапно появиться и увеличиться (с непрогнозируемым временем разрушения) вследствие вибрационной нагрузки. Не удалась и попытка отбалансировать образцы с надетыми покрышками. На одном из них чуть не слетела резина, а сам диск «выписывал» на проверочном стенде такие кривые, что испытания решили прекратить. Лишь один из дисков (с дефектом внутреннего края) хоть ис трудом, но уложился в требования производителя и ГОСТа. ИМЕТЬ ИЛИ НЕ ИМЕТЬ Результаты хоть и неутешительные, но прогнозируемые. Если изделие только слегка пострадало, то при наличии «правильного» оборудования и мастеров высокой квалификации отремонтированный диск может еще послужить. Хотя специалисты рекомендуют использовать такой только при большой необходимости или в качестве запаски. Если же повреждения диска более серьезны, лучше все заранее обдумать. Да, красивый литой диск стоит немало и обидно его лишиться. И все же отдавать его в ремонт или выбросить? Ведь экономия средств может обернуться большими проблемами, имея в виду, прежде всего, вашу безопасность. Если вы все-таки предпочли ремонт, следуйте нескольким простым советам. Во-первых, обратите внимание на то, вывешены ли в мастерской на видном месте сертификат соответствия на проведение такого рода работ и сертификаты от производителей дисков. Вовторых, остерегайтесь даже слова «прокатка». В-третьих, запомните, что к ремонту серьезных «травм» дисков можно приступать после точной диаг-ДО И ПОСЛЕ. КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА ЗР СЕРГЕЯ СМИРНОВАЕсли ваш автомобиль попал в яму (колодец) и получил при этом повреждения, есть возможность возместить ущерб по закону. Для этого необходимо прежде всего задокументировать происшествие. После этого сотрудники ГИБДД обязаны провести административное разбирательство и привлечь виновное лицо к административной ответственности. В случаях, когда водитель Правил дорожного движения не нарушал, а выбоина не была обозначена знаками (при этом ее размеры превышают предельные, установленные ГОСТ Р 50597-93), к ответственности будет привлечено должностное лицо дорожной службы, отвечающее за этот участок дороги (статья 12.34 КоАЛ РФ). Для возмещения ущерба организацией, обслуживающей аварийный участок дороги, придется обратиться в суд с исковым заявлением, предоставив доказательства причиненного ущерба (калькуляция, заказ-наряды). Отношения потребителя и организации, оказывающей услуги по ремонту колесных дисков, регулируются Законом «0 защите прав потребителей». Если в результате некачественного ремонта диска автовладельцу причинен ущерб (диск пришел в негодность, случилось ДТП), отвечать за это должна мастерская. Для этого необходимо предъявите претензию ремонтникам с подтверждением причиненного ущерба (заказ-наряды, чеки, калькуляции и т. д.). Если мастерская добровольно ущерб возмещать не желает, надо обращаться в суд.ностики на специальном станке. Вам обязаны объяснить, как будет отремонтирован диск. Если увидите сварщика с газовой горелкой - от ремонта отказывайтесь. Короче говоря, семь раз отмерь... На «квадратном» колесе далеко не уедешь. • Благодарим за помощь в подготовке материала специалистов МАДИ и фирмы «ДИСК СЕРВИС» на «ПЕТРОВСКО-РАЗУМОВСКОЙ».Хороший ремонт закраины помог диску пройти испытания. 162 За рулем 3/2004 На правах рекламыРУЛИТЕ С ((КОМФОРТОМ»!Рулевые бывают разные. Одни управляют кораблями, другие направляют полет птиц, третьи задают курс пелым державам. А еще бывают рулевые наконечники автомобилей... Можно ничего не знать о должностных обязанностях рулевого, но при этом интуитивно чувствовать — если он будет «не в себе», то ничего хорошего это не сулит. И не важно, о чем идет речь — о целой стране или об одном отдельно взятом автомобиле. Едет он себе спокойно по шоссе и вдруг раз — резко шарахается в сторону... Или, того хуже — начинает игнорировать движения рулевого колеса! Так и хочется скомандовать: «Расступись!» — дорога как бы сужается на глазах... А если такие проблемы начнутся у всех, то о езде скомфортом придется забыть. Впрочем, клин вышибают клином: хочешь комфорта — пользуйся «Комфортом»! Новинка объединения «БелМаг» — это рулевые наконечники с повышенными потребительскими свойствами: отсюда и название. Серия «Комфорт» уже известна владельцам ВАЗов, применившим на своих автомобилях одноименные шаровые опоры — теперь удачные технологические решения обрели новые очертания. Кстати, для снятия «головной боли» разработчики рекомендуют заменять шаровые и рулевые одновременно — как говорится, чтобы два раза не ходить. Заменил — и забыл: по крайней мере на ближайшие два года или 50000 км пробега... Вообще говоря, на этом можно и закончить: клиент, выбравший «Комфорт», получает солидную гарантию, а технические нюансы волновать его не должны. Качество — высокое, внешность — привлекательная, цена — реальная: что еще? Однако для порядка можно, скажем так, проверить гармонию алгеброй. Повышенный срок службы изделий «Комфорт» обусловлен, в частности, применением в шаровых металлоплакирующей смазки МС 1000. Входящие в ее состав компоненты непрерывно формируют на поверхностях трения самовосстанавливающуюся пленку, воспринимающую все нагрузки. По сравнению с традиционно используемыми, эффект от таких смазок по части износа выше в десять раз! Что еще? Можно отметить запатентованный фирмой способ обработки сферы пальцев, существенно снижающий износ вкладыша. Сам вкладыш изготавливается из новейшего материала фирмы «Дюпон» (DuPont), что существенно повысило его механические и антифрикционные свойства.«Комфортная» начинка.Еще один удар по износунаносимая на сферу пальца пластичная графитсодержащая смазка «Россойл 600» с массой поверхностно-активных веществ и функциональных присадок. Бывалые автомобилисты сразу начнут осматривать чехол наконечника и шаровой — они знают, к каким последствиям приводят попавшие внутрь грязь, вода или соль. Пожалуйста — чехол «Комфорта» изготовлен из специального сорта резиновой смеси на основе компонентов немецкой фирмы «Байер» (Bayer). Его эластичность в три раза выше, чем у «обыкновенного коллеги», а морозы до -50°С не станут для него смертельными. Кстати, характерный синий цвет резины — это еще и дополнительная защита от подделок. Заговорив о цветах, нельзя не отметить — изделия «Комфорт», помимо всего прочего, просто симпатичные: их приятно взять в руки. Покрытие корпусов также обладает отменными декоративными свойствами — при этом оно химически стойкое и не боится коррозии. Каждое изделие отмечено голограммой и Гарантийным Сертификатом с индивидуальным шестизначным номером. Покупая «Комфорт», можете сравнить его номер с номером «соседа»: они будут отличаться — клиент фирмы должен ощущать комфорт во всем... Хотите ездить с комфортом? Тогда вам не нужно рыться в автомобильных справочниках, запоминать бренд и выискивать название фирмы... Скажите: «Комфорт» — остальное уже сделано за Вас «БелМагом». П< $ .www tielniagМосква (0951: «Трансмастер» 7104)796; «Паскер ЛТД» 462-0005; .Ось-К, 311-53*6; «Дождь» 311-7677; «Восход-К Авто» 420-91*1 Прогноз» 257-4491; Сеть магазинов «Техком» 3*9-5918; Сеть магазинов «Авто 49»; Пенза (6412): ПБОЮЛ Костюков 570-304; Ярославль (0852): ПБОЮЛ Аносовский 465-782; Рязань (0912): ПБОЮЛ Одинокое 347420; Тула (0872): ПБОЮЛ Рожкова 392-046; Тамбов (0752): ПБОЮЛ Гончаров 718461; Обнинск (08439): ПБОЮЛ Грибанов 58-435; Санкт-Петербург (812): «Авто-Лада» 123-2796; Нижний Новгород (8312): Т Д «ПигМа» 630-349; Самара (8462): «СоюзКомплект» 552-463, ЧП Бекетова 540-497; Ростов-на-Дону (8632): «Росавтопром» 995-325; Новосибирск (3*32): «Автостандарт» 531-466; Челябинск (3512): «ИнтеркомЛада» 699-917; Екатеринбург (3432): ТК «ОЛМИ» 703-301; Воронеж (0732): «Леше-Авто» 747-202; Омск (3812): «Сали Том» 285-119; Украина: Украина: Харьков (8-10-380-572) «Стройавтоторг» 198-600; Киев (8-10-380-44) «Укравтозапчасть» 239-2728. «Укравтс'•|"|ИГ1|..|.|-•ДШиШёШЫ'••ШМ