156
157
158
ГРУЗОВИКИVOLVO FH13Одним кадром – вся гамма кабин.ЧЕРТОВА СЕРИЯНиколай Мордовцев. Фото: «Вольво тракс»отечественной практике это случилось впервые. Весной обновленный «Вольво-FH» с 13-литровым мотором представили на московской выставке «Комтранс» и только в августе в Гётеборге показали европейским журналистам. Настоящие же тест-драйвы начались в ноябре на юге Испании. Здесь отличные дороги, пробитые в скалах, с затяжными спусками и подъемами. Можно в полной мере опробовать новые двигатели, трансмиссии и тормоза. Испанский маршрут «Вольво» – 200 км от Гранады в сторону Мадрида и обратно. Из десятка автопоездов поездить удалось на пяти – остановки для смены неВтак часты. Однако охвачена вся гамма двигателей: 400, 440, 480 и 520 л.с. Коробки грузовиков одинаковы – электронно-управляемая «механика», 12-ступенчатая I-Shift, даже педали сцепления нет. Знай себе рули, не отвлекайся от дороги. Чтобы создать равные условия и оценить потенциал моторов, полная масса сцепок едина – 40 тонн. Интересно следить за мгновенным расходом топлива: на спусках – ноль, на ровных участках чуть больше 30 – это если идти 80 км/ч, а крутые подъемы требуют 200 литров в пересчете на сотню! Конечно, разница между 400 и 520 л.с. ощутима, особенно при одинаковых главных пе-По сравнению с самым мощным мотором D12 13-литровый прибавил 20 л.с., а момент вырос на 200 Н . м. Поршни – стальные кованые, коренные шейки коленвала остались прежнего диаметра, шатунные увеличены на 7 мм.редачах. Но объединяет эти дизели чистота выхлопа. Именно в угоду перспективным нормам токсичности инженерам «Вольво» пришлось разрабатывать новый 13-литровый двигатель. Однако лить слезы о безвременной кончине семейства D12 не стоит, его оставляют в производстве. Модификация с EGR – рециркуляцией отработавших газов, «задушенная» до 430 л.с., тоже укладывается в новые нормы. Как раз с 12-литровых рядных «шестерок» в 1993 году на «Вольво» началась эпоха электронноуправляемых насос-форсунок, распредвала в единой 24-клапанной головке, компрессионного моторного тормоза VEB и турбокомпаунда. На разработанных позднее двигателях D9А и D16С максимально использовали эти новации и вдобавок перенесли назад приводные шестерни агрегатов и ГРМ. От них же вращаются гидронасосы бетоносмесителей, самосвалов и прочей строительной техники. Поликлиновым ремнем в передней части двигателя опоясаны только водяной насос, вентилятор, генератор и компрессор кондиционера. Кроме того, шведские инженеры утверждают, что «задний привод» уменьшает шум в кабине. Хотя и так на «Вольво» мотора почти не слышно. Новый D13А получил такую же компоновку, но сохранил диаметр цилиндров предшественника D12, а дополнительный литр набрали увеличением хода поршня.156 За рулем 04/2006 За рулем 04/2006 157 ГРУЗОВИКИVOLVO FH13КОРОБКИ I-SHIFT ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯМодель V2412AT V2512AT VО2512AT Крутящий момент двигателя, Н . м 2400 2500 2500 Количество передач 12 12 12 Полная масса автопоезда, кг 44 000 60 000–130 000 60 000СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙМодель Год начала выпуска 1993 1998 2001 2001 2005 Диаметр Рабоцилиндра/ чий ход порш- объем, ня, мм л 131/150 131/150 131/150 144/165 131/158 12,1 12,1 12,1 16,1 12,8 Мощность, Максималь- Нормы кВт/л. с. ный крутя- токсичпри щий момент, ности об/мин Н.м 340–420/ 1400–1800 340–460/ 1400–1800 340–500/ 1400–1800 550–610/ 1550–1750 400–520/ 1400–1800 1700–2000/ Евро I, II 1050–1300 1700–2200/ Евро II 1100–1300 1700–2200/ Евро III 950–1400 2500–2800/ Евро III 900–1500 2000–2500/ Евро III, 1050–1400 IV, VD12AВ коробках, подобных I-Shift, нет синхронизаторов. Умная электроника, выравнивая скорости вращения валов КП, или раскрутит коленвал, или особым тормозом замедлит первичный и промежуточный.D12C D12DКлавишей на джойстике можно перейти от ручного управления коробкой к автоматическому.D16C D13AДисплей подрос и стал понимать восточно-европейские языки.В салоне изменений немного: водительское кресло чуть другое, с электроприводом, два новых цвета обивки – голубой и песочный, новые ящики над ветровым стеклом в кабинах «Глоубтроттер».Расход мочевины – около 6% от объема солярки. В такой же пропорции – размеры резервуаров.На Западе культура веса – не пустые слова. Вот и «тринадцатый» двигатель в сравнении с D12 похудел на 50 кг. Сложнее повлиять на аппетит. Все более совершенным становится электронное управление двигателей «Вольво», вот уже и давление впрыска подняли до 2000 кгс/см2, а потребление солярки уменьшилось всего-то на 3–5%. Но еще 15 лет назад нынешний удельный расход 180–185 г/кВт . ч для серийных дизелей казался почти недостижимым.Нормы Евро IV в Европе вводят с октября 2006 года, Евро V обещают в 2009-м. Стремясь одолеть их, семерка производителей поделилась на два лагеря. ДАФ, ИВЕКО, «Мерседес», «Рено» и «Вольво» решили нейтрализовать окислы азота системой SCR – впрыском раствора мочевины в систему выпуска. Но вместе с тем они совершенствуют рабочий процесс и применяют рециркуляцию. MAN и «Скания» начали именно с этого, наотрез отказываясь применять мочевину. Правда, «Скания» чуть по-шла на попятную, «замочив» в растворе ADBlue свои «восьмерки» (см. статью в этом номере). Среди двигателей «Вольво» D13А наверняка будет самым востребованным в Европе. Уровень Евро III он одолевает без SCR и мощностью может превзойти D12 даже больше, чем заявлено, но на следующие две ступеньки шведы без мочевины забираться не хотят. Поэтому на всех тестируемых автопоездах два бака: большой для солярки и поменьше под ADBlue.Непонятно лишь, почему новый мотор не наделили своей прежней разработкой – турбокомпаундом, как это сделала соотечественница «Скания». Наверняка этим занимаются и со временем мощность новичка поднимут до 600 «лошадей», чем поставят в один ряд с FH16. Еще один прогноз: не пройдет и года, как флагман «Вольво» – FH16 обретет электронно-управляемую КП I-Shift. Раньше на него ставили только 14-ступенчатую «механику», теперь новые «автоматы» по передаваемому моменту вполне соответствуют 16-литровому мотору. На Западе все меньше желающих переключать передачи вручную, поэтому «Вольво» разработала следующее поколение I-Shift. Как и ожидалось, коробки стали легче и компактней, управляющая электроника умнее, со множеством программ настройки, учитывающих уклон дороги и загрузку. Исчезла медлительность переключения, уменьшился шум, возрос КПД. И все это при неизменно высоком ресурсе. Если раньше такие коробки ставили только на магистральные грузовики серии FH12, то теперь даже на самосвалы, лесовозы и австралийские «дорожные поезда» полной массой 130 тонн. Достойное предложение. Значит, еще больше грузовиков «Вольво» с электронными «ящиками» получит прописку в России, ведь более тяжелые условия трудно сыскать.158 За рулем 04/2006