280
282
284
fgm.-ИСТОРИЯ МИКРОАВТОБУСОВ РАФРАФ-982-l «Циклон», прозванный на заводе «Сусликом», на узлах ГАЗ-21.ПРОСТО «РАФИКИ»Как солдат, мечтающий стать генералом, каждый директор предприятия стремится его расширить. Вот и Илья Иванович Позняк - в 1960-х руководитель Рижской Автомобильной Фабрики (РАФ) - горел желанием вывести ее на новый уровень. Предприятие родилось в 1954-м, начав с 29-местных автобусов на шасси ГАЗ-51. В 1957-м перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов здесь создали первый в СССР микроавтобус РАФ-10 с двигателем «Победы», известный тогда под именем «Фестиваль». Сделали также партию укороченных на одно боковое окно РАФ-8 «Спридитис» на узлах «Москвича-407», а в 1959-м начали производство модели 977. Она стала развитием того же «Фестиваля». Завод выпускал всего около 3000 машин в год, а конвейер существовал в виде тележек, которые передвигали вручную. Позняк понимал: чтобы убедить минавтопром, а затем и более высокие ин280 За рулем 04/2005Сергей КанунникоЕ •Iобычное для советского автопрома решение. Две группы, по четыре конструктора в каждой, начали проектировать машины совершенно независимо. Более % того: им настрого запретили обсуждать свои работы. Зато условий, ограничивающих фантазию, было всего два: машина должна быть 12-местной (на одного пассажира больше, чем в РАФ-977) и базироваться на серийных агрегатах «Волги» ГАЗ-21. Иных просто не было, а разрабатывать, тем более выпускать оригинальные, для небольшого предприятия никто бы не стал. Удивительно, насколько разными получились машины. Микроавтобус группы Мейзиса с заводским обозначением РАФ982-1 довольно сильно, особенно в профиль, напоминал «Форд-Транзит». Автомобиль полукапотной компоновки окрестили «Циклон», а надпись на борту сделали по-английски - Cyclone. То ли за такое сочетание латинских букв, то ли за внешность автобус с коротким «носиком» остряки на заводе быстро нарекли «Сусликом». Впрочем, на этой машине, как и на второй, была еще и надпись Latvija. Второй автомобиль - плод работы группы Эйсерта - РАФ-982-П вагонной компоновки даже на фоне вполне совре- •* менного «Циклона» выглядел футуристично. Смелые рубленые линии придавали ему авангардный, отчасти даже неземной вид. Многие на заводе относились к вагонной компоновке скептически, в первую очередь опасаясь за безопасность водителя и переднего пассажира. И все же в Москву в министерство во главе с главСтеклопластиковыи РАФ на основе циклона' создали в НАМИ в 1971 году. Рижане ионечно же. не упустили случая аапечатлеть Циклон рндом с РусС0-£мТ0М> -пер венцем серийного производства автомобилей Б РОССИИ.станции в необходимости постройки нового завода, нужно показать перспективный автомобиль. Пробой пера заводских конструкторов и дизайнеров стал так называемый РАФ-982-0 со стеклопластиковыми панелями кузова. Этим материалом в те годы бредили многие, а в СССР прототипы из него НАМИ делал еще в 1950-х (ЗР, 2005, № 2). Выглядел тот РАФ не очень притязательно, не говоря уже о том, что серийное производство автобуса с металлическим каркасом кузова и деталями из пластика казалось в те годы весьма проблематичным. Не было единства и во мнении, каким должен стать новый микроавтобус вагонной или капотной компоновки, и в 1965-м руководство РАФ приняло не282 За рулем 04/2005 Прототип РАФ-982-И в 1960-х выглядел очень необычным и авангардным.Предсерийный образец РАФ-2203 - .причесанный» РАФ-982-И с агрегатами уже не 21-й «Волги», а ГАЗ-24. Начало 1970-х.ным инженером завода Реджинальдом Баллод-Наградовым поехали обе машины - решили продемонстрировать большие возможности маленького завода. Межведомственная комиссия, куда помимо сотрудников министерства входили специалисты НАМИ, медики (РАФ был основным производителем «санитарок»), одобрила «Циклон». Полукапотный автомобиль не только имел преимущества по развесовке и безопасности, но и смотрелся более близким к серийному производству. Приехавшие в Москву не спорили. Полномасштабных испытаний еще не провели, однако какие-то впечатления о машинах у них уже были. Решением министерства остался, однако, очень недоволен директор РАФ. Он полагал, что только авангардный РАФ-982-П способен побудить руководство принять решение о строительстве нового завода. Старый - на улице Дунтес - расширять было попросту некуда, а для Позняка эта задача была главной. Вторая рижская экспедиция в Москву смогла переубедить комиссию. К производству приняли РАФ-982-И, его и изобразили на приглашениях на торжественную закладку первого камня нового завода в Елгаве, в 50 км от Риги, 25 июля 1969 года. Пока строили завод, доводили и машину - РАФ-2203, получивший официальное имя «Латвия». Медикам автомобили показывали раз пятнадцать - кардиологи, хирурги, другие узкие специа284 За рулем 04/2005листы выдвигали свои специфические требования. «Циклон», он же «Суслик», в начале 1970-х для рижан уже стал историей, а в НАМИ на его основе создали еще один прототип со стеклопластиковыми панелями кузова. Продолжения эта работа не получила. Новый завод с нормальным конвейером назвали, как было принято в те годы, в честь XXV съезда КПСС. Серийное производство РАФ-2203 начали в феврале 1976-го (к открытию съезда) и выпускали до 17 тысяч ежегодно в течение 20 лет. На его основе делали десятки модификаций - от грузовичков и пассажирских автопоездов до совсем необычных узких электромобилей для... секретной работы под землей. Несмотря на то что РАФ-2203 выглядел вполне свежим очень долго, у него было немало недостатков. Кое-что с годами удавалось улучшить, но многое до серийного производства так и не довели. Других подобных машин в СССР просто не было. И много лет понятия микроавтобус, маршрутка и «скорая помощь» ассоциировались для нас с маши- ф нами, которые, не мудрствуя, обычно называли просто «рафиками». • Редакция благодарит Реджинальда Альбертовича Баллод-Наградова за помощь в подготовке материала.