156
157
158
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИТРЕНИНГlilmlJ.'i1ШИПРЕЗИДЕНТАЛюбое мастерство (водительское не исключение) требует тренировки. Высокое мастерство нуждается в тренировке особой. А как оттачивают его водители, которым доверены жизни сильных мира сего? Мне довелось оказаться в числе тех, кто проходил курс зимней подготовки в академии водительского мастерства «Вольво» в Алвдалене.ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: СИДИ, СПИНА ПОДСКАЖЕТ Умению правильно устроиться за рулем в академии уделяют самое пристальное внимание: первым делом инструкторы Томми Нильсон и Ларе Холмберг смотрят за посадкой. «Классный водитель должен чувствовать машину спиной!» Ларе так и говорит. А для этого, пусть и зимой, лучше снять верхнюю одежду. Чтобы рука могла поворачивать руль на больший угол, «академики» предлагают держать баранку в положении стрелок часов на 3и 9И, конечно, ремень безопасности. Никогда не пускайте ремень поверх куртки если не сняли ее. В крайнем случае распахнитесь - пусть ремень идет по свитеру или рубашке как можно ближе к телу. Подтяните его. Как показали исследования центра безопасности «Вольво», достаточно двух156 За рулем 3/2004трех лишних сантиметров слабины возвращением на исходный рубеж ремня из-за одежды, чтобы при столкразгон до 100 км/ч, торможение (пеновении переломать ребра и повредаль в пол), остановка в заданном коридить легкие. доре. И снова к первому конусу перед«А как пассажир? Кто, например, ним ходом - разворот. Задним ходом ко прикажет президенту пристегнуться?» второму - разворот. К третьему, четвер- вопрос повис в воздухе. Однако и на тому... Только успевай крутить. этот счет в каждой стране есть собстПосле нескольких кругов кого-то завенные инструкции. Но прежде чем мутило: как в детстве, когда перекаталпрезидент сядет к вам в машину, прися на карусели. Хуже тем, кто сидит дется доказать водительские способнорядом с водителем - их мотает больсти и умение. Свое доказательство мы ше. Водителю и проще (он вцепился начали, если так можно выразиться, от в руль), и труднее одновременно. Ведь противного: не с езды, а с разворотов. ему постоянно нужно держать автомоНа просторах замерзшего озера на биль под контролем, не упуская ни на полкилометра выстроились конуса. У секунду - она может слишком дорого первого - нужно было развернуться на стоить. ручнике. То есть, подъехав к нему с праМеняем место тренировки. Засневой стороны, предварительно «качженная, узкая - ряд туда, ряд обратно нуть» машину от конуса, а потом к недорога со множеством поворотов легла му, резко дернуть стояночный тормоз, на холмы. Метров за пять до вершины чтобы, за блокировавшись, задние колеподъема - красный конус. Нужно доеса описали полукруг вокруг передней хать до него, остановиться, имитируя оси, а сама машина оказалась уже по ленеспособность без разгона въехать на вую сторону от метки, но смотрела в нагору, чуть откатиться назад, разверправлении, откуда приехали. Затем заднуться задним ходом с пробуксовкой ним ходом до следующего конуса и разведущих колес. Затем спуститься, развернуться вокруг него, резко дав газ - вернуться на ручнике и вновь штурмотак, чтобы на этот раз передок автомовать холм. биля развернулся вокруг задней оси на Упражнение вроде бы то же самое, 180° и машина направилась к третьему что на озере, но кюветы справа и слева конусу. И так до самой последней стоярезко ограничили пространство для мащей на льду красной вешки. Но перед невра. Только четкие, отточенные дви- ТРЕНИНГхарактеру поведения на дороге. Но участок трассы тот же самый и задание для всех одно. Как учесть все эти особенности, чтобы одинаково споро управлять большим универсалом V70 и компактной S40? - А тебе все спина подскажет, если только ты правильно сидишь, - смеются Томми и Ларе.ДЕНЬ ВТОРОЙ: СКОЛЬЗИТЬ. ЧТОБЫ НЕ СОРВАТЬСЯжения рулем и дозированная работа с акселератором. Сначала думаешь, что лучше машину немного недокрутить в заносе, чем вытаскивать потом из оврага. Но тогда теряются драгоценные секунды, а из-за холма может появиться встречный. Нужно все успеть. Поэтому разворот задним ходом строго на 180°. Та же четкость внизу, у подножия, только с применением ручника. Снова смена автомобилей. Потом двигаемся по заданному маршруту задним ходом, ориентируясь по зеркалам. Машины все время разные: то седаны, то универсалы, то передне-, то полноприводные. Они различаются и по размерам, и по мощности мотора, и по Ледяное озеро, пожалуй, лучшее место для водителя, чтобы почувствовать возможности автомобиля и оценить свои собственные. Современный автомобиль «умный»: попав на лед, он сразу смекает, что просто так туда не ездят. Ожидая подвоха, электроника сбрасывает обороты двигателя, едва одно из колес начнет прокручиваться или скользить. Поэтому все упражнения на скольжение проводят при отключенных системах стабилизации, контроля тяги и прочей электроники, призванной вмешиваться в неразумные действия водителя. - Молодые начинающие водители не боятся ни заносов, ни скольжений в поворотах, - сокрушается Томми. - Из-затого, что сейчас не найти современной машины без ABS и ESP, им невозможно внятно объяснить, что это такое и как бороться с заносом или скольжением при отказе электроники. В Алвдалене собрались не новички, но и им к каждой машине нужно привыкнуть, приноровиться. Главное - уловить момент, когда машина норовит выйти из повиновения. Во всей гамме «Вольво» самой упрямой ив то же время наиболее управляемой и прогнозируемой была новая S40. Система стабилизации ESP выключается на ней лишь наполовину и при резких маневрах вступает в игру. Поэтому S40 пустить в занос оказалось труднее, чем другие «вольво». Тренировка проходила как по трассе из равноудаленных друг от друга конусов, так и по извилистой дорожке, проложенной в снегу, с чередующимися поворотами разной кривизны и радиуса. И каждый из них нужно было пройти с заносом задней оси. Это достигалось резким кратковременным сбросом газа при одновременном повороте руля. Потом нужно было подхватить автомобиль, плавно прибавляя газ и подруливая в сторону заноса. Но вот задача изменилась: пройти по тому же маршруту максимально бы-Пластикоаая штора поперек дороги - испытание не для слабонервных. Что скрывается за ней: вышедший на трассу лось или террористы в засаде?1За рулем 3/2004 157 ТРЕНИНГВОДИТЕЛЬСКИЕ МУДРОСТИ ИЗ АКАДЕМИИ• Удаляйте снег с крыши. В самый неподходящий момент он подтает и съедет на ветровое стекло. • Не оставляйте машину на стоянке на ручнике - он может примерзнуть. • Очищайте колеса от снега. Он обязательно растает, вода попадет на тормозные колодки и диски, а превратившись в лед, лишит вас тормозов. • Очищайте от снега обувь. Наличие снега в салоне вызывает запотевание и замерзание окон. • На скользкой дороге шины с шипами лучше ставить на заднюю ось. Автомобиль будет стабильнее при маневрах, чем если вы сделаете наоборот. • Смотри туда, куда едешь, а не на препятствие, которое объезжаешь. Подготовка в водительской академии «Вольво» - дело серьезное. Невыученные «уроки» и работа над ошибками могут стоить дорого. А что скажет пассажир на заднем сиденье?стро при включенной системе ESP, но так, чтобы она не вмешивалась, не вносила своих корректировок. Вместо создания заноса его следовало всячески избегать. Здесь потребовалось умение плавно снижать скорость перед поворотом и выбрать правильную траекторию. Однако лучшим способом было бы просто никуда не торопиться по извилистой дороге и ни в коем случае не переоценивать свои силы. Тем более, когда в машине президент. ДЕНЬ ТРЕТИЙ: НЕ ВИДЕТЬ, ЧТОБЫ УСПЕТЬ Хороша ложка к обеду! Но ис ложкой к столу нужно успеть. Это як тому, что приобретенные водительские навыки только тогда и пригодятся, если будут применяться к месту и правильно. То есть вы не только правильно оцените дорожную ситуацию, но и мгновенно примете оптимальное решение. Чтобы осталось время для самого маневра, который проведете автоматически, на уровне подсознания. Вот почему третий день «курсанты» академии «Вольво» посвятили отработке быстроты реакции и объезду внезапных препятствий. Для создания обстановки полной неожиданности поперек дороги натянули тонкую светонепроницаемую занавеску. К ней нужно было подойти на скорости 50 км/ч и быть готовым затормозить и объехать скрывающееся за ней препятствие. Легкая пластиковая шторка обернулась трудным психологическим испытанием: не всякий водитель смог его выдержать. Кто-то начинал тормозить против правил - заранее. Шторка - это прыжок в неизвестность. А что там: вышедший на дорогу лось или террористы, преградившие дорогу? Но выход всегда должен быть. «Никогда не смотрите на препятствие, только на путь объезда!» - подбадривали нас Томми и Ларе.Сначала расставленные Ларсом преграды удавалось как-то обогнуть - когда справа, когда слева. Потом стало сложнее, для объезда потребовалось уже выезжать на обочину. А затем избежать столкновения стало и вовсе невозможно - приходилось искать путь, чтобы выйти из ситуации с наименьшими потерями. На практике это означало: чем меньше конусов сбито - тем выше была оценка работы водителя. Но конуса - это чьи-то покалеченные мотоциклы, машины, жизни. Эта мысль отнюдь не прибавляла уверенности. И только когда, несмотря на сбитые конуса, Ларе поднимал вверх большой палец и кричал: «Вери гуд!», я понимал, что все действительно не так плохо. Третий день завершился великолепной гонкой по озеру на семи разных моделях «Вольво». Там были заднеприводная «940-я», универсал V70, седан S80, старенькая V40, новая S40, большой полноприводник ХС90. Удлиненный лимузин S80 смотрелся в их компании не по-спортивному. Зато это был настоящий автомобиль президента. •WTX158За рулем 3/2004