18
19
20
ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮПЕРВЫЙ ТОСТ:«ЗА ТРУБУ!»То, что в России продали новых иномарок в два раза больше - прежде всего показатель реального роста доходов населения. В своих маркетинговых планах и исследованиях мы учитываем этот фактор. Именно поэтому активно заняты разработкой нового автомобиля, который пока называем «проект 2170»; запусС президентом - генеральным директором АО тить его в серию планируем уже «АвтоВАЗ» Виталием Вильчиком беседует главв будущемгоду.Надеюсь, он удовлетворит требованиям взысканый редактор ЗР Петр Меньших. тельного покупателя. ВЧЕРА, С ЕГОДНЯ , З АВТРА - На какую долю отечествен- Как вы оцениваете итоги ного рынка легковых автомопрошедшего года? Продажи билей рассчитывает АвтоВАЗ новых иномарок резко - в два в ближайшие пять лет? раза - шагнули вверх, а у вас - Не ниже 40% - по количестсократились... ву. Сегодня у нас побольше. - Совершенно не согласен с - Ну, а если заглянуть лет этак этим. Мы получили прибыль, на десять вперед? превышающую уровень 2002 го- Трудно что-то загадывать да. Автомобилей выпустили на такой срок. Тем не менее у больше, чем было запланированас есть план развития именно но (699 889 шт.), а продали еще на десятилетие. Я бы не хотел больше (717 673). Не считая тораскрывать сейчас все карты. го, что на предприятия внешней Вкратце - мы не собираемся оссборки (а у нас таких девять танавливаться на 70-й серии, в России и восемь - за рубежом) что придет на смену «десятой». поставили 177 087 сборочных Сейчас заняты проектом нового комплектов. Так что если оцениавтомобиля класса D под условвать долю нашего рынка в 2003 ным индексом «2116». У нас уже году, то она не сократилась, а есть ходовой образец. Эксперивыросла. ментируем ив малом классе, между «Окой» и «Калиной» - готовы прототипы. Хотим предложить недорогой автомобиль с хорошими потребительскими качествами для широкого круга покупателей. Он отдаленно похож на известный концепт «Ока2», но все-таки другой. Одна из основных задач, которую придется решать в ближайшие пять-семь лет - новый силовой агрегат. Собственный или заимствованный - не так важно, главное - он должен состояться. Ведем разработки сами и одновременно ищем инвесторов с хорошим проектом. - Читатели «За рулем» назвали автомобилем своей мечты полноприводный универсал. Именно такой автомобиль на базе В A3-2111 принимал участие в пробеге «Евразия-2003» и показал себя только с лучшей стороны. Стоит ли ожидать появление этой машины на конвейере? - С самого начала планировалось, что полноприводная модификация ВАЗ-2111 будет производиться небольшими сериями. Наши маркетологи оценивают емкость этой ниши (при разумной цене) в 25 тыс. автомобилей в год, что близко к возможностямВИТАЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ВИЛЬЧИКРодился 14 ноября 1946 года в Витебской области. В 1970-м окончил Челябинский политехнический институт по специальности инженермеханик. С того же года на Волжском автомобильном заводе: мастер сборочно-кузовного производства, начальник участка, бюро, цеха, заместитель директора, директор СКП. В 1996-м назначен директором по производству ОАО «АвтоВАЗ», с 1999-го - вице-президент по производству, затем первый вице-президент. С января 2002 года президент - генеральный директор ОАО «АвтоВАЗ». Эти два года отмечены тем, что с главного конвейера сошел 21миллионный автомобиль, открылось совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ», собрана предсерийная партия автомобилей «Калина», открыты автосборочные заводы в Казахстане, на Украине, в Египте, Эквадоре, Уругвае. В. А. Вильчик награжден советскими и российскими орденами. 18 За рулем 3/2004 ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ рой автомобиль в семье, где уже | ИТОГИ РАБОТЫ ОАО«АВТОВАЗ» В 2003 ГОДУ есть иномарка. ПереднеприводИзменение, % 2002 2003 ную машину «десятого» семей699889 • ОАО «АвтоВАЗ». Тольятти 9916 703040 ства или «Самару» покупают в том числе: для жены, взрослых детей. 44691 11387 25,5 ВАЗ-21043 23487 138,1 32446 ВАЗ-21053 - У женщин больше развит ин113 ВАЗ-2106 стинкт самосохранения, они 125,0 131195 164001 ВАЗ-2107 особенно внимательны к воп10 069 678 ВАЗ-2108, 21083 6,7 росам безопасности. Не кажет68 988 66 039 ВАЗ-2109, 21093 95,7 ся ли вам, что автомобили ВАЗ 102,4 76093 74325 ВАЗ-21099 безнадежно здесь отстали? 108,0 81403 87 886 ИМИДЖ - ВСЕ ВАЗ-2110,21102 65 261 40144 ВАЗ-21213«Нива» 61,5 - Как генеральный директор - Не соглашусь с вами. За ис36 656 86,5 31719 ВАЗ-21103 сформулируйте, пожалуйста, ключением, конечно, «класси38 584 ВАЗ-2111 63,4 24477 скажем, пять аргументов в ки», все наши модели удовлетво58 371 128,7 75138 ВАЗ-2112 пользу автомобиля ВАЗ. В перряют требованиям новых евро3104 667,2 20710 ВАЗ-2114 спективе - на те же ближайпейских правил. Мы проводим 50174 56702 113,0 ВАЗ-2115 шие 10 лет. сертификацию по 94-му правилу 16619 124SS • Остальные 0ПП (в том числе): - Вазовский автомобиль все ЕЭК, поскольку экспортируем 79,0 9268 7320 ВАЗ-2.31 равно будет дешевле, чем иносвои модели в страны Европы. 117,8 2874 ВАЗ-21103-М 2439 марка, и при покупке, и в эксВ конструкцию «десятки» внесен 108,7 1444 1328 ВАЗ-2120 плуатации, и в ремонте. Вот вам целый комплекс изменений, ка603 35,4 1701 ВАЗ-21045 уже три аргумента. К тому же, сающийся косо-фронтального безусловно, будет и лучше адапудара, «Шевроле-Нива» получиКАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ... тирован к нашим дорожным усла четыре звезды, но мы хотим - И УХОДЯТ? пять. Кстати, сегодня «Челябин- - Насколько я знаю, новые ловиям ик нашему топливу. скпластик» делает руль, куда производства, которые возни- Выходит, то, что сейчас в мире на первом плане - дизайн, можно установить подушку безкают в стране, активно перекомфорт, безопасность, для опасности водителя, мы подготоманивают ваших специаливили новую панель приборов на нас вещи второстепенные? стов. Как вы к этому относи«десятку» и «Калину», предусмотесь? Раздражает? - Нет, это совсем не так. Дитрев место для пассажирской позайну мы и сейчас придаем куда - Нет, это нормальный продушки. Посмотрим, воспримет большее значение, чем недавно. цесс. Я их понимаю - больше в это рынок или нет. Это видно по нашим новым моРоссии и взять-то неоткуда. Тем делям. То же можно сказать - Но пока что у российских моболее, что многие компании, о новых цветах окраски, внутделей имидж дешевых, некапрежде чем пригласить специаренней отделке. Особая тема - чественных машин. листа, советуются с нами. оснащение, опции. Мы готовы - К сожалению. «Классика» в - Директор такого российскосегодня предлагать автомобиль сегодняшнем виде - это тупикого предприятия, как ваше, с кондиционером, ABS, подушвая ветвь, ее сборку мы практидолжен быть плоть от плоти ками безопасности, выполнять чески полностью передали друзавода, пройти все ступени другие заказы покупателей. гим предприятиям. Прекратили или быть просто хорошим меК сожалению, все это почти не выпуск «восьмерки». На повенеджером общего профиля? востребовано. Может, дело даже стке дня - «девятка» и «99-я». - Если бы у нас были сборочне в цене, а в менталитете покуОдновременно стараемся акные заводы, типа тех, что на Запателей... Все дилеры, как один, тивно менять модельный ряд, ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ заказывают только самые дешевыпускать автомобили с новывые комплектации! Мы уже гоми потребительскими качест2 002 ГОД (всего 1 450 000 штук) товы, если запросит рынок, вывами. Вот в «Калине» подушки 16,4% 0,7% 34,3% 7,5% 41.1% пускать на конвейере до 100 безопасности и электроусилитыс. автомобилей с усилителем тель руля будут базовыми, по руля. Конечно, цена увеличится. заказам дилеров будем ставить Но покупатели получат большой ABS, кондиционер и т. д. «Каливыигрыш в другом. ну» предстоит собирать на кон2 003 ГОД (всего - 1 300000 штук) - То есть сами покупатели тревейере совершенно другого 48,5% 175% 4 3 % 16.7% 12.6% буют, чтобы ваша машина бытехнологического уровня, чем прежние наши «нитки», и качела, скажем так, примитивной? Щ£> ство, полагаю, будет совершен- Мы получаем огромное коно иным. Хотя не скрою - еще личество писем, где нас просят не начав производство, мы вернуться к автомобилям с кар10 20 30 40 50 60 70 80 90 100% столкнулись с новой проблемой бюратором. Многих совершенно не интересуют требования по - это подбор персонала. Хотим | - новые ВАЗы 'Суммарно продано проэкологии - им нужно что-то препригласить людей со стороны, - авто других российских марок изведенных в РФ автомодельно простое, что можно реникогда раньше не работавших | - иномарки, п роизведенныевРФ билей и новых иномарок, монтировать в поле. В то же врена автосборке, обучить их по- подержанные иномарки а также ввезено подержанных иностранных машин. - новые иномарки мя «Лада» сегодня - часто втоновому. нашего опытно-промышленного производства. В этом году мы собираемся выпустить установочную партию таких автомобилей (50-100 штук), как для отработки технологии, так и для оценки реакции рынка. После этого сможем сделать выводы о реальном объеме производства.Ж»За рулем 3/200419 АКТУАЛЬНОЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮпаде (далеко ходить не надо у нас под боком СП «Джи-Эм АвтоВАЗ»), то не нужен Вильчик, который прошел все ступени, от мастера до гендиректора. Тут, скорее, требуется хороший специалист по экономике, с опытом финансиста и даже - юриста. Но если на такой завод, как наш, где сегодня 118 тысяч работников, взять человека со стороны - ему, чтобы вникнуть во все тонкости, потребуется несколько лет. На ГАЗе новые владельцы попросили остаться Николая Андреевича Пугина, у которого огромный опыт. Насколько я знаю, этот опыт востребован, он участвует в принятии всех решений.Президент АвтоВАЗа за рулем спортивной «ЛадыРеволюшн».на автомобили или нет - это за меня уже другие решили! - А за рубежом ваши автомобили будут продаваться? - Конечно. Я не представляю себе, чтобы АвтоВАЗ ушел с экспортного рынка. Работая там, мы должны удовлетворять их требованиям по качеству, безопасности и т. д. Это - как в чемпионатах мира: если не участвуешь, не можешь сравнить свои достижения с лучшими, нет шансов хоть когда-нибудь вырваться вперед. Надеемся на рост экспортных продаж с выходом «Калины». - Наш Дальний Восток, кажется, совсем забыл, что такое «российский автомобиль». Собираетесь ли возвращать утраченные позиции? ЦЕНА УСПЕХА - У вас есть уверенность, что - На совещании, где приниВАЗ будет всегда? мали Концепцию развития авто- Стопроцентной, конечно, прома, президент дал поручение нет. Нас душат наши же естест- вернуться на дальневосточный венные монополии: довели уже рынок. В прошлом году мы редо того, что мы вынуждены покушили взять на себя расходы по пать металл за рубежом! Сейчас транспортировке машин в отдаопытная партия холоднокатаноленные районы. Это позволило го оцинкованного листа - 120 выровнять цены: сегодня «Саматонн - идет из Южной Кореи. Пора» в Москве, Норильске и Властавка его за тысячи верст обходивостоке стоит одинаково. Индится дешевле, чем из Липецка терес со стороны дальневосточили Череповца. Не одни металного покупателя, отвыкшего от лурги нас загоняют в угол - вот отечественных автомобилей и передо мной новые тарифы: теп«левых» рулей, есть, продажи ло дорожает на 30%, повышается «пошли», и мы планируем реалиплата за железнодорожные перезовывать за Уралом до 15% всех возки, жду «хороших» новостей наших машин. от Чубайса... Вы думаете, это - Насколько я вижу, вы в прелично я решаю, поднимать цены красной физической форме...- Занимался легкой атлетикой, коньками, играл в баскетбол за сборную института, потом завода. Затем увлекся автоспортом, участвовал в разных кольцевых гонках... - Так скажите как спортсмен что надо делать, чтобы возродить российский автоспорт? Увидим ли мы когда-нибудь на чемпионате мира по ралли «Ладу»? - Сегодня есть твердое понимание того, что надо вкладывать деньги в развитие профессионального спорта, готовить пилотов и машины, участвовать в соревнованиях мирового и европейского уровня. Все, конечно, стоит больших денег. Но это - необходимая составляющая имиджа марки. У нас перед глазами пример КамАЗа - тфедприятия, имя которого сегодня благодаря победам в ралли «Париж-Дакар» знает весь мир. - И последний вопрос: что для вас АвтоВАЗ? - Это, конечно, не только место, где я зарабатываю на жизнь для себя и своей семьи, это - вся моя жизнь. И я каждый день чувствую за него ответственность, за коллектив, который мне доверяет такое большое дело. Знаете, у нас есть такая традиция. Первый тост, который поднимаем на всех праздниках, звучит так: «За трубу!». В смысле, что пока она дымит - завод работает; значит, все у нас будет хорошо. •-*гI20 За рулем 3/200433