132
ЭКОНОМИКАНОВЫЙ РУССКИЙ ПРОЕКТНА ВАЗЕ – НОВЫЕ ХОЗЯЕВА!Игорь МоржареттоВканун Нового года внеочередное собрание акционеров АО «АВТОВАЗ» приняло решение, можно сказать, о полном обновлении совета директоров. Шесть из двенадцати его членов – представители государственных структур. Новым президентом – генеральным директором назначен руководитель департамента ФГУП «Рособоронэкспорт» Игорь Есиповский, а председателем совета директоров избран замгендиректора того же «Рособоронэкспорта» Владимир Артяков. Бывший гигант социалистической индустрии снова переходит под контроль государства.ранные компании (в том числе и «Дженерал моторс», с которым есть соглашение о стратегическом партнерстве) покупать бывший советский автогигант точно не собираются. Это всем давно понятно…ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД БУРЕЙ?Пока на АВТОВАЗе все спокойно (во всяком случае, внешне). Все производства работают, продолжают выпускать автомобили. Заявление об увольнении подал всего один человек – бывший президент – генеральный директор В.Вильчик, но и ему, по слухам, новые руководители, с учетом его авторитета и богатого опыта, предложили пост советника. Хотя государство уже фактически приняло на себя бразды управления, реально владелец контрольного пакета акций пока не изменился. В.Артяков даже заявил, что «мы не собираемся менять структуру собственности, скупать акции», но, видимо, это не совсем так. Согласитесь, было бы нелепо вкладывать огромные государственные средства в неизвестно кому принадлежащую компанию (мы не раз писали, что структура ОАО «АВТОВАЗ» настолько запутанна, что найти реального собственника сегодня практически невозможно). Так что нет сомнений: в ближайшее время государство в той или иной форме станет в Тольятти главным акционером. Пока же, по некоторым сведениям, в городе на Волге идет последовательная «зачистка» на всех уровнях: проверяются все контракты с поставщиками и дилерами, идут перестановки в местном и областном УВД и т. д. О своих конкретных планах по управлению заводом новые руководители, видимо, объявят уже скоро. Главное, чтобы за одним решительным шагом последовали и другие. Пока у большинства аналитиков большие сомнения по поводу эффективности государственного управления крупным промышленным предприятием. Что же – посмотрим!Председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» В.АртяковПрезидент – генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» И.ЕсиповскийНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИЛИ?..При первом появлении на публике новые руководители произвели впечатление приятное: выступали без бумажек, беспочвенных обещаний не давали, говорили коротко – исключительно по делу. И. Есиповский заверил, что новое руководство «с уважением относится к нынешнему менеджменту и «репрессивных действий» в отношении него не будет»; более того, вообще не ожидается массовых сокращений. В.Артяков сообщил об очень важном – и в будущем «автозавод не откажется от концепции производства недорогих отечественных автомобилей». А руководитель Роспрома и член совета директоров АВТОВАЗа Б.Алешин пообещал, что автоконцерн, перешедший под контроль государства, может рассчитывать на государственные субсидии. Даже назвал предполагаемую сумму – 5 млрд. долл. до 2010 года. Примечательно, что в документе, который будет вынесен на рассмотрение правительства, АВТОВАЗ назван «национальной государственной корпорацией». Кроме того, автозавод получит существенную поддержку «Внешторгбанка». Все это, конечно, крайне необходимо крупнейшему нашему производителю. Ежегодно он те-ряет по 5–7% отечественного авторынка – россияне все чаще делают выбор в пользу недорогих иномарок, в том числе собранных в России. К тому же «лады» по самым разным причинам (как объективным, так и субъективным) дорожают – за прошлый год, к примеру, на 11%. Впереди нашего автогиганта, похоже, ожидали тяжелые времена. Так что появление нового собственника, который собирается инвестировать огромные суммы, – новость для АВТОВАЗа радостная. Только вот государству нашему зачем взваливать на себя такую ношу?ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛАСКАВерсии тут разные. Первая – политическая. Власти не единожды заявляли, что по возможности попытаются исправить ошибки, допущенные в эпоху тотальной приватизации, особенно в случаях, когда новые собственники привели некогда процветающие предприятия к финансовому краху. С АВТОВАЗом, слава богу, до такого пока далеко, но простой экономическую ситуацию здесь не назовешь. Другая версия – социальная. Чтобы превратить гигант бывшей социалистической индустрии в систему современных предприятий, любому собственнику придется идти на очень непопулярные меры. Разделить на несколько компаний, часть из них закрыть, другие – продать, а третьи – перепрофилировать. При этом,естественно, часть работников придется уволить, часть переучивать и т.д. При этом надо учитывать, что на АВТОВАЗ работает не только весь Тольятти с почти миллионным населением, но, считай, вся Самарская область! Так вот, чтобы сгладить острые углы и избежать в будущем возможных социальных потрясений, дело в свои руки берет государство. Оно не какой-то частник-буржуй и просто так не выбросит на улицу своих работников. «Если упор сделать только на сборку, пришлось бы основательно урезать штат. На это мы не пойдем», – заявил, между прочим, В.Артяков. Есть и третья версия – экономическая. В пресловутом Стабилизационном фонде скопилось огромное количество свободных средств. Почему бы не вложить их в какой-нибудь долгосрочный перспективный проект? Тем более что есть положительный пример Китая – там правительство активно инвестирует госсредства в свой автопром, всерьез рассчитывая на большие дивиденды. Все это лишь предположения; новые руководители АВТОВАЗа своих стратегических замыслов еще не озвучили. Пока известны только слова нового председателя совета директоров Владимира Артякова о том, что «заводу, так давно не видевшему государственной ласки, эта помощь стала жизненно необходима». Других реальных претендентов на предприятие что-то не видно. Иност-132 За рулем 02/2006