274
КОНКУРСУВОДОдин из лучших ответов на непростую задачу № 25 мы получили от Павла ВДОВИНА из Подмосковья. Ему достанется наш приз 6000 рублей.Отчего «четверка» стала неустойчивой? По мнению многих, матерый дачник Сеня, в отличие от соискателей премии, не знал простых вещей - и перегрузил багажник. Так ли это?Вернемся к условию задачи. Сначала «четверка» Сене не понравилась. Но где тут хотя бы намек на слово «неустойчивость»? Пересев за руль незнакомого автомобиля, многие какое-то время к нему адаптируются - и только! Так что груз был размещен правильно. Устойчивость же, если вы не забыли, стала «никакой» после перестановки колес. Изучая письма, мы также поняли, что в вопросах поведения машины на дороге большинство (!) из вас ориентируется слабее, чем в устройстве «железяк»... Очень жаль, друзья. Уж лучше бы наоборот, поскольку речь о безопасности. Обратимся к терминологии. Что такое «неустойчивое равновесие», все проходили в школе. Отсюда один шаг до «неустойчивого автомобиля». Его руль - как шест в руках канатоходца: зыбкое равновесие поддерживается непрерывным его перемещением. Чем быстрее и точнее, тем лучше. Неустойчивый автомобиль нужно «ловить» рулем, не позволяя рыскать. Любую траекторию только отпусти руль! - машина тут же «загибает» все круче, пока задняя ось не обгонит переднюю, войдя в занос. Не нужно это путать с тем, когда машина вполне послушна, но руль немного тянет в одну сторону. Таковы многие переднеприводные. Кто-нибудь жалуется на их неустойчивость? Нет. Ведь усилие стабильно, его легко парировать. 274 За рулем 04/2005Рисунок Сергея Савилова В чем же разгадка Сениной проблемы? Вопреки байкам эластичные шины не «катятся как по рельсам»! Попробуем развернуться с минимальным радиусом. Это возможно на малой скорости. Чуть прибавим - ширины улицы мало, машину выносит на бордюр. Дело в том, что шины в повороте «подламываются» - и с каждым оборотом их все сильней уводит к внешней стороне поворота. Чем больше скорость, круче поворот, больше нагрузка на шину и меньше давление в ней, тем сильней увод. У шины с мягким протектором и высокими шашками увод больше, чем у лысой. Сочетание большого увода задних шин и малого передних опасно: если вовремя не вмешаться, автомобиль все больше отклоняется внутрь поворота масса, приходящаяся на задние колеса, движется по траектории все большего радиуса. Возникает порочный круп увод создает дополнительную центростремительную силу, которая увеличивает увод! Если водитель это прозевал - занос неминуем. Но беда еще ив том, что обратное корректирующее движение руля (особенно - неумелое!) опять-таки вызывает чрезмерный увод задка! Машина неустойчива. Очень коварна она при высокой скорости, на скользком покрытии и т. д., когда занос может произойти совершенно неожиданно. Давление в шинах сильно сказывается на поведении автомобиля. Оптимальное указано в любом руководстве по эксплуатации автомобиля - и это результат серьезных испытаний. Для «четверки» рекомендуют 1,6 кгс/см2 в передних шинах и 2,1-2,3 кгс/см2 в задних. Большое давление предотвращает чрезмерный увод тяжелой кормы. Ну а что же натворил забывший об этом Сеня? Сзади слева поставил колесо с минимальным давлением, что сразу увеличило увод по задней оси до неприемлемого. Впереди оказа-* лась запаска, давление в которой, если зять - практичный человек, было максимальное. (Стравить воздух легче, чем накачать.) Результат - уменьшение увода передка. Итог - неустойчивость. Кстати, о грузе. Четверть тонны, даже при правильном размещении в салоне, существенно больше нагружает задние колеса, чем передние. А это еще один повод держать в шинах положенное давление, что и должен был сделать Сеня. Мы поздравляем Павла Вдовина с победой в этом туре!ЗАДАЧА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ«НЕ ДРЕЙФЬ!»Валера ехал довольно шустро: километров сто его старенькая «Нива» выдавала легко. Въехали под тучку, в самый ливень, я и говорю: давай, мол, аккуратней! Асфальт неровный, скользкий, да и шины у тебя прилично сношены, с какими-то «плешками». Валера только процедил в ответ: «Не дрейфь...» - на том и закончил: «Ниву» внезапно занесло, она пересекла дорогу, обочину - и оказалась в подсолнухах. Нам повезло - не опрокинулись! Валера загрустил. Он гордый. Незадолго до этого поменял шаровые, сайлент-блоки, кое-что в рулевом, сзади - новые штанги... Отчего такой конфуз?Надеемся, читатели ситуацию прояснят. Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 мая 2005 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или no e-mail: [email protected]. В> Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.