172
173
174
176
177
I ОЦЕНИВАЕМ УЩЕРБПРОПАВШАЯ ГРАМОТАЕвгений Борисенков, Игорь Теременко. Фото: Аркадий Козлов, Георгий Садков *Счастлив тот, кто не изведал нер-ный экспертным бюро. В идеале суммы,ПРАВИЛЬНО ИЛИ СПРАВЕДЛИВО?вотрепки и хлопот, связанных с аварией. Нам, увы, не повезло: мимолетного контакта с могучим МАЗом хватило, чтобы редакционная «Волга» стала легкой добычей жестянщиков, а сама авария -страховым случаем. Чтобы получить возмещение от страховой компании, надо представить Трещину в заднем бампере не нашел нидокумент о размере ущерба, подготовленкто, но, возможно, это след от иной аварии, случившейся раньше.подсчитанные разными экспертами, не должны различаться больше чем на парутройку сотен рублей - цену скрытых дефектов. Иначе неизбежен кофликт с разбирательством в суде. Авария с «Волгой» дала повод выяснить квалификацию самих экспертов. С этой целью мы оценили урон, нанесенный машине, (упомянутый. в нескольких Изувеченный колесный диск специализированных агентствах. кстати, в справке об аварии) удосужилисьразглядеть лишь двое из шести.Поиск оценщиков занял у нас не один день. Трудность в том, что требовалась независимая экспертиза, а большинство профильных контор трудятся под крылышком страховых компаний. Поскольку последние платят то, что насчитают первые, дела у партнеров идут как по маслу. Читали, наверное,отправили как глуповаБрызговик колеса в ремонт тый медведь экспертов. охранять курятлишь четверо нанял лисуВ заключенияхдвух других о нем ни слова. ОЦЕНИВАЕМ УЩЕРБник? Однако нашлись и те, кто вызвался оценить ущерб непредвзято. Первым делом надо выявить все полученные в аварии повреждения - без F разборки, по одним только внешним признакам. Оформив акт осмотра, оценщик уединяется, чтобы определить трудоемкость работ, потребность в запчастях и материалах и подсчитать стоимость ремонта. Чем полнее опись, тем точнее ответ на поставленную задачу. Некомпетентный спец обычно маскирует незнание за обобщенным перечнем, который можно трактовать как кому хочется. Но истцу и ответчику «хочется» 0 ремонте задней двери речи даже не шло. Единодушный вердикт замена.по-разному, и тогда конфликт практически неизбежен. Деликатный момент - определение степени износа. Закон требует предоставить потерпевшему вещь того же рода или качества, но «бэушные» запчасти в прейскурантах сервисов не фигурируют. Вводя в стоимость новой детали коэффициент износа, эксперт восстанавливает справедливость. А чтобы не запутать истца, в итоговой калькуляции он указывает две суммы: расходы на ремонт (их оплачивает владелец) и величину нанесенного ущерба (его возмещает страховщик или виновник аварии). Тот же счет - 6:2 оказался не в пользу порога. Сдается, экспертам лень было нагибаться.Как правило, расходы на ремонт выше суммы ущерба. В утешение потерпевший может получить компенсацию за утрату товарного вида, ведь при продаже «битая» машина уйдет дешевле. Каждую цифру эксперту, возможно, придется отстаивать в суде, ведь виновник ДТП и его страховая компания деньги считать умеют. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ Аппетиты у спецов оказались разными от полутора до четырех с лишним тысяч рублей (см. таблицу) за услугу. НекотоЧетверо оценщиков посчитали, что крыло нужно заменить, двое предложили отремонтировать.\ После встречи с МАЗом «Волга» превратилась в объект экспертизы.**4 ОЦЕНИВАЕМ УЩЕРБ2XsМАКСИМ КААЬКУАВыйти на рынок фильтров для автомобилей непросто. Стать региональным дилером крупного производителя практически невозможно. Предоставить новые возможности может только новый крупный игрок на рынке. Нам нужны дилеры специалисты на рынке автозапчастей. Откройте двери на новый, динамичнорастущий, финансовоемкий рынок фильтров и фильтроэлементов вместе с "Куйбышевским заводом автодеталей". Низкая цена входа на рынок, гибкие условия партнерства, профессиональный менеджмент. Ассортимент постоянно расширяется. Посетите наш сайт (38362) 63-461УШЕРБА ОТ А СТРАХОВЫХ КО ЮРИАИЧЕСК КОНСУЛЬТАИ СОПРОВОЖАЕ АОКУМЕНТО НЕЗАВИСИМ ЭКСПЕРТИЗWWW.kza.ru (38362)64-030Размер ущерба может быть справедливым, а может - договорным! рые азартно и охотно торговались: в этой области плюс-минус полтыщи - не деньги. Причем прямой связи цены с качеством или сроком исполнения заказа не просматривалось. Лишь ООО «АвтоМобил» исхитрилось за малую сумму уложиться в два с лишним часа. Остальные обещали «приложить все силы», кои, видимо, быстро иссякли - менее чем за пятидневку никто не управился. Обычно истец и ответчик просто наблюдали за таинством оценки. Лишь однажды ретивый «профессионал» потребовал вскрыть покореженную дверь, сославшись на некий закон об экспертной деятельности. Но, видимо, представив, как мы голыми руками будем рвать железо, оценщик поднапрягся и мысленно проник взглядом в скрытую полость. Ошибка эксперта порой стоит дорого, поэтому в развитых странах требования к нему высоки. В Германии, напри-^ мер, соискатель подкрепляет диплом профильного вуза двухлетним стажем работы в этой области. Затем - обучение, трехлетняя стажировка и, наконец, экзамен. Итого на овладение специальностью уходит около десяти лет! Сооте-КУЙБЫШЕВСКИЙ ЗАВОД АВТОДЕТАЛЕЙ На правах рекламыОЦЕНИВАЕМ УЩЕРБ"ВАетттерд ро -Б/^ттерА!Расход бензина растет, а машина не тянет - «не в коня корм»? Двигатель плохо заводится и потряхивает на холостых оборотах замучила детонация? Повышенный СО? - Несколько составов-очистителей топливной системы от Hi-Gear умерят аппетит и вернут вашему «Боливару» былую резвость. Самый популярный очиститель инжекторов на российском рынке!чественники осваивают эту науку куда быстрее, благо квалификационных требований к экспертам, как и обязательной сертификации, нет. Результат налицо: в нашем случае никто не отметил поперечной деформации панели крыши - пологой вмятины от средней правой стойки до середины проема задней левой двери, результат перекоса кузова. Если дефект вылезет в ходе ремонта, доплатить придется владельцу. Впрочем, эксперты, как оказалось, народ не прижимистый. Один щедрой рукой чуть не впятеро завышает трудоемкость работы, другой не мелочится, назначая стоимость нормочасов. Надо быть крохобором, чтобы вести расчет по различным тарифам: все малярные и жестяно-сварочные работы оплачивают по дорогой горячей сетке, а сборочноразборочные идут по холодной - она подешевле. Среди оценщиков такого не нашлось. Зато были истинные филантропы. Один вовсе заложил в перечень операций по ремонту контроль геометрии пола на стапеле (хотя пол в аварии не пострадал!). Впрочем, дело, быть может, не в человеческой доброте, а в «прямолинейности» компьютерной программы (ныне в справочники почти не заглядывают, доверяя расчеты технике). Кто-то не заметил оторванное зеркало, кто-то - мятый порог и треснувшее литое колесо, зато углядел старую царапину на крышке багажника и т. д. А на нет и суда нет! Проще говоря, нет дефекта - не жди возмещения. Нелепость данных о количестве потребных запчастей ясна без комментария: один мастер утверждает, что можно обойтись заменой лишь четырех деталей, другой насчитал 15! СУД И ДЕЛО А теперь представьте, что истец и ответчик обращались каждый к «своим» оценщикам (см. таблицу). Первого устроила калькуляция на 30 642 рубля, а второмуНАШИ РЕКОМЕНДАЦИИЕсли вы не доверяете эксперту, помните, что в суде у сторон есть право на его отвод. Если сомневаетесь в правильности принятого экспертом решения, попросите объяснения с демонстрацией подлинных нормативных документов, названия которых необходимо занести в акт осмотра. Не нашли консенсуса смело напишите все претензии в акте. И, главное, старайтесь не попадать в аварии! ^пришлась по душе версия с 20 487 рублями. Разбираться придут в суд, чей вердикт чаще всего непредсказуем. Ведь суд вершат правоведы (не механики!), да еще в глаза не видевшие вашей развалины. Получается, за свои же кровные обе стороны обрели головную боль. (Впрочем, виноватый может подарить ее своей страховой компании.) Казалось бы, вывод ясен - обращайтесь к профессионалу! Только как его узнать в толпе «коллег» по цеху, если лицензия с печатями ничего не удостоверяет? Когда-то в грузинской короткометражке про дорожных рабочих прозву- А чал такой диалог: - Я думаю, Гиви, этот рельса весит 176 килограммов! - А я думаю, Вартан, что этот рельса весит 288 килограммов. Удивительно, но в компьютерных расчетах дипломированных специалистов разброс ничуть не меньше! А может, это Гиви с Вартаном переквалифицировались? • Редакция благодарит президента московской региональной Гильдии профессиональных оценщиков Николая Каверау и заведующего отделом ремонта автомобильной техники ГИЦ «НАМИ» Юрия Глумова за помощь в подготовке материала.HG3216 / 325 мл HI-GEAR INJECTOR CLEANER Очиститель инжекторов быстрого действия Восстанавливает работоспособность даже безнадежно засоренных инжекторов. Устраняет детонацию («стук пальцев»). Предотвращает образование отложений на впускных клапанах и нагара в камере сгорания. Восстанавливает тепловой режим двигателя и равномерность оборотов холостого хода. Снижает на величину до 10% расход бензина и токсичность выхлопа. HG3206 / 325 мл HI-GEAR CARBURETOR CLEANER Очиститель карбюратора HG3201 / 312 г HI-GEAR CARBURETOR CLEANER Очиститель карбюратора (аэрозоль) И десятки других высокоэффективных очистителей Hi-Gear!ИТОГИ РАБОТЫ ЭКСПЕРТНЫХ БЮРО• Предприятие Кол-во дефектов, ед.—Кол-во Стоимость Стоимость Стоимость Срок подготовки запчастей нормочаса, ремонта, услуги, эксперт руб. руб. руб. шт. ного заключения, сутки 350 250 250 250 250 300 30 642 27 690 20487 22181 26 626 29 470 3000 1530 2000 1500 4120 1650 75557 0,1Кол-во работ*, ед.i 30 000 наименований первоклассных ъ товаров для автомобиля, гаража, ! мастерской, оптом ив розницу, : сеть дистрибьютеров по СНГ fgff*VA, 1 (095) 721-3333, www.agah.nl 1Ш & З Ш176 За рулем 04/2005ООО «ОСК-Эксперт» ООО «ТК-Сервио» ООО «Гарбор» ООО «Автоконсалтинг плюс» ЗАО «Малакут Ассистанс» ООО '«Авто-Мобил»10 3 15 10 14 12 47997 10 14 11 14 12 14 8 * Без вспомогательных и сопутствующих, а также окраски. На правах рекламы300 000 км с РиМЕТНезависимая экспертизаДля полной реализации заложенного в двигателе потенциала необходимо применять не только качественное масло, но и специализированные составы, призванные значительно увеличить жизнь машины. Журнал «За рулем» № 4/2004 провел независимую экспертизу восьми наиболее известных автопрепаратов, среди которых была испытана первая 15-летней давности разработка Fine Metal Powders Со (ВМП) — РиМЕТ. В эксперименте принимали участие также качественные масла различной степени вязкости. Специалисты FMP считают, что «старый» РиМЕТ произвел небольшую сенсацию, сумев обойти все современные существующие технологии борьбы с износом. Его результат — 40% снижение износа испытуемого образца по сравнению с качественным маслом - остался недосягаемым. Технология, разработанная 15 лет назад, до сих пор не нашла себе альтернативы, что подтверждает правильность направления работы компании. К сожалению, в тесте не приняли участие ЧОследние разработки ВМП - РиМЕТ-100 и Motor Healer, которые значительно превосходят способность «старого» РиМЕТа бороться с износом и закрепляют технологическое лидерство компании на рынке. Качество продукции FMP Со подтверждено европейской сертификацией производства по ISO 9001:2000 фирмой AeroCert AG Germany.- не предел!АКЦИЯ «300 тысяч без капиталки!»Компания Fine Metal Powders Совладелец ресурсосберегающей технологии РиМЕТ, объявляет о проведении акции «300 тысяч без капиталки!». Все автолюбители, применявшие хотя бы раз в течение последних 15 лет препараты серии РиМЕТ, могут прислать свои отзывы и принять участие в розыгрыше подарков. В течение года на страницах журнала «За рулем» мы представим 5 самых интересных настоящих историй, связанных с применением препаратов РиМЕТ, с фото автора и его машины. В числе подарков-продукт новейших технологий и технических решений «Motor Healer» — последнее достижение ученых в области трения и износа, позволяющее значительно увеличить «заводской» ресурс двигателя. А также суперприз-автомобиль ВАЗ-2106. Но нестандартной комплектации! Двигатель, коробка передач, редуктор заднего моста обработаны Motor Healer и РиМЕТ-Т, а подшипники ступиц, рулевые наконечники, шаровые опоры и ШРУСы обработаны смазками «Технология РиМЕТ» - что гарантированно повысит ресурс «шестерки» до иномарочного стандарта300 000 км. Компания ВМП предоставит первые 100 участников, воспользовавшихся вместе с машиной 30 комплектов промывки обычной почтой. Тысяча участников получат в подарок двигателя «Технология РиМЕТ» и состава Motor Healer, которые необходимо будет Motor Healer. применять при каждой смене масла, т.е. проО розыгрыше главного приза ВАЗ-2106 мывать двигатель через каждые 10 тыс. км, будет объявлено в конце года, когда будут а затем в свежее (любой марки) масло заливыбраны 5 лучших «РиМЕТовских» истовать Motor Healer. Компания ВМП настольрий. Следите за акцией на страницах журко уверена в своих разработках, что будет нала «За рулем». контролировать соблюдение регламента применения соСуперприз — ВАЗ-2106 с ресурсом 300 000 км ставов «Технология РиДвигатель, коробка передач, редуктор заднего моста обработа МЕТ» на машине, и в случае Motor Healer и РиМЕТ-Т, а подшипники ступиц, рулевые наконечпробега менее 300 тыс. км до ники, шаровые опоры и ШРУСы обработаны смазками «Технолокапиталки машина будет загия РиМЕТ», что гарантированно повысит ресурс «шестерки» до иномарочного стандарта 300 000 км. Компания FMP предостави менена на новую! Одним словом, если двивместе с машиной 30 комплектов промывки двигателя «Техноло гатель вашего автомобиля, гия РиМЕТ» и состава Motor Healer. коробка передач или редуктор в результате применения РиМЕТа при каждой смене масла отработали более 250 тысяч км, вы можете принять участие в розыгрыше автомобиля ВАЗ-2106 с ресурсом 300 ООО км и получить ценные подарки, а также предложения взаимовыгодного сотрудничества от компании вМп. Если вы впервые столкнулись с необходимостью «лечения» своей машины и наблюдаете снижение мощности и повышенный расход масла, низкую, неравномерную компрессию и повышенный расход бензина, повышенный шум двигателя, коробки передач или редуктора, нечеткое пеПодарки участникам акции реключение передач и т.д., мы предлагаем Импортное синтетическое масло + Ривам воспользоваться нашими препаратами МЕТ и РиМЕТ-Т, высокоэффективные реи принять участие в розыгрыше подарков. монтные препараты для восстановления Если ваша машина еще новая, но экспдвигателей всех типов, механических королуатируется в жестких условиях, и вы хотибок передач и редукторов. Металлоплакирующая смазка «Технолоте, чтобы она радовала вас долгой и беспроблемной работой — пользуйтесь «Технологигия РиМЕТ» (в 2-3 раза увеличивающая ей РиМЕТ» - и вы с лихвой окупите затраты. срок службы всех автомобильных узлов треТолько на экономии бензина препараты ния) + препарат РиМЕТ-100 новая формуРиМЕТ окупятся уже через 2 тыс. км, т.к. с ла: защита + восстановление обладают выРнМЕТом расход бензина уменьшается до сокими защитными свойствами, позволяю10%. А дальше - чистая экономия денег, сил, щими при регулярном использовании с каждой сменой масла увеличить ресурс двигавремени, нервов. теля до 3 раз. Условия конкурса Комплект летних импортных шин + преКупите один из препаратов серии Рипарат Motor Healer снижение трения + заМЕТ. Отправьте нам свою фотографию с щита + восстановление. Уникальная разраРиМЕТом в руке. Если вы уже применяли ботка серии РиМЕТ последнего поколения. РиМЕТ, то приложите к фотографии вашу Целитель Мотора значительно снижает треисторию. Фото и истории присылайте по ние и увеличивает мощность до 20%, являадресу: [email protected] или по почте: 119334, ясь в то же время защитным и восстановиг. Москва, а/я 173, ЗАО «НПП ВМП». тельным препаратом. Наши подарки получат первые 100 участников, приславших свои фотограф™ с Риwww/imetiu МЕТом и истории на электронный адрес иВладивосток (4232) 44-44-53, 44-20-16 44-39-65; Екатеринбург (343) 350-94-72. 350-58-36, 350-83-58: Ижевск (3412) 50-55-57, 52-34-02 Казань (8432) 18-40-22. 18-54-11. Калининград. (0112) 45-39-48. Краснодар (861) 210-02-69.210 02 63 Красноярск (3912) 55-55-06, 58-6299; Москва (095) 679-94-12; М ое » ! (095) 232-28-29, (095) 958-91-78; Нижневартовск (3466) 24-51-88 Новосибирск (3832) 40-82-25. Омск (3812) 51-19-14. 51-19-16, 36-24-64. 577-648: Омск (3812) 285-103. 285-104; Пермь (3422) 938 000,. Петропавловск Камчатский (41531) 6-47-35.2-47-35; (4152) 131-024; Ростов-на-Дону (8632) 201-808. 201-809: Самара (8462) 45-37-74.8-927-209-10-01: Уфа (3472) 64-7121,42-12-12; Тюмень (3452) 782-948. 36-76-12. 30-63-31.34-66-99; Челябинск (3512) 91 24 74 91-75-65 Энгельс, Саратовской обл. (8453) 54-33-91.54-49-89, Кустаиан (3142) 54-33-91: Астана (3172) 23-83-28, 31-43-52: Харьков (057) 340-43-00; Минск (017) 275-39-18