300
301
302
303
БЕЗОПАСНОСТЬРЕФОРМА ГАИ ПО-БЕЛОРУССКИпроблемные места», и предлагать, что можно сделать, чтобы их ликвидировать – резко сократить нарушения и ДТП. Все это – отнюдь не наше местное «ноу-хау», так во всем мире. Куда труднее было приучить водителей к мысли, что наказание за нарушение неотвратимо. Любое! Взять ту же ситуацию с пешеходами… …Это чистая правда! В Минске я, можно сказать, не задумываясь переходил улицу и там, где есть переход, и там, где его нет – водители меня все равно пропускали. – Так ведь у нас не пропустить пешехода – самое злостное нарушение, – поясняет А. Сверчинский. – Карается оно оперативно и четко. Базовая величина тарифа за правонарушение (БВ) 29 000 рублей (примерно 390 российских – М.П.). Не пропустил пешехода – штраф 0,3–2 БВ (117–780 рублей). При этом есть и коэффициенты. Они могут заметно утяжелить сумму – до 20 раз, в зависимости от ситуации (несколько нарушений, создал аварийную обстановку и т.д.). Между прочим, если водитель не пропустил кого-то на пешеходном переходе, его могут вообще лишить прав на год! Список «лишенческих» статей белорусского КоАПа довольно внушительный. Как иу нас, в Белоруссии лишают прав за управление транспортом в нетрезвом состоянии, передачу управления пьяному водителю и отказ от освидетельствования (до трех лет!). Если попался на том же самом повторно – можно о правах забыть надолго. Страшилки, скажете? Можно, наверное, как у нас, «договориться» с инспектором, ведь вышли-то мы из одного Союза? Но руководители ГАИ РБ уверяют: им удалось изменить ситуацию в корне. – У нас всех новых инспекторов при приеме на работу обязательно ведут на «экскурсию» в республиканскую тюрьму, где содержат бывших сотрудников милиции, в свое время попавшихся на взятке. Это здорово отрезвляет! – усмехается Александр Сверчинский. – Сейчас таких случаев немного, но если уж поймали за руку – на суде обязательно будет все подразделение, где служил мздоимец. Тоже многому учит… Забегая вперед, скажу, что слова офицера ГАИ подтверждают минские водители. На мой вопрос: «А можно у вас пройти техосмотр за деньги?» – таксист посмотрел на меня как на ненормального. «Это еще поискать надо такого дурня, что согласится за несколько десятков долларов в петлю лезть»... Оказывается, с февраля этого года ГАИ Белоруссии не имеет отношения к проведению ТО – ныне это прерогатива компании «Белтехосмотр». На всей территории страны действуют 152 станции, уполномоченные Минтрансом республики проводить техосмотр. Стоимость его для легкового автомобиля, независимо от формы собственности, – 19 500–20 700 бел. руб. (око-ИГРА ПО ПРАВИЛАММаксим ПриходькоВнаследство от распавшегося пятнадцать лет назад Варшавского договора, а вслед за ним и Союза всем входившим туда государствам досталось одно общее образование – госавтоинспекция. Это была, наверно, самая многочисленная в мире дорожная полиция и при том самая неэффективная, если судить хотя бы по количеству ДТП. Каждая из этих стран в течение многих лет пыталась службу реформировать. Кому-то качественные изменения удались, комуто, в том числе и нам, хвастать нечем. Мы уже рассказывали, как проходили реформы в этой области в Польше и на Украине. А как обстоят дела у наших ближайших соседей – в Республике Беларусь?ЭКСКУРСИЯ… В ТЮРЬМУ…Ловлю такси в Минске, называю адрес управления Госавтоинспекции РБ. – Что, парень, наделал делов? – в вопросе таксиста неподдельное сочувствие. После краткого объяснения – мол, я журналист из России, приехал писать статью – он разрешает: – Давай пиши… Сам видишь, у нас ездить можно, не то что у вас…Действительно, движение по улицам белорусской столицы плотное, но совсем не такое «экстремальное», как в Москве. Поток плавно движется от светофора к светофору, никто нагло не пытается обогнать по «встречке» или проскочить на мигающий «желтый»… Однако, по рассказам местных водителей, так было далеко не всегда. Как водится, «базис», доставшийся в наследство, не радовал: в начале XXI века, в 10миллионной Белоруссии ежегодно составляли более 4 миллионов протоколов об административных правонарушениях на дорогах. Сколько еще оплачивалось на месте – не знает никто. Пресловутые сержанты ДПС еще «советского разлива», как ив России, исправно «кормились» при вверенной им дороге. Сейчас их власть закончилась. Как шли реформы, вспоминает Александр Сверчинский, начальник отдела дорожно-патрульной службы Управления Госавтоинспекции РБ. – Первым делом избавились от пресловутых сержантов. Теперь в ГАИ служат только офицеры. Запретили мелочные придирки и внедрили «метод участковых». Каждый из них должен четко представлять, где «на его земле300 За рулем 04/2006 РЕФОРМА ГАИ ПО-БЕЛОРУССКИло 270 руб. РФ). Именно станции, а не ГАИ, осуществляют контроль за техническим состоянием и выдают заветный талончик. – А что же осталось вам? – поинтересовался яу Александра Сверчинского. – Нам? Забота о безопасности на дороге. Наказать же – не самоцель, цель – предупредить ДТП. Между прочим, и для этого недавно здесь изменили правила обучения в автошколах. Курс обязательного практического вождения составляет теперь 40 часов, в том числе, независимо от времени года, занятия на скользком покрытии. В курс включены психологический тренинг и отработка умения буксировать автомобиль (!). Бич российских городов – маршрутные такси, согласно последним изменениям в белорусских правилах, могут двигаться только по крайней правой полосе, и борьбу с лихачами за рулем маршруток ведут нешуточную – от лишения прав самих водителей до отзыва лицензий у компаний-перевозчиков. Кстати, о любом гаишном рейде страна узнает загодя, из сообщений СМИ («Мы, конечно, поймаем меньше нарушителей, но предупредим больше нарушений»). Так что не зря белорусы к Европе ближе нас – они из опыта соседей взяли самое лучшее… Говорят, часть из них нашла отражение в указе. А у нас, в демократической стране, последние изменения появились в одной лишь газете всего за три дня до вступления их в силу… Одно из самых обсуждаемых в республике новшеств касалось требования об остановке автомобиля. Сделать это, как и раньше, могут сотрудники ГАИ «путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения на транспортном средстве оперативного назначения маячка красного цвета». Но теперь такое право получили все милиционеры, военнослужащие, таможенники, фининспекторы, транспортные инспекторы и даже сотрудники государственной инспекции охраны животного и растительного мира! При этом, однако, они должны быть обязательно в форме и «использовать для подачи сигнала диск с красным сигналом». Более того, «в темное время суток вне населенного пункта рядом с указанными лицами должно находиться транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком», причем такое право предоставляется им «только для осуществления возложенных на указанные органы функций». Насколько я понял, с введением этого пункта фактов произвола людей в форме пока зафиксировано не было. …На вокзал в Минске меня вез словоохотливый пожилой таксист. Долго выспрашивал, как у наших водителей складываются отношения с ГАИ. А потом рассказал, что, когда в январе в стране стояли тридцатиградусные морозы, экипажи ГАИ разыскивали по трассам сломавшиеся машины, вызывали эвакуаторов, а в ожидании поили водителей и пассажиров горячим чаем (!)… И подытожил: «У нас ездить можно, у нас порядок…» …Рано утром, выйдя из вагона поезда, я через пару минут по инерции, не глядя, шагнул на пешеходный переход у Белорусского вокзала. И тут же получил свое от московского таксиста: «Ну, куда прешь, идиот?». Правда, куда это я? Я же домой приехал, в Москву...ПО УКАЗУ ПРЕЗИДЕНТАВ Европе белорусскую власть обвиняют в авторитаризме. Формально можно поставить в упрек и то, что все изменения в Правилах дорожного движения в РБ утверждает лично Президент. Вот и последние изменения появились в конце прошлого года – 28 ноября Президент РБ А.Лукашенко подписал указ № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения». Но нельзя при этом не сказать, что, прежде чем стать законом, изменения в виде проекта были вынесены на всенародное обсуждение и за полгода поступило более 1,5 тыс. предложений от граждан, общественных объединений, ведомств и т.д.НАКАЗАНИЯ ЗА НЕКОТОРЫЕ НАРУШЕНИЯ ПДД В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ*Нарушения ПДД Управление незарегистрированным ТС/без техосмотра Непристегнутые ремни безопасности, езда без шлема Превышение скорости более чем на 30 км/ч Превышение повторно в течение года скорости более чем на 20 км/ч Проезд на запрещающий сигнал Проезд ж/д переезда на запрещающий сигнал Выезд на полосу встречного движения Непредоставление преимущества пешеходам, велосипедистам Нарушение правил остановки/стоянки Не остановился по требованию сотрудника Управление ТС в нетрезвом состоянии Наказания, бел. руб. предупреждение/0,2–1 БВ (5800–29 000) предупреждение/0,2 БВ (5800) 3 БВ (87 000) 3–10 БВ (29 000–87 000) или лишение прав сроком от 6 до 12 мес. предупреждение/0,3–2 БВ (8700–58 000) 1–3 БВ (29 000–87 000) предупреждение/0,3–2 БВ (8700–58 000) предупреждение/0,3–2 БВ (8700–58 000) 0,1–0,5 БВ (2900–14 500) 0,5–5 БВ (14 500–145 000) 5–20 БВ (145 000–580 000) или лишение прав на 12–36 мес.* Если в России штрафы привязаны к некоему МРОТу, величина которого составляет 100 рублей (в пересчете на белорусские рубли – 7450 руб.), то в Белоруссии за точку отсчета принята некая «базовая величина» (БВ), равная сегодня 29 000 бел. рублей (примерно 390 российских). Разница четырехкратная, при том, что средняя зарплата в РБ примерно в четыре раза ниже, чем в РФ! Для справки: курс российского рубля к белорусскому – 1:74,5. БЕЗОПАСНОСТЬСЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ЗРДЕЛО О «ЛЕВОМ» ЗНАКЕСе р ге йВолгинОрганизовать нормальное движение в том или ином пункте могут не только сотрудники ГИБДД, но и рядовые граждане. Причем на вполне законных основаниях. Вообще-то знаки на дорогах не могут появляться просто так. Установка каждого – это целая процедура, и по правилам начинается она с изучения дорожной ситуации – статистики нарушений ПДД и дорожно-транспортных происшествий в данном месте. Только после этого направляется «представление о необходимости установки тех или иных технических средств организации дорожного движения» (так по-научному называются знаки, светофоры, дорожные ограждения и т.п.). Затем следует согласование, в котором задействован ряд органов власти. Часто даже непросто выяснить, какой именно отдел и какого учреждения отвечает за ту или иную улицу. Зная все это, мы сразу обратились в Управление ГИБДД ГУВД г. Москвы. Пусть там разберутся и ответят. Контроль за правильностью и своевременностью установки знаков возложен на соответствующее подразделение ГИБДД. В обязанности каждого сотрудника ГИБДД, согласно «Наставлению по дорожно-патрульной службе», входит контроль и за установленными знаками. Увы, у инспекторов часто руки до этого не доходят… Вот мы и решили им помочь. На свет появилось наше заявление (приводим его с сокращениями):ВНЕЗАПНЫЙ «КИРПИЧ»Еще летом прошлого года в центре Москвы изменили организацию дорожного движения – многие улочки превратили из двусторонних в односторонние и наоборот. Поначалу, конечно, это вызывало неудобства, но потом привыкли. Трудно сказать, как это повлияло на официальные причины нововведений – дорожную и экологическую ситуацию, но пробираться к редакции ЗР в Селиверстовом переулке стало сложнее. Если заезжать со Сретенки, приходится объезжать целый квартал. Правда, можно проехать через Садовое кольцо, для чего сперва повернуть направо в Ананьевский переулок. Однако в один из дней здесь появился знак 3.1 «Въезд запрещен». Поначалу мы решили, что это очередная попытка гаишников как-то справиться с вечными заторами в районе Сухаревской площади. Удивляло только – с Садового кольца знака вовсе не было видно. Лишь после того, как свернешь направо, можно его разглядеть. И что делать дальше? Ананьевский переулок узкий, в начале его плотно стоят машины, приезжающие к двум солидным банкам, – развернуться невозможно. Сдавать назад к Садовому кольцу, где беспрерывный поток машин? Словом, все проезжавшие этот перекресток водители просто «не замечали» этот знак. Благо гаишников здесь замечено не было. Как свидетельствует наша почта, подобное не редкость: редакция завалена письмами с жалобами читателей на неправильно, по их мнению, установленные дорожные знаки или плохую организацию движения. Вот мы и решили сами, что называется, на собственном опыте, пройти через процедуру «от и до» – попробовать убрать знак, явно мешающий движению. Мы не знали, законно ли установлен «кирпич» или это чья-то «личная инициатива», поэтому начали с того, что написали заявление с просьбой проверить законность появления знака 3.1 в Ананьевском переулке.«УГИБДД ГУВД г. МосквыЛетом 2005 года была изменена организация дорожного движения в районе станции метро «Сухаревская»… Однако около месяца назад в Ананьевском переулке со стороны Садового кольца был установлен знак 3.1 «Въезд запрещен». При этом знак установлен на стойке, практически на территории стоянки банка, на расстоянии более пяти метров от места пересечения Ананьевского переулка и Садового кольца. Таким образом, его можно заметить только после того, как сделаешь правый поворот с Садового кольца в Ананьевский переулок. Развернуться и выехать обратно на Садовое кольцо реальной возможности нет из-за узкой проезжей части. В результате большинство водителей вынуждены проезжать вперед, нарушаяРЕДАКЦИЯ ЗАВАЛЕНА ПИСЬМАМИ С ЖАЛОБАМИ ЧИТАТЕЛЕЙ НА НЕПРАВИЛЬНО, ПО ИХ МНЕНИЮ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ ИЛИ ПЛОХУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ДВИЖЕНИЯ.Рисунок: Сергей Савилов302 За рулем 04/2006 СЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ЗРФевраль 2006-го. Тот самый знак…А с Садового кольца его и вовсе не видно!требования запрещающего знака. Кроме того, существенно затруднился проезд к переулкам Селиверстов, Просвирин и Ащеулов, расположенным в этом районе. В связи с изложенным прошу проверить законность установки данного знака в Ананьевком переулке, о чем уведомить в установленном порядке». Подписал письмо один из сотрудников редакции, что, впрочем, несущественно – это мог быть любой гражданин; главное – указать свои паспортные данные.А ЛАРЧИК ПРОСТО ОТКРЫВАЛСЯ!Формально ответ мы должны были получить в течение месяца – такой срок установлен законом для рассмотрения подобных заявлений от граждан и организаций. Но реакция последовала гораздо быстрее. Не прошло и десяти дней, как мы неожиданно обнаружили – знак-то исчез! Сначала даже подумали, что убрали его местные жители-автовладельцы, так он им надоел, но наши сомнения развеял звонок из управления ГИБДД УВД Москвы. Сотрудница информировала нас: в результате проведенной проверки установлено, что знак поставлен самовольно. Никаких согласований с управлением ГАИ по этому поводу не было и вообще никаких заявок на установку знака не поступало! Вот только найти авторов этой самодеятельности так и не удалось. На прощание девушка сказала: «Если что – пишите нам! Разберемся!»Такой исход дела нас вполне устроил. Просьба не осталась без внимания, и решение оказалось вполне цивилизованным. Из чего следует: любой наш читатель вправе, если, по его мнению, на каком-то участке дороги неверно (или незаконно) организовано дорожное движение, обратиться в местную ГИБДД с заявлением-просьбой устранить нарушение. Если его предложение не будет принято, то по крайней мере он получит разъяснение, почему движение здесь организованно так, а не иначе. Игнорировать такое обращение ГАИ не будет. В случае, если ответа нет, заявитель всегда может обратиться в вышестоящую ГИБДД или в суд. P.S. Недавно, тоже совсем недалеко от редакции, на пересечении Большого и Малого Харитоньевских переулков (со стороны Малого) появился знак 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением», при том, что на самом Большом установлены знаки, разрешающие движение в обе стороны! Или другой пример: при строительстве элитного дома на ул. Б. Каменщики строители «отрезали» кусок параллельной улицы – М. Каменщики. На месте временного объезда уже три (!) года стоит на временной же опоре «кирпич», который, естественно, игнорируют все водители, лишенные подъезда к собственным домам. На картах города никаких изменений в отношении этих улиц нет! И здесь надо разбираться. Что же – разберемся: порядок действий уже известен...