220
221
СПОРТ И ТЮНИНГГОНОЧНАЯ ГРАМОТАНапоминающее шахматную доску финишное полотнище – бесспорно, самый желанный флаг для пилотов.вместе с черной доской – на ней белым указан номер автомобиля, пилот которого «попал под раздачу». По решению руководителя гонки эти флаги могут использовать не только на линии стартафиниша. 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Разделенное по диагонали на черную и белую часть полотнище показывают провинившемуся только один раз. Оно предупреждает о неспортивном поведении, а черная доска при этом, помимо номера автомобиля, информирует о санкциях: либо «заработанных» штрафных очках или секундах, либо (половина черного флага) возможном наказании за грубую езду. 4. ОСТАНОВИТЬСЯ В БОКСАХ. Доездился до полного черного флага! Сигнал показывают неподвижно. Он означает – на следующем круге пилот должен остановиться в боксах или другом, оговоренном регламентом месте. Иными словами – его снимают с заезда. 5. МЕХАНИЧЕСКАЯ НЕИСПРАВНОСТЬ. Черный фон с оранжевым кругом диаметром 40 см посередине предупреждает пилота о неисправности его автомобиля, представляющей угрозу для него или окружающих. Это значит, что он должен остановиться в ремонтной зоне, а после устранения дефекта может продолжить гонку с согласия технического комиссара. 6. ФАЛЬСТАРТ. Если пилота, допустившего фальстарт, наказывают принудительной остановкой на одном из кругов – ему показывают этот флаг. Место и время остановки пилотам объявляют заранее на собрании участников. 7. ОСТАНОВКА ГОНКИ. Взмахи этим флагом на линии стартафиниша означают, что заезд или тренировка остановлены. После того как руководитель гонки дал такой сигнал, на всех постах наблюдения трассы показывают красные флаги (в картинге – черные). Заметив этот красный сигнал, пилоты обязаны прекратить соревнования и увести автомобили в бок-КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ... ПОЛОСАТЫЙВадим Крючков. Ф отоа вт ораиАлександраБ ат ыруКаждый, кто интересуется автогонками, наверняка видел их по телевизору, на фотографиях, а кому повезло – и с трибун автодрома. Сигнальные флаги – непременный атрибут всех соревнований на кольце или картинговых трассах. Пользуются ими ив других видах автоспорта. Как же так: в век повальной электрификации, радиосвязи и высоких технологий – какие-то флажки? Да очень просто. Радиосвязь с пилотами на многих соревнованиях запрещена. Всевозможные светофоры и сигнальные огни дороги, сложны и не очень надежны. Попробуй-ка с помощью их показать флаг неподвижный и тот, которым машут. Потребуется табло с несколькими мигающими лампами, да еще такое, чтобы они не сливались и были различимы при ярком солнце. Световая сигнализация сейчас в основном дублирует флаги и заменить их способна лишь в темное время в ходе продолжительных (например, 24-часовых) гонок. Итак, сигнальные флаги по-прежнему самый наглядный и надежный способ управлять гонкой и обеспечивать ее безопасность. Теперь познакомимся с ними поближе.ЗНАКИ ИЗ ШТАБАПо долгу своему руководитель гонки редко покидает пункт управления возле старта-финиша. Он сам или назначенный им судья располагает здесь арсеналом флагов, используемых в основном в этом месте трассы. 1. СТАРТ. У нас в стране стартовым может быть флаг Российской Федерации или Российской автомобильной федерации, а также предложенный организатором соревнований, но в этом случае он должен быть описан в регламенте состязания. Национальные спортивные правила по картингу допускают в виде исключения старт белым флагом в тех случаях, когда нет стартовых светофоров или во время хронометрируемых тренировок. 2. ФИНИШ. Напоминает шахматную доску из черно-белых клеток размером 10х10 см. Флаг оповещает всех оставшихся на трассе пилотов о финише гонки или окончании тренировки. Сигнал подается взмахом. У четырех следующих флагов (3–6) есть конкретный адрес и показывают их220 За рулем 02/2006 Когда пилоты, завершив гонку, уходят на круг почета, судьи на дистанции приветствуют их всеми флагами сразу.ГОНОЧНАЯ ГРАМОТАдвижется существенно медленнее, чем другие. Если ползущая машина остановится, белый флаг судья тут же заменит на желтый. Суть данного сигнала – вовремя информировать быстрых пилотов о помехе и предотвратить попутное столкновение. 12. ВНИМАНИЕ! ВАС ОБГОНЯЮТ. Взмахи этим флагом в гонке означают – уступи дорогу лидерам (лидеру), обгоняющим на круг, а на тренировках – уступи дорогу автомобилю, который собирается тебя обогнать. В любом случае, пилот, увидев такой сигнал, не должен навязывать борьбу – закрывать траекторию, строить козни тем, кто быстрее. 13. ТАКУЮ ВАРИАЦИЮ ФЛАГА «ВАС ОБГОНЯЮТ» ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТ В КАРТИНГЕ. Его также показывают в гонках пилоту, обгоняемому на круг, при этом он должен не просто пропустить лидера, а «немедленно прекратить гонку и следовать по трассе в закрытый парк, не создавая помех другим водителям». Если на соревнованиях планируют применять такой флаг, об этом обязательно сообщают в регламенте. И в заключение: никому, независимо от заслуг и гоночного опыта, не дозволено игнорировать флаги. Это тяжкая провинность, она влечет исключение из заезда, если регламентом соревнований не предусмотрено иное (читай, более суровое) наказание.В данном случае «зеленый» используют для выпуска участников соревнований на тренировку. Сигнал подают взмахами до выезда всех автомобилей из стартовой зоны на трассу.сы или иное, оговоренное регламентом место. При этом обгоны запрещены – те, кто ведет автомобиль, должны быть предельно осторожны и готовы к внезапной остановке. Руководитель гонки может использовать красный флаг и для закрытия трассы.применяют, подавая сигнал о начале тренировки или выезде на прогревочный круг. 10. УХУДШЕНИЕ СЦЕПЛЕНИЯ. Эдакий желто-красный «матрас» с полосами шириной 10 см показывают неподвижно, информируя пилотов о том, что на участке, расположенном за данным постом наблюдения, резко ухудшились условия сцепления шин с дорожным полотном. Обычно это либо мокрая, либо залитая маслом трасса. В конце участка, перед которым показали этот флаг, зеленый (опасность миновала) не применяют. 11. МЕДЛЕННЫЙ АВТОМОБИЛЬ. Этим флагом предупреждают пилота о том, что в зоне судейского поста автомобиль, которыйСИГНАЛЫ С ОКРАИНПомимо руководителя гонки, флагами пользуются и судьи на дистанции, занимающие места вдоль трассы в так называемых постах наблюдения. Как правило – в пределах прямой видимости друг друга. Вот какой набор флагов у судейсигнальщиков. 8. ВНИМАНИЕ! ОПАСНОСТЬ. Его применяют двумя способами. Если машут одним желтым флагом, значит, опасное препятствие находится с краю или частично блокирует трассу. Пилот должен снизить скорость, не обгонять и быть готовым сменить траекторию. Если же машут двумя желтыми, то кроме этого водитель должен быть готов остановиться – препятствие может закрывать трассу не частично, а полностью. Этот же сигнал могут показывать, когда пилоты проходят прогревочные круги. Обгон запрещен до тех пор, пока на очередном посту наблюдения не покажут сигнал «опасность миновала» (зеленый флаг). 9. ОПАСНОСТЬ МИНОВАЛА. Означает – трасса свободна. Флаг показывают взмахами, обозначая так конец опасной зоны, о начале которой сигнализировали одним или двумя желтыми флагами. По решению руководителя гонки зеленый такжеЗа рулем 02/2006 221