246
247
БЕЗОПАСНОСТЬАВАРИЙНОСТЬ ИТОГИ 2004 ГОДАТОсновные показатели аварийности в РФ243,9251,4количество ДТП (тыс. ед.) тСщ число раненых (тыс. чел.)ш ш число погибших (тыс. чел.)33,235,634,520002001200220032004КАЖЕТСЯ, МЫ ВСЕ СОШЛИ СУМАепартамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ в очередной раз отчитался об итогах года. По словам главного инспектора ГАИ России генерала Виктора Кирьянова, в этот раз «есть повод для сдержанного оптимизма». После трехлетнего безудержного роста основных показателей аварийности в минувшем году отмечено сокращение числа погибших в ДТП (на 3,1%), некое «замедление темпов прироста количества происшествий (+2,1% против +10,8% в 2003 г.) и числа раненных в них людей» (+3,1% против+13,1%).Игорь МоржареттоДЭто, конечно, не может не радовать, но только если иметь в виду относительные показатели. Абсолютные же способны неподготовленного человека привести в состояние шока. В прошлом году в стране было зарегистрировано 208 506 ДТП (а сколько еще неучтенных!), погибло 34 506 и ранено 251 386 человек. Если посчитать, то ежедневно на дорогах России обрывается жизнь 95 наших с вами сограждан, а еще 689 становятся калеками. Каждый день! Еще дотошные специалисты подсчитали, что социально-экономический ущерб от ДТП и их последствий составил за год 369 млрд. рублей, а от гибели людей - еще 186,2 млрд.По количеству ДТП мы - абсолютные лидеры в Европе и одни из мировых «чемпионов» (впереди только Китай и Индия, где население давно перевалило за миллиард). Опережаем всех мы и по тяжести последствий аварий (12 погибших на 100 пострадавших). Есть у нас и целые регионы-«рекордсмены»: в Эвенкии из 100 пострадавших погибают... все сто (!), в Ингушетии и Дагестане - по 23, в Туве - 22... В целом же у россиянина шансы погибнуть на дороге в5 раз выше, чем у гражданина Австрии, Великобритании, Германии, США или Швеции. Причин тому множество, и одна из главных - только 20% пострадавших в ДТП получают помощь на месте или по пути в больницу (по данным Минздрава), 70% водителей не имеют понятия, как пользоваться аптечкой, а у половины ее нет вовсе. В результате не доезжает до лечебниц и погибает 30%На правах рекламыТелефон: +7(8422) 64-92-87 WWW.LEBEDKA.NET E-MAIL: UARZaMV.RU (3951)51-73-16 (8182)20-77-20 (3912)44-99-82 (095)745-04-12 (095) 785-54-54 НИЖНИЙ НОВГОРОД (8312)75-90-59 (3832)62-51-11 НОВОСИБИРСК (8462) 68-33-55 САМАРА (34373) 232-42 СУХОЙ лог АРХАНГЕЛЬСК КРАСНОЯРСК МОСКВА САНКТ-ПЕТЕР6УРГ ТЮМЕНЬ ЯКУТСК ИЖЕВСК МАГАДАН НИЖНЕВАРТОВСК СЫКТЫВКАР ТАМБОВ УЛАН-УД (812)380-16-19 (3452) 41-72-62 (4112)43-99-64 (3412)52-80-71 (41322)414-60 (3466)21-17-44 (8212)62-59-59 (0752) 56-13-16 (3012)42-61-35SPRUT800017200руб246За рулем 04/2005 АВАРИЙНОСТЬ ИТОГИ 2004 ГОДА(а в некоторых регионах и все 90%!) раненых... Много лет уже руководитель Всероссийской службы медицины катастроф Серг ей Гончаров призывает увеличить число пунктов медицинской помощи в городах и на самых оживленных трассах (в том числе и на крупных АЗС), хотя бы увеличить количество дорожных указателей, где их найти, но... «Везде есть указатели населенных пунктов, кафе, магазинов, других объектов, но нигде на дорогах не найдешь стрелочки, как проехать к ближайшей больнице», - возмущается С. Гончаров. А еще хорошо бы создать во всех регионах центры медицины катастроф со своими мобильными отрядами, психологическими бригадами, медицинскими учреждениями, но пока это лишь пожелания медиков. В своем отчете ГИБДД в качестве главных факторов, влияющих на рост ДТП, называет социально-экономические. С каждым годом, например, растет диспропорция между темпами развития улично-дорожной сети и численности автомобилей в стране; состояние многих улиц и дорог оценивается как неудовлетворительное. Средняя скорость движения транспорта в крупнейших городах за последние пять лет снизилась почти на 40%! Другая «уважительная» причина - ста*"рение автопарка: больше половины всех Причины возникновения ДТПтранспортных средств у нас старше 10 лет, а около 5 млн. машин ежегодно признают неисправными... А еще мы на святой Руси очень любим садиться за руль зело выпивши; по этой причине (которую тоже можно отнести к числу социально-экономических) в прошлом году случилось 13% (!) всех ДТП. Причем пьют и водители, и пассажиры, и пешеходы: в 2004-м изза этого погибли 4790 человек, а свыше 38 тыс. получили ранения. Лучшие друзья «зеленого змия» живут у нас, как оказалось, в КомиПермяцком округе (33% всех ДТП), Костромской области (31,5%) и на Алтае (30,3%). В общем, все это дало основания Главному государственному автоинспектору Российской Федерации В.Кирьянову заявить, что «аварийность на автомобильном транспорте является одной из острейших социально-экономических и демографических проблем, которая представляет угрозу безопасности на государственном уровне». А в качестве одной из главных мер в борьбе за сокращение ДТП он назвал необходимость внести «целый ряд изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях; особенно это касается грубых и систематических нарушений Правил дорожного движения». Кто б спорил? Безусловно, все сказанное справедливо; никто, кажется, сегодня не будет возражать против того, что 50 рублей - смешной штраф за такое, к примеру, грубейшее нарушение, как проезд на красный свет. Проекты законов, многократно увеличивающие степень наказаний, уже направлены на рассмотрение в Госдуму и через какое-то время будут приняты. Только вот что изменится от этого на дорогах - вопрос спорный, потому что, как известно, в России строгость законов сосуществует с необязательностью их исполнения. Может быть, главную причину непомерно высокого числа ДТП в стране надо искать ив другом? Сегодня органы безопасности дорожного движения, их структура, задачи и мотива-СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙПоможет ли ужесточение наказания остановить рост числа ДТП?Неудовлетворительное состояние улиц и дорогТехническая неисправность транспортация сотрудников не соответствуют настоятельным требованиям времени. 0 чем говорить, если официальная средняя зарплата сотрудника ГИБДД меньше 5 тыс. руб. в месяц при очень нелегких условиях труда - надо нести службу и на морозе, и в жару, при жуткой загазованности... Скажите, положа руку на сердце, много ли найдется в нашей бедной стране настоящих честных рыцарей правопорядка, готовых к такому подвигу? Наверное, имеет смысл подумать, а надо ли держать в стране целую армию (самую большую в Европе!) потенциально нищих инспекторов (их у нас свыше 100 тысяч!), которые к тому же не в состоянии пресечь лавину правонарушений на дорогах. Может, лучше иметь небольшое войско, но высокопрофессиональное, хорошо оснащенное современной техникой? За примерами ходить далеко не надо - Англия, ФРГ, Скандинавия под боком. А «социально-экономические причины»? Что ж, их всегда можно найти для объяснений в вышестоящих структурах-была бы в том нужда... •На правах рекламыЗа рулем 04/2005 247