114
115
116
117
НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯЛОВИТЕСЬ, ВОЛНЫ, БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕЭлектронные блоки Центральный замок Мобильная связь Радио,телевидение GPS-навигацияСпутниковая связьСистема доступа без ключейСигнал SOSНа «Майбахе» антенны разбросали по всему кузову.втомобиль не только езтронщиков, вполне сравнидит по дорогам, он еще и мая по затратам с аэродинаплавает в безграничном мической доводкой. Пример океане радиоволн. Они деятельность фирмы могут быть огромными, как «Хиршманн электронике», девятый вал (мы называем их с 1933 года поставляющей длинными), или крошечныавтомобилестроителям анми, как мертвая зыбь (миллитенные системы. метровые). Все волны должРасчеты для «Майбаха» ны хорошо приниматься бор(а в нем ни много ни мало товой электроникой, некото19 антенн!) начались, еще рые - излучаться в эфир, прикогда самого автомобиля и том не создавая помех друг даже его макета не было. Судругу и «чужой» аппаратуре. ществовали лишь чертежи Выбор типов антенн ив виде CAD-данных. Пока на мест их размещения - нынче фирме «Мерседес-Бенц» прочрезвычайно сложная рабоектировали панели и штамта для специалистов-элекпы, на «Хиршманне» мощныеАЭВМ рассчитывали электромагнитные поля вокруг автомобиля при разных вариантах размещения приемных и передающих антенн. Кстати, все они скрыты под панелями кузова и за стеклами, снаружи не видно ни одной. Наконец, когда все вроде бы рассчитано, в лаборатории появляется живой образец автомобиля (рядом частенько стоят машины конкурентов). Специальная антенна на длинном манипуляторе «обстреливает» автомобиль самыми разными сигналами со всех сторон, отдельно ив разных сочетаниях, а приборы объективно оценивают качество приема и перекрестные помехи. Как правило, теоретически рассчитанные места расположения антенн не вполне совпадают с найденными опытным путем - реальность не укладывается в самые сложные формулы. Последняя стадия тестов и доводки - испытательные пробеги закамуфлированного автомобиля, в которых окончательно проверяют работу и совместимость всех электронных устройств.Вместо «пасти» у «того страшноватого «динозавра» широкополосный облучатель. 114 За рулем 3/2004В «пятерке» БМВ практически все антенны собраны в едином модуле, но не мешают друг другу. МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛАЛЕКСЕЙВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ•ваа ант **•ТМСZUG]Л<~ ft •SETt iiiji*-К|£CD 06iуЫкием 104122003 1609TF"ЯЯ...и откроюдверьгостю..вления микроволновкои - самая востребованная. С появлением в ближайшем будущем новых упаковок с микрочипами холодильник напомнит, сколько и каких продуктов в нем осталось и даже когда истекает их срок годности. А пока перед Рождеством начали тестировать следующие опции системы «коннектед драйв»: управление стиральной машиной и множеством веб-камер, передающих вам (и только вам!) все, что происходит в доме...дом, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙБМВ упорно следует курсу на создание автомобиля, который и на ходу был бы постоянно в сети Интернет. Смысл не только и не столько в просмотре сайтов и даже не в электронной почте. Считают, что гораздо важнее держать связь с сервисным центром, базой данных по парковочным местам и с... собственным домом. На правах рекламыБаварские маркетологи полагают: автомобили этой марки приобретают достаточно состоятельные клиенты, жилище которых напичкано электроникой. Почему бы не управлять ей прямо из авто? Например, загодя включить отопление (греть пустой дом рачительные немцы не любят), зажечь свет, поднять жалюзи и отпереть дверной замок, только въезжая на участок. Помните заботливого супруга следователя Каменской? «Включи СВЧ - будет завтрак», «Включи соковыжималку - будет сок». Владельцы «семерок» БМВ, не выходя из машины, теперь тоже могут подогреть обед к приезду с работы. Кстати, как показали исследования, функция упраt* НОВЫЙ OUTLANDER 2.4ЕСЛИ ДАРВИН БЫЛ ПРАВ, ДРУГИЕ АВТОМОБИЛИ ПРОСТО ВЫМРУТНовый двигатель: Mitsubishi 2.4 MFVEC Новая динамика: до 100 км/ч за 9,9 с; макс, скорость - 2 00 км/ч. Новые возможности: «автомат» с ручным режимом. OUTLANDER. THE NEW MITSUBISHIРОЛЬФ юг Москва, ул. Обручева. 27. корп. 1 Тел. (095)788-6262 Факс (095) 334-1440 e-mail: mitsuc-isht-south в roit.ru www.rort ru РОЛЬФ ЦЕНТР Москва. 2-й Магистральный тупик. 5А Тел (095,780-7700 Факс (095) 940-0915 e-mail; roii-centerOrotf ш wwwrott nj2.4 Sport AT 2.4 Sport AT S62 РОЛЬФ востокМосква. Рязанский проспект. 24, корп. 3 Тел. (095) 780-9000 Факс (095) 784-7366 e-mail: mrtsubtsht-eastQroll.ru www.rotf.ru$ 32 090 $ 3 4 990РОЛЬФ ДИАМАНТ Москва. .Алтуфьевское шоссе, 31. стр. 1 Тел. (095) 780-7788 Факс (.095)401^851 e-mail sale-diamante roll ru WW rorf ru WMITSUBISHI MOTORSРОЛЬФТовар сертифицированРОЛЬФ КАРЛАИН Санкт-Петербург. Витебский проспект, 17/6 Тел. (812) 320-0020 Факс (812) 320-0023 e-mail: cartmeOrott ru www.rotf.ruDRIVEALIVE.RUWWW.MirSUBISHWWOTORS RUЗа рулем 3/2004 115 ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯБОЛЬШЕ ЖИЗНИ!Не секрет, что для многих автомобиль в ряду иной бытовой техники занимает особое место. Его если и не одушевляют, то все-таки числят не просто куском железа. Дают ласковые (и не очень) прозвища, балуют обновками и хорошим маслицем. Да и выбирая машину, руководствуются отнюдь не только прагматическими соображениями. Чем отвечает машина? Она ив самом деле становится почти живой. Обзаводится электронными «мозгами», способными порой самостоятельно принимать решения. Теперь дошло и до... «тела». В ближайшем будущем обещают наделить «кожу» и «скелет» машины способностью реагировать на внешние воздействия. Автомобиль «оживят» с помощью датчиков колебаний и деформаций и пьезоэлектрических актуаторов, тоесть исполнительных устройств. Задача конструкторов гасить вредные колебания кузовных панелей и силовых элементов. Необходимость в этом возникла с внедрением все более тонкого металла, который, будучи не менее прочным, чем сталь, применявшаяся несколько десятилетий назад, чрезвычайно легко начинает вибрировать, создавая шум в салоне. Шумопоглощающие покрытия, конечно, исправляют положение, но сводят на нет экономию массы. Изобретатели из Брауншвейга занимаются так называемым активным демпфированием колебаний, названным ими «адаптроникой». Появившиеся в распоряжении инженеров пьезополимеры позволяют оклеить, например, обширные участки крыши. Как только та начинает вибрировать,датчики улавливают высокотов. Уже испытываются даже частотные сигналы ис помооклеенные активными пьещью специального контролзодемпферами... валы прилера вырабатывают противоводов колес! Как выяснифазный сигнал, который полось, источниками шумов дается на активную «обивку» и вибраций являются также потолка. В итоге колебания ветровое стекло, зеркала гасят, а вместе с ними исчезаднего вида, рычаги подвесзает досаждающий гул. Удики, трубы каркаса кузова. вительно, но, как уверяют Изобретателям и здесь ударазработчики, столь сложная лось применить достижения система уже скоро сможет своей адаптроники - благо, конкурировать по эффективпоявились уже и прозрачные ности и цене с разного рода пьезополимеры. Но активное гашение копассивными мастиками. Аналогично собираются лебаний - не единственный изготавливать активные вариант «оживления неживоопоры двигателя и агрега- го». Краска сможет не только изменять свой цвет по желанию водителя, но и вырабаЭлектронный тывать ток для питания борблок Датчик колебаний товых систем, стекла уже Крыша умеют менять свою прозрач"Т Пьезоэлемент ность... А «эффект лотоса», отталкивающий любую А Сигнал датчика грязь? Наконец, ученые обещают, что лакокрасочное поНапряжение крытие сможет само залечиА на пьезоэлементе вать «раны», затягивая царапины. Есть и другие идеи, реализация которых - дело бли. Результирующие Т колебания крыши жайшего будущего. Об этом в следующих номерах ЗР.ivwvhAAfАктивная крыша - далеко не единственный элемент кузова, которому предстоит «ожить» в ближайшем будущем. Принцип гашения вибраций прост, а его реализация - область самых высоких технологий. Ветровое стеклоКрышаДетали силового агрегатаV*й1'*\\Элементы подвески>?/•Йа*116 За рулем 3/2004Несущие профили кузова Зеркала НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯЗАМЕЧАЮ И ЗАЩИЩАЮШведская фирма «Вольво» представила на Детройтском автосалоне очередные новинки в области безопасности. Среди них адаптивный круиз-контроль и система автоматического торможения при опасном сближении. Подобные устройства нынче постепенно появляются в автомобилях разных производителей. Интереснее так называемая информационная система слепой зоны BLIS (Blind Spot Information System). Специальная цифровая видеокамера не передает картинку на дисплей, а сама оценивает ее. Если устройство увидит и распознает догоКабриолет «Вольво» обещает стать самым безопасным среди открытых машин.Чего не увидит водитель, заметит «глаз» компьютера. На правах рекламыняющий автомобиль, зажжет красный сигнал около соответствующего зеркала заднего вида. Еще одна интересная новинка - боковые эйрбэги для кабриолета. Казалось бы, если нет крыши, откуда спускать «занавески»? Их и не спускают, а поднимают. В сложенном состоянии мешки спрятаны в верхней части дверей. Под высокимдавлением газа из пиропатрона подушки «выпрыгивают» вверх в случае бокового удара или переворачивания автомобиля; при этом не имеет значения, подняты или опущены стекла. Эти эйрбэги станут частью фирменной системы боковой защиты SIPS в версии для нового кабриолета, который вскоре встанет на конвейер.XIПЩ 'ШсДународнаявьiставка*• МИР/АВТОМОБИЛапреляВедущие отечественные и зарубежные производители представят: • новые модели автомобилей 2004 годаЯСАНКТ-ПЕТЕРБУРГПЕТЕРБУРГСКИЙ СКК- огромный выбор автотоваров и аксессуаров • новое оборудование и технологии для автосервиса- последние достижения в области автозвука и тюн"Мир автоиобиля-2003" это: 250 фирм-участников, 100000 посетит Представлены a/u: BMW, Mercedes Benz, Toyota, Jaguar, Volkswagen Saab, Opel, Renault, Mitsubishi, Cadillac, Subaru, Chevrolet, RangeRo Volvo, Kia, Hyundai, Daewoo, ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и др.RTICON>негаТ/ф(812) 118 3537 e-mail: auto@ orticon.c www.farexpo.ru