152
153
ГРУЗОВИКИSCANIA С НОВЫМИ МОТОРАМИЕВРО V: ЭМИССИЯ ВЫПОЛНИМАНиколай Мордовцев. Фото: «Скания»Каждый изготовитель дизелей для грузовиков старается уменьшить расход топлива и соблюсти экологические требования, которые становятся все жестче. «Скания», похоже, успешно справляется с этой зада-чей. Она выстроила новое семейство двигателей вокруг общей для всех моторов камеры сгорания, потратив немало денег и времени на отладку рабочего процесса. Теперь у них унифицированные 24-клапанные головки и поршни единогодиаметра – 127 мм. Рядную 9литровую «шестерку» турбодизель DS9 заменят «пятеркой», сохранив объем. Для уравновешивания пришлось установить два балансирных вала в нижней части блока цилиндров. По утверждению шведов, «лишние»узлы не сократят ресурс (обещают два миллиона километров). Шестицилиндровый мотор с унифицированными деталями становится уже 11-литровым, а с увеличенным на 17 мм ходом поршня достигает объема 12 литров.152 За рулем 04/2006 МОДЕЛЬНЫЙ РЯД ДВИГАТЕЛЕЙ SCANIA Рабочий Расположение Нормы объем, л и кол-во токсичности цилиндров 9 Р5 Евро IIIМощность, л.с. при об/мин 230/1900 270/1900 310/1900 230/1800 270/1800 310/1800 270/1800 340/1900 380/1900 420/1900 470/1900 340/1800 380/1800 420/1900 470/1900 420/1900 500/1900 580/1900 500/1900 560/1900 620/1900 500/1800Крутящий момент, Н . м при об/мин 1050/1100–1400 1250/1100–1500 1550/1100–1300 1050/1100–1400 1250/1100–1500 1550/1100–1300 1250/1100–1500 1600/1100–1300 1800/1100–1300 2100/1050–1300 2200/1050–1350 1700/1100–1300 1900/1100–1350 2100/1100–1350 2200/1100–1450 2100/1100–1350 2400/1100–1300 2700/1100-1300 2400/1100–1400 2700/1100–1400 3000/1100–1400 2500/1100–1350Евро IV Евро V 11 Р6 Евро III Евро III 12 Р6 Евро IV Евро V 16 V8 Евро III Евро IV Евро VИнженеры доводили рабочий процесс не один год.В «сканиевской» «восьмерке» сегодня меньше полутысячи «лошадей» не бывает.Уже три года как сняли с производства V-образные 14литровые «восьмерки». Теперь разработали новые моторы V8, и с унифицированными поршнями объем вырос до 16 литров. Благодаря модульной конструкции новое семейство проще обеспечить запчастями и обучить механиков особенностям ремонта. Всего получилось 22 модификации двигателей мощностью от 230 л. с. у «пятерок» до 620 л. с. V-образной «восьмерки».У современных дизелей цикловая подача топлива на холостом ходу почти в 10 раз меньше дождевой капли, и ту для мягкой работы приходится делить на две порции – предварительную и основную, примерно 1:5. Обычный ТНВД так тонко не сработает, только электроника! В отличие от конкурентов – сторонников индивидуальных ТНВД для каждого цилиндра или «коммон рейл», «Скания» хранит верность насос-форсункам. На «пятерках» и «восьмерках» они с давлением впрыска 1800 кгс/см2. У шестицилиндровых давление еще выше – до 2500 кгс/см2. Все новые моторы оснащены рециркуляцией отработавших газов EGR, предварительно охлажденных. Подмешивание их к питаю-щему воздуху снижает температуру цикла и тем самым образование окислов азота – это здорово, но уменьшается концентрация кислорода в камере сгорания – это плохо. Падает мощность, растет расход топлива. Нашлась палочка-выручалочка – турбокомпаунд, давняя разработка «Скании». Часть отработавших газов раскручивает вторую турбину, установленную после турбокомпрессора. Через двухступенчатый редуктор и гидромуфту она возвращает около 50 л. с. на коленвал, в результате мощность и расход остаются на уровне двигателей в исполнении Евро III, а эмиссия соответствует уже Евро IV. Тут есть чем гордиться инженерам «Скании». Ведь конкуренты добиваютсяЕвро IV впрыском раствора мочевины (технология Blue Tech). Евро V планируют ввести с октября 2009 года. В Европе эксплуатация грузовиков, уже сегодня отвечающих будущим требованиям, позволяет получить льготы в налогообложении и дорожных сборах. Без раствора мочевины с Евро V не справиться и «Скании». «Озеленили» мочевиной двигатели V8 и 12-литровую «шестерку». Мощность упала с 470 до 420 л. с. Что ж, транспорт всегда вызывал экологические проблемы. На рубеже XIX и ХХ вв. мэрия Лондона была всерьез озабочена уборкой навоза от множества конных экипажей. Чадящий автомобиль казался тогда спасением от этой напасти…Младший брат в семействе – пятицилиндровый мотор с двумя балансирными валами.На V8 турбокомпаунд пока не пристроили, поэтому энергия ОГ используется только для турбокомпрессора.За рулем 04/2006 153