130
131
ЭКОНОМИКАЕВРО IIК ПЕРЕХОДУ ГОТОВЫ!Андрей МорозовПервого апреля мы станем чуть ближе к Европе. И это не приуроченная к нашей веселой дате шутка. Именно с 1.04.2006 года должен наконец-то осуществиться переход к международному стандарту двигателей – так называемым нормам Евро II. Готовы ли наши производители соответствовать такому «евростандарту»? И во сколько обойдется этот переход к цивилизации рядовому потребителю – покупателю отечественных автомобилей?ОТКЛАДЫВАТЬ БОЛЬШЕ НЕГОЖЕВообще, о распространении европейских экологических стандартов на российский автопарк говорили с середины девяностых. Но тогда, в пери-од случившегося «затоваривания» рынка первыми иномарками и первыми улучшенными российскими моделями, перспектива жесткого введения евронорм выглядела весьма туманной. Между тем норма Евро II в самой Европе была установлена еще в 1996 году. C тех пор требования к токсичности выбросов двигателей автомобилей продолжали ужесточать – и в Европе уже год как введен стандарт Евро IV. У нас же Евро II должны были ввести еще в середине 2002 года, но он несколько раз получал отсрочку. Вначале в этом винили заводы-изготовители – они-де неспособны сделать автомобили с системами впрыска и нейтрализации отработавших газов. Те в свою очередь перекладывали вину на нефтяников,которые вроде бы не могли наладить производство топлива, соответствующего новому стандарту. Впрочем, готовы ли к переходу на Евро II нефтяные компании – отдельный разговор. В целом же усилиями производственников формировалось общественное мнение – переход на Евро II приведет к удорожанию наших автомобилей аж на 1000 долларов! Согласитесь, серьезный аргумент против «цивилизации». Сегодня, правда, выясняется, что разница составляет лишь 300–500 долларов, и осязаемо ощутить ее в общем росте цен на автомобили могут лишь потенциальные покупатели «народной» «Оки». Но есть и другой аргумент – неподготовленность к такому переходу нашего автосервиса.– Для провинции, где правит бал карбюратор, обслуживание инжекторных систем может поначалу вызывать сложности, – считает Игорь Венгеров, генеральный директор НИИ автомобильного транспорта. – Но стоит вспомнить в связи с этим, что Европа тоже переходила на новые стандарты не без проблем. Так что мы не первые и не последние…ДЛЯ КОГО ИСКЛЮЧЕНИЯВ октябре прошлого года на заседании правительства были наконец одобрены технические требования, касающиеся выбросов ядовитых веществ в атмосферу автомобилями. Любопытно, но даже члены кабинета до конца не понимали, зачем эти нормы вводят и кого они сильнее всего ударят по карману. Например, занервни-130 За рулем 02/2006 ЕВРО IIчал министр обороны Сергей Иванов, который заявил, что введение этих требований «приведет к увеличению оборонного заказа на 10%». Других волновала судьба пенсионеров, которые ездят на старых «копейках». Министру промышленности Христенко пришлось объяснять, что речь исключительно о новых автомобилях. Что касается поставок для армии, то нормы Евро II, скорее всего, на военную технику распространяться не будут. Пока вопрос остается открытым, при том, что вся информация, касающаяся армейских вооружений, закрыта. Успокоились и пенсионеры. К автомобилям «Ока», что выделяют по так называемым социальным программам, нормативы Евро II временно применять не будут. Что до остальных автомобилей, которые сходят с конвейеров отечественных заводов, то тут совсем просто – оказывается, к введению Евро II готовы все! оборудуются и автобусы, и грузовики. А среднетоннажные автомобили снабжены минским дизелем, соответствующим Евро II. Пресс-секретарь группы компаний «Северсталь-Авто» (УАЗ, ЗМА и ЗМЗ) Андрей Котерев уверен, что к апрелю вся продукция предприятий будет соответствовать Евро II: – Перевести одну машину на Евро II – это 500–700 долл. Наши вседорожники несколько подорожают, но это нормальный процесс. Очень важно, чтобы правительство регламентировало ввоз подержанных иномарок – нельзя создавать условия для недобросовестной конкуренции. Не предвидится, по словам А.Котерева, и сложностей с переводом на Евро II «Оки» и микроавтобусов УАЗ-3303 и УАЗ-3962: такие работы ведутся ик апрелю должны быть завершены.На правах рекламыСТОИТ ЛИ ОПАСАТЬСЯ ПРИХОДА НОВЫХ ЕВРО?– Российские производители готовы к переходу на Евро II, – уверен генеральный директор «Северсталь-Авто» В.Шевцов. – Что касается более высоких стандартов – Евро III и Евро IV, то предлагаемый график перехода на них с разрывом в два–три года может оказаться сверхнапряженным. Ведь речь идет о серьезных инвестициях, и сроки окупаемости проектов по переходу на Евро III и IV могут быть длиннее тех временных рамок, что отводит на это правительство. А генеральный менеджер по маркетингу группы «Рольф» Валерий Тараканов прогнозирует спад производства отечественных автомобилей на 30% в 2008 году, одновременно с введением стандартов Евро III. Ведь тогда АВТОВАЗ будет вынужден вообще снять с производства «классику»! Впрочем, нам бы с Евро II разобраться…За рулем 02/2006 131НА ВАЗЕ ВСЕ СПОКОЙНОНа АВТОВАЗе документа о введении норм Евро II ждали еще с 2004 года и уже тогда были технически готовы к этому. Сейчас, по уверениям маркетологов предприятия, «в связи с плановым введением систем, соответствующих Евро II, резкого подорожания не предвидится. Продукция ВАЗа прибавляла в цене в течение нескольких лет и скачка не будет». Примерно такая же ситуация ив Нижнем Новгороде. – Мы были готовы к переходу на Евро II по первому сигналу, – объяснил пресс-секретарь автозавода Сергей Луговой. – По нашему модельному ряду такой переход несложен. По его данным, фактически все «волги», выпущенные в 2005 году, были оснащены двигателями с впрыском. Кроме того, такими моторами