190
191
АВТОКЛУБх имия ПО СЕЗОНУВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВПОГОДАединений ис поверхностей, что особенно важно при очистке электрических контактов и высоковольтных проводов от влаги. Уменьшается риск утечки тока и, как следствие, заметно легче пуск двигателя при высокой влажности воздуха, меньше проблем, когда на электропроводку попадает вода (фото 2). К третьей группе отнесем составы, которые, в дополнение к сказанному, обеспечивают повышенный смазывающий (противозадирный) эффект. В них добавляют препараты на основе дисульфида молибдена, фторопласта, силикона. Назначение вполне очевидное - защита трущихся деталей (фото 3). Конечно, применять все эти препараты можно ив целях профилактики, не дожидаясь, когда гром грянет. Есть в продаже и составы более узкого назначения, с ярко выраженными специальными свойствами. Например, для электрических соединений и проводов системы зажигания это препараты с повышенным эффектом вытеснения влаги (фото 4) - они почти мгновенно удаляют ее из микроповреждении и тут же создают защитную пленку, предотвращающую утечку тока. Система зажигания работает эффективнее, нагрузка на аккумулятор меньше - служит он дольше. Назовем и вовсе специфический препарат - так называемый «натяжитель» ремня (фото 5). Последний уменьшает возможность проскальзывания клинового ремня при больших нагрузках, а значит, избавляет не только от неприятного визга, но и от преждевременного износа ремня и шкивов. Мало того, позволяет не лезть в грязный моторный отсек с ключами, когда разбушуется непогода. (Некоторые производители таких препаратов утверждают, что срок службы привода увеличивается чуть ли не вдвое.) Правда, баллончиком орудовать не везде удобно - лучше было бы подавать препарат через трубочку, более адресно. Мало-мальски опытный автомобилист знает, сколь коварна вода в бензобаке. Даже летом она создает сложности - от перебоев в работе двигателя до разрушения электрического бензонасо-Те, для кого автомобиль не просто «тачка», кто заботится о его исправной работе, наверняка не прошли мимо предлагаемых ныне суперпроникающих смазок. Само собой, этим чудо-препаратам доверяют не все, но вот насколько правы скептики? Что на самом деле могут «суперпроникающие»? С долей условности их ассортимент можно представить в виде трех групп. В первой - составы, которые берутся разъединить приржавевшие или прикипевшие детали. Их высокий проникающий эффект почти всегда обеспечивают «легкие» нефтепродукты, а размягчают наслоения окислов ингибиторы коррозии и масла. В результате разобрать соединение можно без механических повреждений. Наша же отечественная «Автофомка» основана на водной эмульсии - проникающий эффект здесь от поверхностно-активного вещества (фото 1). Препараты второй группы, кроме указанных выше свойств, обладают еще и способностью вытеснять воду из со190 За рулем 3/2004 ХИМИЯ ПО СЕЗОНУСуперпроникающие смазки для разъединения деталей.Противозадирные смазки.са и полного отказа мотора. В холодную пору добавляется еще одна беда: вода закупоривает магистрали ледяными пробками, а порой и рвет металлические трубки. Чтобы противостоять всему этому, применяют антифризы-осушители, которые призваны «связать воду», после чего она, даже попав в магистрали, должна остаться жидкой. Иногда, правда, можно услышать, что подобный «спиртовой раствор», оказавшись ненароком в цилиндрах, сгорит, благо, хорошо смешивается с бензином. Что ж, проверим. Купили два препарата - российский от фирмы BBF и американский STEP UP (фото 6). Каждый флакон рассчитан на 40-60 л бензина. Смешали их в рекомендованной пропорции, добавили немного воды - примерно 50 мл на 40 л бензина... и ожидаемого «связывания» (с растворением полученного продукта в топливе) так и не обнаружили. Получившийся более плотный раствор благополучно разместился внизу емкости, но сохранил полный суверенитет! Не помогло и увеличение концентрации осушителей вдвое. Так что их название вряд ли отвечает истинным возможностям. Все же полученный коктейль, хотя и не растворенный в бензине, на 18-градусном морозе не замерзал, значит, по крайней мере ледяные пробки исключены. Представим, что с подачей бензина (в карбюратор или к форсункам) у вас все в порядке. Но все ли проблемы питания при этом закрыты? Отнюдь нет... У нас, скажем, не принято обращать внимание на то, летний бензин в бакеПРЕПАРАТЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ЭКСПЛУАТАЦИЮ АВТОМОБИЛЕЙНазвание препарата, поставщик, страна-производитель • Проникающие смазки Super Degnppant, Elf, Франция Super Penetrant, Permatex, США «Автофомка», «Технобазис», России • Проминающие смазки + эффект влаговытес нения № 4 0 , Англия Z lube, Cyclo, США • Проникающие смазки + эффект влатовытеснения + противозадирные компоненты Rust Blaster с фторопластом, Hi-Gear, США МС-60 с молибденом, N0VA, Россия • Влаговытесиеняе с электроагрегатов Wire Dryer, GUNK, США Ignition & Wire Dryer, Permatex, США Wet ignition start, HYC0TE, Англия • Натяжители ремней Belt Dressing, Hi-Gear, США Belt Dressing, Permatex, США • «Осушители» бензина Осушитель на 40-60 л бензина, STEP UP, США Удалитель влаги на 40-60 л бензина, BBF, Россия • Быстрый пуск двигателя Start Fix, UQUI MOLY, Германия Start Up пропан, эфир, Hi-Gear, США «Быстрый старт», дизтиловый эфир, Kerry, Россия 200 мл 286 г 335 мл 150 100 50 355 мл 325 мл 70 40 198г 454 г 30 95 170 г 170 г 300 мл 47 84 100 312 г 400 мл ПО 105 300 мл 414 мл 100 120 250 мл 340г 100 мл 75 110 54 Расфасовка Цена, руб.Влаговытесняющие препараты для системы зажигания и электропроводки.Антифризы (осушители) бензина. Применять через каждые 1500-2000 км.Натяжитель ремня.«Быстрый старт».или зимний. Порой не знают об этом и на АЗС. Горячему мотору, действительно, «все равно». А вот зимний пуск холодного может и не состояться: испарение «летнего» бензина в мороз слабое, рабочая смесь в цилиндрах очень бедная - искрой не зажжешь. Покрутим подольше? Если свечи уже намокли, то теперь и хилой искры нет... Ситуация прискорбная. Что же делать? Об этом позаботились - создано немало аэрозольных препаратов, способных облегчить холодный пуск. Общее название - почти как девиз: «быстрый старт». Препараты содержат пропан, эфиры, некоторые другие легковоспламеняющиеся компоненты (фото 7). Остается только «пшикнуть» в полость воздушного фильтра, и двигатель можно пустить легко. (Исключение «залитые» при неграмотных попытках пуска свечи.) В связи с этим еще об одном, к препаратам отношения не имеющем. На впрысковых двигателях добраться к фильтру сложнее. Некоторые в преддверии холодов заранее делают в корпусе или крышке отверстие, которое при работе мотора закрывают пробкой. Например, колпачком от штуцера прокачки тормозов.За рулем 3/2004 191