148
ГРУЗОВИКИSCANIA OMNI LINKДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ SCANIA OMNI LINKОбщие данные Размеры, мм: длина ...........................................................11 985 ширина...........................................................2550 высота.............................................................3405 Снаряженная масса, кг......................12 100 Полная масса, кг....................................18 475 Число пассажиров...............................до 122 Двигатель: газовый, Р6, 9,0 л, 191 кВт/260 л.с. при 2000 об/мин, 1100 Н . м при 1000–1400 об/мин Трансмиссия: заднеприводная, А4 Ходовая часть: подвеска – пневматическая зависимая; тормоза – пневматические дисковые, с ABS; шины 275/ 70R22,5ПОЛНЫЙ ГАЗ!«Скания» – один из ведущих производителей дизелей, однако давно экспериментирует с альтернативными топливами. И не только на испытательных стендах. В крупных городах Швеции, Финляндии, Австралии автобусы на шасси «Скании» ездят на этаноле и, конечно же, на метане. Теперь такие машины появятся в России: в Санкт-Петербурге вышел на маршрут пробный «газовый» автобус «Скания Omni Link». Основная проблема газовых автобусов – размещение баллонов. У низкопольного городского их «под юбкой» не спрячешь, свободное место только одно – крыша. Груз немалый – четыре алюминиево-композитных баллона по 320 литров весят 675 кг плюс сам газ – 200 кг. И все это на высоте трех метров! Но зато нет баков и солярки. Итого «Омни Линк» потяжелел на 575 кг, но будь баллоны стальными, крыша бы точно провалилась. Безопасность эксплуатации газового «Омни» решена в комплексе и начинается с баллонов. На каждом, кроме механического магистрального вентиля, смонтирован электромагнитный. Он закрывается, когда двигатель глушат, или при аварии, получивНиколай Мордовцев. Фото: Константин Якубовдителя о возгорании, а автоматика отключит подачу топлива. Газовый мотор «СканияОС960» создан на основе 9-литрового DC 903 с диапазоном мощности от 230 до 310 л. с., известного в России по первым «гриффонам» и автобусам «Омни». В двигателесигнал от датчика столкновения. При поломке трубки выброс метана остановит скоростной клапан, а при пожаре газ уйдет через три термоклапана, они сработают при 110°С. Кроме того, пожарные датчики смонтированы в моторном отсеке и предупредят во-НАША СПРАВКАПо утверждению специалистов «Газпрома», а именно в его ведении находится сеть АГНКС, в России строительство новых станций сдерживается неоправданно жесткими нормативами. В пример газовики ставят Аргентину: там не боятся размещать заправки в черте города, а резервуары и вовсе на крышах многоэтажек. Метан легче воздуха ив случае разгерметизации просто уходит в атмосферу.изменены фазы газораспределения, поршни и теперь со свечами головки цилиндров. Из-за меньшей мощности снизилась нагрузка на детали двигателя, а кроме того, газ не смывает масляную пленку со стенок цилиндра. Поэтому и ресурс двигателя будет никак не меньше, чем у своего дизельного прототипа. Выйдя из баллонов, газ очищается в фильтре и поступает в редуктор высокого давления. Дальше, почти до уровня атмосферного, давление уменьшает следующий редуктор. Подачу топлива в цилиндры дозирует аппаратура с электронным управлением, конструктивно схожая с системой впрыска у бензиновых моторов. Система зажигания тоже электронная, без распределителя, со своей катушкой для каждого цилиндра и повышенным напряжением вторичной цепи. Так сделано из-за более высокой температуры воспламенения газовоздушной смеси и увеличенного сопротивления искрового промежутка свечей. Благодаря электронике, следящей за составом смеси, турбонаддуву с интеркулером, высокой степени сжатия двигатель очень экономичен: удельный расход топлива всего 192 г/кВт . ч, как у хорошего турбодизеля! Цена метана – 6 рублей за куб, притом «газовый» выхлоп уже сегодня чище, чем недостижимые у нас нормы Евро V для дизелей. Сопоставима разве что концентрация NOx, а окиси углерода – в 20 раз меньше. И никакой сажи.148 За рулем 02/2006