92
93
94
ТЕХНИКАСЕКРЕТЫ СВЕРХЭКОНОМИЧНОСТИДВАДЦАТЬ КУБИКОВ НА СОТНЮ?'АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ -йР"** ИЗОБРЕСТИ ВЕЛОСИПЕД >^0^^итатель, позвонивший в редакцию, был крайне раздражен и непреклонен: «В октябрьском номере вы привели рекорд экономичности - 0,026 л/100 км! Это чушь! Невозможно проехать 3000 километров на одном литре топлива! Этого не может быть, потому что не может быть никогда!» Действительно, 3000 км на одном литре пока никто не проехал, однако обмана нет - расход, приведенный к 100 км пути, указан верно. Конечно, серийному автомобилю, даже самого «раскомпакт-класса», литра топлива хватит в лучшем случае километров на 30. Суперэкономичному «литровому» концепту «Фольксваген» - и тому, как следует из названия, всего на сотню (ЗР, 2002, № 8). Но ведь экипаж, способный пройти неограниченное расстояние вообще без капли бензина, появился даже раньше автомобиля. Чтобы раскрыть секреты сверхэкономичности, нужно сначала...ЧИменно он - самый подходящий базовый элемент для «голодающих» бензиновых и дизельных машин. Вспомните, как легко вращаются велосипедные колеса: их узкие шины создают минимальное сопротивление качению по твердой поверхности; сколь низка масса рамы, особенно из титана или углепластика. Если поставить целью лишь низкое потребление горючего, забыв о привычных автомобильных радостях - комфорте, вместимости, динамике, можно добиться весьма впечатляющих результатов. Первый марафон «велоавтомобилей» под патронажем нефтяного концерна «Шелл» (Shell International Mileage Marathon) стартовал более полувека назад в американском штате Иллинойс. Казалось бы, зачем нефтяникам думать об экономии топлива? Желательно, напротив, продать его как можно больше. Но это была великолепная рекламная акция: она демонстрировала ответственность концерна за окружающую среду и ресурсы, дала стимул студенческому творчеству и притом никак не повредила сбыту нефтепродуктов. Ну кто, в самом деле, променяет нормальный комфортабельный автомобиль на одноместную повозку, вяло катящуюся на жиденьких колесах? В 1985 году подобные соревнования пришли в Европу под именем Shell ЕсоMarathon, их ежегодно проводят во Франции и Великобритании.МЫ ЕДЕМ , Е ДЕМ , ЕДЕМ...Как и на чем выступают студенты университетов и технических колледжей в «Эко-марафоне»? Регламент соревнований и требования к машинам занимают 30 страниц. Вот некоторые, самые свежие условия марафона, который проведут 13-16 мая на трассе Ногаро во Франции. Извилистый замкнутый маршрут нужно проехать семь раз, накатав 25 272 метра. Средняя скорость не92За рулем 3/2004 СЕКРЕТЫ СВЕРХЭКОНОМИЧНОСТИный ремень безопасности, звуковой сигнал и двухконтурная тормозная система. Двигатель может работать на бензине, дизтопливе, сжиженном газе или водороде, солнечных батареях и прочей «альтернативе». В любом случае специалисты подсчитают израсходованную на дистанции энергию и по хитрым формулам приведут расход к эквивалентному объему бензина марки «Шелл Формула Супер 95». Если команда предпочла обычные виды топлива - естественно, другого, кроме «Шелл», лить в баки нельзя. В этом году впервые выделили группу «урбан-концептов». Они, кроме перечисленного, должны иметь четыре колеса, закрытый кузов, ветровое стекНедостатка в участниках «Экс-Марафона» нет. Чего не скажешь о зрителях. ло, дверь, багажник минимум на 40 л, должна быть меньше 30 км/ч: на заезд шенные объемы всего 30, 100 или зеркала заднего вида, светотехнику и... 3 отводят всего пятьдесят с половиной 250 см ), автомобиль, возможно, и пробуксирный крюк. Без этого не получить минут. Среди водителей, как и среди шел бы объявленные 3000 км. Только допуск на дороги и улицы городов. жокеев, нет тяжеловесов, но слишком вряд ли хватило бы ресурса микроскоувлекаться диетой нельзя: шофер не пического двигателя. Так что, строго ПОД КОЛПАКОМ должен быть легче 45 кг и младше говоря, рассерженный читатель прав. Разумеется, в регламенте соревноваКаковы требования к машинам? ний детально расписаны требования 13 лет. После заездов израсходованное в каждой попытке топливо пересчиты«Мопед» должен быть, как минимум, к условиям пробега и устройству автовают в те самые фантастические тысятрехколесным с базой не менее метра мобилей. Казалось бы, измерить истраи колеей 500-1100 мм. Это - для достаченное на дистанции топливо совсем чи километров на литре. Тут, кстати, нет большой натяжки: точной устойчивости. Из автомобильне сложно: взвесить бак до и после заезвмести бак литр бензина (увы, разре- ных опций необходимы четырехточечда. Но ведь капли бензина могут ос-В последние минуты перед стартом можно сменить «прошивку» контроллера.Результат команды, как оказалось, скромный. Но главное - не победа, а участие!А вы бы поменялись на такой аппарат?На трассе «гонок».Этот агрегат работает на пропан-бутане. За рулем 3/2004 93 ТЕХНИКАСЕКРЕТЫ СВЕРХЭКОНОМИЧНОСТИСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ Какое значение вы придаете топливной экономичности?учитываю в ряду других качеств 6% не принимаю в расчетОбтекаемый кузов и......«салон».таться в трубопроводах, карбюраторе или форсунках. Поэтому топливные системы делают легкосъемными и взвешивают целиком. Можно ли, обманув судей, проехать часть пути на электростартере (если он есть)? Не получится! Перед гонкой специальная комиссия дотошно изучает машину, чтобы убедиться - стартер срабатывает лишь при включенной «нейтрали». Да еще одновременно загорается хорошо видимый судьям красный сигнал на «крыше» экипажа. Это, кстати, не единственная проверка перед дорогой. «Нутро» машины придирчиво осматривают, чтобы выявить подозрительные бачки, электромоторы, баллоны со сжатым воздухом или... велосипедные педали. Заглянем и мы «под капот» одной из машин. Там уютно (в отличие от пилота!) разместился единственный цилин-дрик - крошечный, объемом всего 26,6 см3. Он выдает мощность 0,573 кВт/0,768 л. с. и крутящий момент 1,8 Нм при 3000 об/мин. Зато степень сжатия - 13:1. Несмотря на скромные размеры головки, в ней разместили два кулачковых вала, два клапана и две свечи! В отличие от мопедных двигателей, этот - водяного охлаждения. Масса трехколесной повозки «Революшн»... 38 кг. У обтекаемого кевларового колпака Сх=0,158, а площадь лобового сечения всего 0,67 м2 . Пилот скрючился между передними колесами, а мотор через велосипедную цепь приводит единственное заднее. Рост водителя, как и вес, должен быть небольшим: иначе не уложиться (в буквальном смысле) в длину машины 2,65 м. Этот экипаж, кстати, далеко не рекордсмен: литра ему хватило бы «всего» на 1264 км. В перспективе авторы«Революшна» собираются отказаться от кулачков распредвала, заменив их управляющими соленоидами. Интересно, что прямой зависимости между экономичностью и рабочим объемом мотора нет. Например, рекордная дизельная «Минерва», созданная студентом одного из университетов Великобритании Карлом Уиллисом, имела цилиндр размером с целый стакан 232 см3, что не помешало ей проехать 1275,6 км. Немного? В отличие от обычных автомобилей, абсолютные рекорды в «Эко-марафоне» устанавливают не дизельные, а бензиновые машины. Таков и рекордный экипаж из Франции (на заставке), которому 1 литра хватило бы на те самые 3789 км. Может, и это не предел? Надежды юношей питают. По крайней мере, молодые конструкторы «велоавтомобилей» уверены, что новые сказки о сверхэкономичности тоже станут былью. •Где колеса, там перед. 94 За рулем 3/2004Обзорность, видимо, неплохая. И даже огнетушитель на месте.