182
183
184
185
РЕМОНТ И СЕРВИСВАЗ-2 ПО - СТОЙКИКРЕПКИЙ ОРЕШЕКНБорис Ездаков екоторым автомобилям свойственны столь яркие «родовые» черты, что лучше бы машина оказалась безликой... но и без таких проблем, как эта. Речь пойдет о «знаменитом» (в известном смысле) болте стойки передней подвески - «развальном»... Понятно, что у автомобиля, который ездит по плохим дорогам, довольно часто приходится регулировать углы установки передних колес. И вот парадокс: в этом случае проблемы с болтом редки. Но если с машиной года два все благополучно (то есть углы регулировать не приходилось), владельца может подстерегать беда. Болт, и без того зверски затянутый (ведь ответственность ой как велика!), еще и закисает так, словно он приварен к стойке: не то что вынуть, даже провернуть его не удается. Лупить кувалдой, если в гараже нет подъемника (а его ведь нет!), мягко говоря, неудобно. Да и автомобиль жалко. В этой ситуации есть два пути. Первый: снять стойку вместе с поворотным кулаком, демонтировать привод и суппорт переднего тормоза - работы немало! Только после этого - уже на верстаке кувалдой или на прессе - вышибают (выпрессовывают) треклятый болт! Второй путь: газовой горелкой хорошенько нагревают злополучное место поворотного кулака - так, чтобы болт поддался ударам молотка. Минус очевиден: избавившись от необходимости снимать стойку, можно заодно лишиться машины и гаража... Я борюсь с развальным болтом по-своему: зачем тащить стойку к прессу, если удобнее - наоборот! Приспособление показано на рисунке и фото. Думаю, оно заинтересует тех, кто промышляет ремонтом. В основе - обычный гидравлический домкрат, закрепленный на скобе из стали. Шток домкрата венчает направляющая втулка - она-то и давит на болт. Но стойка при этом стремится повернуться вокруг оси, поэтому пригласим напарника: пусть он, повернув руль, держит его в положении, когда скоба упирается в «купол» над колесом. Имейте в виду: на фото показана правая стойка. Перейдя к левой, нужно, ослабив хомут, развернуть домкрат так, чтобы его нагнетательный насос был ниже силового цилиндра, иначе домкрат работать не будет. Попробуйте! • 182 За рулем 04/2005Приспособление, надеюсь, заинтересует тех, кто промышляет ремонтом. В основе - двухтонный гидравлический домкрат, закрепленный на скобе из стали. Шток домкрата венчает направляющая втулка - она-то и давит на болт. РАЗЪЕМЫ ПРОВОДКИНЕ ДЫШИТЕ!..•% зорис ЕздаковНе зря лесники уходят на пенсию раньше бухгалтеров: оказывается, организм, потребляющий в избытке свежий кислород, старится быстрей. Что-то похожее происходит ис автомобилем. Главным его врагом, помимо неумелого владельца, остается коррозия (читай - окисление), выводящая из строя все, до чего доберется. Много бед она приносит, повреждая электрооборудование. Недаром серьезные производители уделяют максимум внимания его защите.JЖ Проблемный» соединитель электродвигателя вентилятора. Убитый коррозией разъем... С появлением на автомобилях ВАЗ впрысковых двигателей в электропроводке подкапотного пространства появилось множество герметизированных соединителей, в первую очередь, на инжекторном жгуте. У большинства владельцев претензий к работе этих соединителей не бывает, но есть из этого правила исключения. Так, соединитель датчика скорости, расположенный, мягко говоря, в грязн ом месте, не герметизирован! А потому отказы, с ним связанные, закономерны. Главные же проблемы у владельца «десятки» возникают изза капризов соединителей, доставшихся машине в наследствоот прежних, карбюраторных моделей. Вот один из самых ответственных - двухконтактный поляризованный соединитель электродвигателя вентилятора в системе охлаждения двигателя (фото 1). Это настоящая бомба замедленного действия, так как загрязнение или окисление электрических контактов обычно приводит к остановке электродвигателя. У невнимательного автовладельца она оборачивается перегревом мотора, серьезными его повреждениями и последующим дорогим ремонтом. «Беззащитный» разъем мы показываем в еще свежем состоянии, - а случается, что от электрических контактов остается только кучка окислов. Между тем избежать такой беды нетрудно в продаже есть всевозможные диэлектрические смазки, не влияющие на работу соединителя, но не допускающие коррозии. (В их эффективности автор не раз убеждался.) Если у автовладельца нет возможности купить подобную смазку, можно поступить иначе. Вот один из вариантов: освободить провода от пластмассовых колодок, соединить попарно - и каждый стык тщательно изолировать. Не перепутайте провода, иначе ротор электродвигателя будет вращаться в обратную сторону, а у вас возникнут новые вопросы! А теперь взглянем на фото 2. Впечатляет? Нередко так выглядит колодка отказавшего монтажного блока. Последний на «десятке» расположен в «проблемном» месте - воды и грязи здесь, как в сточной канаве. Как предотвратить подобное? Опять-таки имеет смысл заранее (лучше - сразу на новой машине!) покрыть контакты диэлектрической смазкой. Не повредит и общая защита монтажного блока «крышей» из пластика, резины и т. п. Глядишь, удастся избежать преждевременной замены дорогостоящего узла. •ВЙрРАЛЗИАС*Эксклюзивный дистрибьютер в России ДТел. (095) 931-5010 (многокан.) E-mail: delta@deltael.ru www.deltaelectronics.ru; интернет-магазин: www.dtaudio.ruL ЛIАэлектроникеСпрашивайте в сети [£ jj, у дилеров ОАО «АВТОВАЗ» и в любом розничном магазине рядом с Вашим домом. РЕМОНТ И СЕРВИСДОВОДИМ «НИВА»- ЗАПАХ ТОПЛИВАЧЕМ ПАХНУТ ПРЕРИИГеннадийЕмелькинПарадокс! Стараясь свести к минимуму вредные выбросы двигателя, инженеры усложняют конструкцию его систем, но это порой создает новые проблемы. Владелец устаревшей «Нивы» с карбюраторным двигателем редко жалуется на запах бензина в салоне, а вот «Нива» ВАЗ21214 с впрыском топлива и нейтрализатором, но без ядовитого аромата вокруг - скорей исключение, чем правило. В чем же причина? Начнем с топливного бака. Он спрятан в салоне, под задним сиденьем. А справа, под пластиковой обивкой, узлы системы для улавливания паров топлива - сепаратор и клапаны. Посему вынем заднее сиденье, снимем защитный кожух бака и пластиковую обивку. Увидев целый веник из трубок и шлангов, не смущайтесь!Опираясь на схему, приведенную в каждом приличном руководстве по ремонту, вы быстро разберетесь с их функциями. Начнем с «начала» системы - заливной горловины. Пробка должна плотно прилегать к уплотнителю. Если, отвертывая ее, не слышите шипения, то, скорее всего, содержимое бака сообщалось с атмосферой - часто из-за того, что заливная горловина слегка утоплена. Этого пробке хватает, чтобы упереться кромкой в кузов - завернуть ее до упора в уплотнение не удастся. Как это исправить? Ослабим нижний хомут на заливном патрубке (фото 1) и, приподняв его до упора, снова затянем хомут. Первая проблема устранена. Следующая: неосторожность при заправке часто приводит к тому, что бензин, плеснувший накузов возле горловины, проникает по патрубку в салон, несмотря на уплотнитель. Обезопасим себя - смажем уплотнитель бензостойким герметиком. Покупая герметик, внимательно изучите аннотацию - есть немало маслостойких составов, бессильных против бензина. Продавец, напирающий на «универсальность» препарата, часто лукавит. Встречаются автомобили, не облить которые при заправке не может и самый аккуратный. Обычно это вызвано тем, что пережат воздушный шланг наливной горловины (фото 2): например, он слишком длинный и, согнувшись, «сложился». При заправке приходится дозировать бензин тонкой струйкой. На пятидверной «Ниве» этот шланг еще длинней (фото 2) и не исключено, что при сборке его проложат неудачно. Перед установкой шлангов (теперь уже без лишних изгибов и сужений) сопрягаемые поверхности смажем бензостойким герметиком. Штатные ленточные хомуты заменим червячными, чтобы не резали шланг.Вот теперь (фото 3) сможете заправляться быстро и без потерь. Если в салоне пахнет после заправки «под пробку», полезно проверить уплотнение стыка бензонасоса с баком (фото 4). Если прокладка, разбухнув, рвется из-под фланца наружу, а подтяжка гаек не помогает, такую лучше заменить. Новую перед установкой смажем тем же герметиком. А теперь - к системе улавливания паров топлива. Ее неисправности имеют свою специфику - их нужно искать сразу после остановки двигателя, пока пары не улетучились. Осматриваем, ощупываем, обнюхиваем соединения! Наиболее коварны шланги с текстильной оплеткой, которая скрывает повреждения резины (фото 5). Проверим, правильно ли уложены две тоненькие трубки, по которым бензиновые пары поступают из бака в сепаратор. Если пережаты, то давление в баке сильно увеличивается и при открытии пробки бензин может выплеснуться. А цел ли сепаратор? Для осмотре» снимем его - очень осторожно, чтобы не сломать тонкие пластмассовые штуцеры снизу бачка. Обычно здесь он и повреждается - на это укажут следы подтекания бензина. Негерметичный сепаратор лучше заменить - хорошо отремонтировать сумеет не каждый. Убедившись, что система в порядке, все же повременим со сборкой салона. Сначала проедемся, полностью заправив бак. Исчез запах - можно заканчивать работу. Если сохранился - займемся адсорбером: он рядом с бачком омывателя в моторном отсеке. Сняв с автомобиля, осмотрим. Сколы и трещины недопустимы - такой заменяем. Между корпусом и хомутом крепления поставим защитную прокладку. Того, что мы рассказали, бывает достаточно, чтобы избац виться от запаха бензина в салоне. Остальное - вопрос аккуратности при заправке. Ведь руки, одежда или обувь, побывавшие в бензине, тоже пахнут не орхидеями... •л щЛНаливная и воздушная магистрали бака «Нивы».щд^ш^шТ 1тШШт^^^М.!>ав^в^НВот теперь воздушный шланг установили правильно.^шШВоздушный шланг (под наливной трубой) пережат! 184 За рулем 04/2005 Возможное место протечки бензина - прокладка.JШланги в оплетке коварны. Будьте начеку! ВАЗ-2110 РЕМЕНЬ ГРМРОЛИК-НЕ ПУСТЯКБорис ЕздаковIШАРНИРРУЛЕВОЙ ТЯГИIеймется рационализаторам! Что их не устраивало в прежней конструкции натяжного ролика? Ведь на двигателях ВАЗ-2105, а позднее ВАЗ-2108 не бывало случаев, чтобы ремень распредвала без видимых причин наползал на реборду, размочаливался, рвался. Оно и понятно: высокого класса точности был ролик, да и подшипник двухрядный. Увы, сегодня - пластмассовый ролик, однорядный подшипник и, как результат, набившая оскомину «проблема ремня». Для владельца двигателя 2112 его обрыв - это катастрофа: загнутые клапаны, дорогостоящий ремонт и т. д. Любопытный факт: почти никогда не подводит ремень, установленный на заводе. Как правило, первый комплект (ремень и ролики) благополучно работает до замены. Потом владелец ставит на двигатель все новое... и с трепетом ждет результата. Иногда ремень, не отработав и тысячи километров, уже мочалит одну из кромок о реборду ролика - процесс пошел! На фото - «экспонат» с пробегом всего 2,5 тыс. км. Износ • • ж 2 мм. Нетрудно спрогнозировать •уе его для пробега 10 или 15 тысяч... Что же произошло? (Подчеркну: это - мой личный, частный случай!) Когда пришла пора заменить родные ремень и ролики, ваш покорный слуга купил, не поскупившись, «кру1. Н ильборовоеантифрикционноеантикоррозийноепокрытие пальцев шаровыхопорпотехнологииоборонной промышленности. Обеспечивает высокую твердость, низкий коэффициент трения, герметичный контакт с резиновым чехлом. 2. Бесфланцевый чехол из авиаци ­ о ннойрезины . Обладает высокой стойкостью к температурным колебаниям, солевому раствору и постоянным микроударам. 3. П орошковоепокрытиекорпуса наконечника по финской технолог ии . Увеличивает антикоррозионную стойкость.нтые», зарубежного производства, детали. И что же? Приглядевшись к ролику, заметил, что его пластмассовую беговую часть, наформованную на подшипник, не протачивали, не шлифовали. Отчетливо виден шов на стыке половин пресс-формы. Братцы, а задумались ли вы об остальной «геометрии» ролика? Я обмерил и натяжной, и поддерживающий. Натяжной произвел сильное впечатление: погрешность (в основном, конусность) беговой дорожки достигала 0,2 мм - ролик сгонял ремень внутрь, к двигателю. Тут же родилась еще одна тревожная мысль: подшипник-то однорядный - его износ оборачивается дополнительным перекосом. Что же делать? Купить детали, применяемые ВАЗом, - балаковский ремень и вологодский ролик. Так яи сделал - теперь ремень никуда не ползет. Но вот другой случай. Ко мне попал ВАЗ-2112, у которого ремень смещался наружу (от двигателя), хотя и он сам, и ролики были в порядке. Но хозяйка жаловалась на утечку «Тосола». Проверил: жидкость уходит из насоса системы охлаждения. Выяснил, что подшипники помпы разрушены. А из-за этого вал перекашивается так, что ремень ползет... Вот и еще одна причина беды. Но сдается мне, разговор о роликах и ремне еще далек от завершения! а4 . Ц ельнокованыйкорпус . Обеспечивает защиту от доступа агрессивной среды 5. Эластичный вкладышповышен ­ н ой надежности. Из износостойкого графитонаполненного полимера с дозированной подачей смазки к трущимся поверхностям. 6. П ружинавкладыша . Выполнена из специальной термообработонной пружинной стали. 7. Усиленная закатнаяконструкциякорпусанаконечника из специальн ой стали. Обладает повышенной прочностью, рассчитана на экстремальные режимы работы в любых условиях. 8. Ш айбаопорнаяпружинывкла ­ дыша.Из оцинкованной стали, с менным логотипом 000 ТРАНСМАСТЕР ГРУПП (095)933-61-61 www.transmiister.ru moil@transmaster.ru> ^^"^^ \3 1