292
293
ТЮНИНГАКУСТИКАбольшем охвате полосы воспроизводимых частот. Основное местожительство коаксиальной акустики – все те же штатные места, но наиболее дорогих представителей этой «породы» можно встретить ив серьезных проектах – с изготовлением подиумов и прочими хитростями. Следующая вариация на тему акустики – компонентная, наиболее распространенная среди неравнодушных к звуку автолюбителей. Диапазон воспроизведения – так же как иу «коаксиалов» – разбивается на несколько частей. Здесь все те же кроссоверы, но динамики при этом выполнены не в единой конструкции, а по отдельности – компонентами, которые уже не «мешают» друг другу (например, высокочастотники не стоят на пути распространения волн низкочастотниками). Но у такого решения есть и минус: «коаксиал» играет «из одной точки», а компонентная акустика – так, как ее установят. Отсюда вывод: динамики должны находиться по возможности ближе друг к другу и особенно это актуально для средне- и высокочастотников вНЕ ПРОИГРАТЬ…Де нисЧиликинТак уж сложилось: для начинающего «автозвуколюбителя» при выборе музыкальной системы главное – это головное устройство! В общем, такое легко объяснить: ведь кажется, что именно от него в основном зависят возможности и звучание системы. К сожалению, это не так: непременно нужно уделить внимание и акустике. О ней мы сегодня и поговорим. Самая простая акустика рассчитана на так называемый звуковой «фон» в автомобиле. И вправду, если вы слушаете новости по радио, зачем лишние траты? Вполне возможно, хватит даже самых простых широкополосных динамиков. Их диапазон воспроизведения частот не подарит ни глубокого баса, ни поистине высоких частот, но у не слишком требовательных к музыке все это явного отвращения не вызовет. Кстати, в большинстве машин та-кие динамики могут быть установлены уже на заводе. Если двигаться вверх по ценовому диапазону, то следующая акустика – коаксиальная. В конструкции таких динамиков на самом деле… несколько! Диапазон воспроизведения разбивается на области – каждую «подчиняют» своему собственному динамику. В качестве «разделителей» электрического сигнала применяют специальные фильтры (кроссоверы), а уж дальше – каждому динамику свое. У более серьезных моделей кроссовер может быть в отдельном корпусе, а на моделях попроще иногда вообще обходятся конденсатором (самый простой фильтр) на корпусе динамика. Правильно подобранные компоненты фильтра играют немалую роль в звучании акустики в целом. Преимущество коаксиального динамика перед широкополосным – вКомпонентная акустика от DLS. Устанавливать такие трехполосники по принципу «куда влезет» некорректно: подобная акустика рассчитана, главным образом, на профессионалов. Без них акустика может «обидеться» и проиграть более дешевой.ЧЕМ БОЛЬШЕ ПОЛОС, ТЕМ ЛУЧШЕ?Создание динамика, который бы мог играть во всем слышимом диапазоне частот без явных провалов и всплесков (равномерная АЧХ), было бы, пожалуй, идеальным решением, но такое пока невозможно. Зато есть динамики, которые «порядочно» себя ведут в «своей» области частот – поэтому приходится изощряться. Идея разделить электриче-ский сигнал кроссовером и заставить каждый динамик играть свое – логична. В итоге получается система, работающая в большем диапазоне частот, нежели каждый динамик по отдельности. Все бы хорошо, но сама область частот, где происходит «состыковка», страдает неравномерностью АЧХ. В двухполосной системе такой переход один, а в трехполосной – уже два. Потому не во всех случа-ях трехполосные окажутся предпочтительнее. В коаксиальной акустике есть еще проблема: конструкция из нескольких твиттеров может сильно перекрывать основной низкочастотник, что не лучшим образом отражается на звучании. Получить большее за меньшее деньги – весьма привлекательно, и производители иногда этим пользуются.292 За рулем 04/2006 трехполосной системе. Немалую роль в формировании звуковой сцены берет на себя высокочастотный динамик. Благодаря небольшим размерам его положение варьировать несложно, и если оно удачно, будет казаться, что вся акустика расположена вверху. Знаете ли, слушать музыку «из-под Широкополосный динамик от Pioneer. Благо- ног» не очень здорово…даря технологии с использованием двойного диффузора заметно улучшились показатели по высоким частотам в сравнении с обыкновен- РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ? ным «широкополосником». Значительное число монтажных отверстий поможет произвести Чтобы воспроизводить более низкие частоты установку максимально быстро и просто. (глубокий бас), понадобятся динамики с боль-Штатные места для установки акустики в автомобиле редко подобраны в расчете на правильное расположение динамика. Коаксиальная акустика от Lightning Audio располагает поворотно-ориентируемым твиттером: в ряде случаев он несколько исправит ситуацию.Основное местожительство динамиков типоразмера 6х9 дюймов – задняя полка автомобиля. Но – важный момент: в большинстве случаев эта полка не обладает необходимой жесткостью. Требуется дополнительно усилить ее или заменить иной конструкцией.Для этого сабвуферного динамика не понадобятся хитроумные ящики. Он может работать просто «на объем багажника» (free-air). Установка таких динамиков производится либо в усиленную заднюю полку, либо за сиденьем с выходом в салон через лючок для перевозки длинномеров. Изолировать объем багажника от объема салона – обязательное требование.шой площадью диффузора. Такая зависимость чем-то напоминает хорошо известное: мощность двигателя автомобиля в ряде случаев пропорциональна рабочему объему. Таким образом, для воспроизведения баса установка вперед 16–17-сантиметровых динамиков будет предпочтительнее, чем «младших братьев». Правда, для звучания в области самых низких слышимых частот и их окажется недостаточно, не говоря про варианты «13 и 10 см». Выход – установка сабвуфера (он будет отлично дополнять область воспроизведения самых низов), но это на порядок увеличит стоимость системы! Практически любой динамик, работающий в области средних и низких частот, подразумевает и конкретное акустическое оформление, грубо говоря – ящик. Ситуация в чем-то схожа с пружинами и амортизаторами в автомобиле: роль последних в данном случае принимает на себя объем ящика. К примеру, динамики размером 6х9 дюймов неплохо справляются с басом – желание «воткнуть» их в переднюю дверь вполне разумно. Но тут вас подстерегает как раз та самая неприятность с объемом, на который они играют. «Овалы» обычно вставляют в заднюю полку, а это – работа «на объем багажника». В данном случае его можно считать бесконечно большим (это уже сотни литров), а вот дверь значительно меньше (чуть ли не в 10 раз) – это уже ящик. Так что, если необходимого баса не окажется, удивляться особо нечему. Динамики же типоразмера «10, 13, 16 см» и т.п. в большинстве своем рассчитаны именно на объем, эквивалентный двери или даже более маленький. Но наряду с общими тенденциями бывают исключения. Рекомендации по объему зачастую можно найти либо на коробке, либо высчитать по параметрам Тиля-Смола (но об этом – в другой раз). Автомобильный звук нынче в моде. И для действительно сногсшибательного результата может потребоваться сумма, превышающая стоимость автомобиля. Потому самый верный способ – послушать то, что собираешься приобрести. И не бойтесь экспериментировать.