24
25
26
27
28
30
32
34
РЕПОРТАЖГОНКА ЗВЕЗДТ екстифото : б ри га да « З арулем » 24За рулем 04/2006 ВОЗВРАЩЕНИЕ ХРУСТАЛЬНОЙ ШИНЫ Вмире есть гонки, занимающие особое место в иерархии автомобильного спорта. Одни ведут историю с начала прошлого века, другие сравнительно молоды, но пилоты считают за большую честь стартовать в них. Не только победа здесь престижна, почетно само участие. Таковы европейские «24 часа Ле-Мана», африканский «Дакар», американская «Инди-500». В российском автоспорте таким состязанием, бесспорно, стала зимняя трековая «Гонка звезд» на призы «За рулем». Ее справедливо считают мерилом спортивного мастерства и зрительских симпатий. Несколько поколений советских и российских гонщиков мечтали поучаствовать в споре сильнейших на ледяной дорожке. Имена победителей «Гонки звезд» вошли в историю отечественного автоспорта – их называют сегодня с уважением и трепетом. Не случайно почетными гостями «Гонки звезд» в разные годы были президенты Международной автомобильной федерации француз Жан-Мари Балестр и англичанин Макс Мосли. Другие отечественные гонки такого пока не удостоились.За рулем 04/200625 РЕПОРТАЖ КАК ЭТО БЫЛОГОНКА ЗВЕЗДЖурнал «За рулем» дал старт своей «Гонке звезд» в 1978 году. Многое тогда было впервые. Участников редакция приглашала персонально после тщательного отбора кандидатур. Она предложила и остросюжетную схему с быстротечными заездами – три-четыре круга в зависимости от характера трассы, где результаты определялись по сумме набранных гонщиками очков. Каждый выходил на старт по шесть раз и каждый дважды встречался с каждым! К слову, «зарулевская» система заездов оказалась настолько привлекательной, что со временем стала единой для всех трековых гонок – нынешние чемпионаты и Кубки России проводят в точности так же, как первую «Гонку звезд–78».Ипподром в Раменском в день возвращения «Гонки звезд» с высоты птичьего полета. Что и говорить, праздник удался!Приз за лучшую техническую новинку 2005 года получил глава представительства «Ситроен» в России Франсуа Дэмбен.С самого начала она обрела свои, оригинальные призы. И главным из них (переходящим) начиная с 1984 года стала многим знакомая пурпурная хрустальная шина, сработанная на родине российского хрусталя в Гусь-Хрустальном – в том году гонка прошла на местном озере, собрав на его берегах, можно сказать, весь город. В первые годы масла в горнило гонки ЗР подливало яростное соперничество заводов – Москвы, Тольятти, Ижевска. Оно затихло лишь с приходом в автоспорт непобедимой вазовской «восьмерки» – на нее мало-помалу пересели тогда все гонщики в стране.В программу вернувшейся «Гонки звезд» вошла церемония награждения лауреатов опроса «Гонщик года». Его уже в десятый раз проводил среди спортивных журналистов журнал «За рулем». Главный лауреат 2005 года – чемпион России по кольцевым гонкам 21-летний Виталий Петров из Выборга. Он лучший гонщик страны минувшего сезона.Приз «Открытие года» получил пятнадцатилетний представитель команды «Е-Арт» Евгений Новиков. Лауреат в те дни был на соревнованиях в Италии и не смог участвовать в торжественной церемонии награждения.В ответном слове Евгений Малиновский («Вклад в развитие автоспорта») свои личные заслуги переадресовал инженерам и механикам команды, а журнал поблагодарил за поддержку российского автоспорта.26За рулем 04/2006 ГОНКА ЗВЕЗДГлавный редактор Петр Меньших дает старт возрожденной «Гонке звезд».В отборочной стадии основная борьба шла между «Хондой» и «Ситроеном». «Фольксвагены» японским и французским машинам в этой гонке ничего противопоставить не смогли.За рулем 04/200627 РЕПОРТАЖГОНКА ЗВЕЗДКольцевой и трековый чемпион Александр Сотников был одним из сильнейших и легко пробился в суперфиналы, выиграв в отборочной стадии четыре заезда.Самый молодой участник «Гонки звезд» – 16-летний Тимур Садрединов (№ 3). Он отлично выступил на этапах трекового чемпионата, но в компании опытнейших мастеров был не столь заметен.В 1989-м впервые на «Гонку звезд» пригласили иностранных пилотов: приехали финны на хорошо подготовленных иномарках – их технический перевес оказался слишком явным. А несколько лет спустя – в 1994-м гонка прошла в два этапа – в Ижевске и Москве. И победитель ее – Владислав Штыков первым из советских гонщиков выступал здесь на иномарке – «Опеле-Корса». На этом история, увы, временно оборва-лась – хрустальная шина заняла место в главном кабинете редакции. Сообщение о том, что «За рулем» возрождает свою фирменную «Гонку звезд», было принято на ура. Колеса завертелись! Телефоны редакции месяц разрывались от звонков. Где, когда? Кто поедет? Какие призы? Впору было включать автоответчик: 19 февраля 2006 года, Раменский республиканский ипподром. Главный приз – та самая хрустальная шина.ЧЕГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО«Гонка звезд» вернулась не в первозданном виде, а с интереснейшим дополнением – суперфиналами, где участники стартовали на одинаковых машинах «Лада-Калина». Победил в суперфиналах – победил в гонке. Но сначала все персонально приглашенные на своих машинах откатали в мощной компании трудную программу по таблице «16 заездов, 16 участников». Все выступали на авто-Все как почти тридцать лет назад: шесть гонщиков и шесть машин на ледяной дорожке. Только и гонщики, и машины совсем другие. А вот соперничество, как и тогда, напряжено до предела.28За рулем 04/2006 РЕПОРТАЖГОНКА ЗВЕЗДСергей Успенский (слева) – один из немногих, кому удалось выиграть «зарулевскую» гонку дважды. На этот раз многократный чемпион страны по ралли и треку попал под жесткий прессинг молодежи.мобилях группы N-1600: «Ситроен-Саксо», «Хонда-Сивик», «Фольксваген-Поло», «Ситроен-С2». Редакция пригласила и других звезд: героев «Дакара» Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова, призера гонок чемпионата FIA GT Алексея Васильева, лучшего гонщика России 2005 года Виталия Петрова. На старте мы их, увы, не увидели. По одной, можно сказать, причине – не оказалось, как они сообщали, подходящей техники.Ничего не попишешь – за минувшие десять с лишним лет многое изменилось. Времена, когда все наши асы зимой и летом выступали на одинаковых «восьмерках», ушли безвозвратно. Сегодня гоночную моду диктуют иномарки и добиться равных условий на разных машинах еще труднее, даже если они и подготовлены в рамках одного технического регламента. К примеру, у «Хонды-Сивик» от рождения есть небольшое преимуществонад «коллегами» по группе N-1600 – регулируемые фазы газораспределения (VTEC). У других что-то свое. И все же журнал нашел возможность уравнять шансы сильнейших – договорился с АВТОВАЗом (скажем ему большое спасибо), и тот предоставил шесть одинаковых «калин», подготовленных спортивным департаментом завода (двигатель 1,4 л, около 110 л. с., каркас безопасности, максимальное облегче-Гость «Гонки звезд» – двукратный чемпион мира в гонках спортпрототипов, экс-пилот формулы 1, участник «Инди-500» и «24 часов Ле-Мана» Винченцо Соспири (слева). Итальянец живо интересовался событиями на трассе и дал увиденному высокую оценку. Двукратный чемпион по трековым гонкам Алексей Дудукало (№ 16) всю отборочную программу откатал по-чемпионски, набрав наибольшее количество очков. В суперфиналах на одинаковых «калинах» ему тоже не было равных: три заезда – три победы!30За рулем 04/2006 РЕПОРТАЖГОНКА ЗВЕЗДПредоставленные АВТОВАЗом для суперфиналов одинаковые «калины» на 1600-метровом треке успешно дебютировали: ни одна в ходе заездов не оплошала.ние кузова). Заметим, такой серийный хэтчбек ВАЗ-1119 в продажу еще не поступал, так что зрелище только по одной этой причине стало уникальным.ЧТО ЕЩЕ БУДЕТПод стать накалу гонки с суперфиналами на «калинах» были и призы: победителю, помимо вернувшейся знаменитой хрустальной шины, полагался «Ситроен-С2». Впрочем, трудно сказать, что в данномслучае дороже для мастеров такого класса – сама победа или ее материальное выражение. Но, наверно, пора взглянуть на гонку не только со спортивного ракурса. Весьма примечательно: новый председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимир Артяков, приехавший на «Гонку звезд», прежде всего хотел услышать от победителя – Алексея Дудукало ответ на вопрос: как «Калина»? Не гонка, не результат, не приз – каков ав-томобиль! Если хотите, в этом примета времени. Старый неповоротливый автопром уходит со сцены. Его ждет коренная ломка, и прежде всего на ВАЗе. Не забудем еще, что в Питере строит завод «Тойота», в Подмосковье осваиваютГостем «Гонки звезд» был председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимир Артяков: «Автоспорт – это двигатель прогресса в автомобилестроении, и мы поддержали инициативу журнала «За рулем» возродить «Гонку звезд». Мы предоставили шесть ВАЗ1119 для суперфиналов и не ошиблись – заезды на «калинах» стали настоящим венцом соревнований. И это нам очень приятно. Надеюсь, что вернувшаяся «Гонка звезд» будет и дальше развивать славные традиции отечественного автоспорта.Гонщики, как и подобает, бережно обращались с «калинами», но какая же трековая гонка без контакта!32За рулем 04/2006 РЕПОРТАЖГОНКА ЗВЕЗД«ГОНКА ЗВЕЗД-2006» НА ПРИЗЫ ЖУРНАЛА «ЗА РУЛЕМ», ИТОГИ1. Алексей Дудукало (Москва, «ЛУКойл Рейсинг»); 2. Владимир Черевань (Орел, «Канопус Вилс»); 3. Александр Сотников (Курск, «Динамо Автоспорт»); 4. Рустем Минниханов (Казань, СК «Тимерхан»); 5. Антон Маркин (Москва, «Динамо Автоспорт»); 6. Николай Агапов (Раменское, «Динамо Автоспорт»).ПОБЕДИТЕЛИ «ГОНКИ ЗВЕЗД» (1978–1994)1978 Анатолий Козырчиков (Москва, «Москвич-412») 1979 Владимир Гольцов (Ижевск, «Москвич-412-ИЖ») 1980 Валерий Сажин (Тольятти, ВАЗ-21011) 1981 Александр Грайф (Ижевск, «Москвич-412-ИЖ») 1982 Николай Больших (Москва, ВАЗ-21011) 1983 Николай Бахмуров (Тольятти, ВАЗ-21011) 1984 Николай Больших (Москва, ВАЗ-21011) 1985 Не проводилась 1986 Виктор Козанков (Москва, ВАЗ-21011) 1987 Борис Маслов (Тольятти, ВАЗ-2108) 1988 Борис Маслов (Тольятти, ВАЗ-2108) 1989 М. Хиетинен (Финляндия, «Фольксваген») 1990 Юрий Боровиков (Тольятти, ВАЗ-21083) 1991 Сергей Успенский (Москва, ВАЗ-21083) 1992 Николай Мезенцев (Тольятти, ВАЗ-21083) 1993 Сергей Успенский (Москва, ВАЗ-21083) 1994 Владислав Штыков (Москва, «Опель-Корса»)Хрустальная шина спустя 12 лет нашла нового обладателя на текущий год – Алексей Дудукало из команды «ЛУКойла» выиграл все три суперфинальных заезда. На «подиуме» и «Ситроен-С2» – подарок журнала «За рулем» победителю возрожденной «Гонки звезд».РЕЗУЛЬТАТЫ ОТБОРОЧНЫХ ЗАЕЗДОВ1. Алексей Дудукало («ЛУКойл Рейсинг», «Хонда-Сивик») – 26 очков; 2. Александр Сотников («Динамо Автоспорт», «Ситроен-Саксо») – 25; 3. Владимир Черевань («Канопус Вилс», «Хонда-Сивик») – 22; 4. Рустем Минниханов (СК «Тимерхан», «Хонда-Сивик») – 19; 5. Антон Маркин («Динамо Автоспорт», «Ситроен-Саксо») – 19; 6. Николай Агапов («Динамо Автоспорт», «Ситроен-Саксо») – 17; 7. Сергей Успенский (URT, «Ситроен-Саксо») – 15; 8. Борис Шульмейстер («Корус Моторспорт», «Хонда-Сивик») – 15; 9. Виктор Шайтар («Канопус Вилс», «Хонда-Сивик») – 14; 10. Сергей Крылов («Спорт-Гараж», «Фольксваген-Поло») – 13; 11. Тимур Садрединов («Laros Рейсинг», «Ситроен-Саксо») – 13; 12. Валерий Павлов («Корус Моторспорт», «Хонда-Сивик») – 13; 13. Владимир Лабазов («Спорт-Гараж», «Фольксваген-Поло») – 7; 14. Александр Орловский («Спорт-Гараж», «Фольксваген-Поло») – 7; 15. Дмитрий Нарышкин (URT, «Ситроен-С2») – 5; 16. Евгений Аксаков (Red Wings, «Ситроен-С2») – 5; 17. Андрей Романов («Канопус Вилс», «Хонда-Сивик») – 3; 18. Илья Буренко («Forza Спорт», «Хонда-Сивик») – 1.стройплощадку для «Фольксвагена», что пришли уже со своими инвестициями «Форд», «Шевроле», «Рено» и выпускают здесь автомобили. А каждый, кто таким образом становится частью российского автопрома, кровно заинтересован представить свои марки в лучшем виде через автоспорт, через гонки. Так что не будем удивляться, если через год почин АВТОВАЗа, выставившего в финал нашей гонки шесть новых «калин», подхватят его соперники и мы будем аплодировать «чужим» маркам. Сегодня в российский автопром понемногу пришла здоровая конкуренция «своих» и «чужих», открытое соперничество, и возрождение «Гонки звезд» оказалось как нельзя кстати. Ну а что, если сравнить на ледовой трассе наших гоночных звезд с зарубежными, да на одинаковых машинах? Почему бы не помечтать? Ведь ив возвращение «Хрустальной шины» мало кто верил.На «Гонку звезд-2006» компания «Бош» учредила специальные призы. Отделение «Диагностическое оборудование» наградило профессиональным пусковым устройством механиков команды «Корус» за восстановление машины Валерия Павлова, а отделение «Блаупункт» отметило призеров комплектами динамиков.34За рулем 04/2006