358
359
АВТОСАЛОНРЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙИНТЕРВЕНЦИЯРынок новых автомобилей в России меняется на глазах. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в РФ за последний год продажи иномарок выросли почти на 50%, а в нынешнем году доли иностранных и отечественных производителей скорее всего сравняются.В ладимир Са лмин САМЫЕ ПРОДАВАЕМЫЕ МОДЕЛИ В РОССИИ (ИНОСТРАННЫЕ БРЕНДЫ), шт.*Место, модель 2005 2004 % Цена базовой модели, $ 11 080 11 720 14 490 8200 10 900 17 400 15 650 10 440 6400 29 800ВПЕРЕДИ ИМПОРТВсего в России за 2005 год (с учетом произведенных в РФ) реализовано 606 692 новые иномарки. При этом десять компаний-лидеров продали машин больше, чем годом ранее все западные автопроизводители вместе взятые. Скачок продаж эксперты объясняют ростом покупательской способности населения, расширением кредитных программ со снижением ставок по кредитам и наращиванием производства иностранных машин в России. В целом продажи всех легковых автомобилей, по данным PricewaterhouseCoopers (PWC), увеличились в стране на 7%, а в долларовом выражении – на 22%. Объем продаж превысил 1,7 млн. штук и достиг $22 млрд. (три года назад на покупку легковых машин было потрачено вдвое меньше – $10,7 млрд.). Тем не менее партнер PWC Стенли Рут считает, что рост автомобильного рынка в России замедляется, хотя он и остается одним из самых динамичных в мире. По-прежнему наиболее интенсивно рынок насыщается импортом новых машин (46%). А вот продажи иномарок российского производства, по данным того же PWC, увеличились лишь на 15% (примерно до 150 тыс. штук). Ввоз подержанных авто остался преж-ним – на уровне 320 тысяч, но вырос в ценовом значении на 14%. Сказалось повышение пошлин. По мнению Стенли Рута, уже с этого года импорт подержанных автомобилей ослабеет вследствие притока машин с внутреннего рынка, купленных в России новыми. Отечественный автопром произвел за это время на 5% меньше легковых, чем годом ранее (примерно 840 тыс.), и, по мнению Валерия Тараканова, генерального менеджера по стратегическому маркетингу группы «Рольф», падение продолжится и дальше. Цены же на них при этом выросли на 11%, тогда как средняя цена на импортный автомобиль снизилась на 7% (увеличился ввоз более дешевых моделей) и составляет теперь $25 000.«БЮДЖЕТНИКИ» НАБИРАЮТ ОБОРОТЫЛидер рынка среди иностранных производителей – «Хёндэ». Автомобили этой марки, считают российские покупатели, одни из лучших по соотношению качества и цены. Заветный рубеж в 100 тыс. проданных авто вслед за «Хёндэ» в этом году, по всей видимости, преодолеет и «Форд» (его план – 102 тыс. машин, из которых 60 тыс. произведут во Всеволожске). Американская компания таким образом обгонит свою соперницу «Тойоту», чей завод в России заработает лишь в 2008 году. Среди лидирующих и компания «Мицубиси». На европейском рынке она выглядит весьма скромно, а ее высокие позиции в российском рейтинге во многом определяет дилер – группа компаний «Рольф», которую на-1 (1) Chevrolet Niva 2 (2) Ford Focus 3 (5) Mitsubishi Lancer 4 (3) Daewoo Nexia 5 (4) Hyundai Accent 6 (6) Toyota Corolla 7 (7) Nissan Almera 8 (8) Hyundai Getz 9 (9) Daewoo Matiz 10 (10) Toyota Camry44 059 53 886 39 774 28 059 39 195 17 502 35 175 25 280 32 741 20 031 22 442 12 973 21 822 12 853 15 178 11 128 13 448 10 118 12 860 9797- 18 42 124 39 63 73 70 36 33 31* Без учета машин китайского производства. В скобках – место, занимаемое в 2004 г. Источник: PricewaterhouseCoopers.зывают самой динамичной на отечественном авторынке (19% продаж новых авто, оборот $2,3 млрд.). «Рольф» успешно продает «Хёндэ», «Форд», «Мазду» и «Ауди», а в этом году добавит к ним «Мерседес» и «Пежо». Самый высокий прирост в продажах продолжает демонстрировать «Мазда» (147%): ажиотаж вокруг марки и новые модные модели играют ей на руку. Как, впрочем, и падение спроса в Европе, что позволило снять напряженность на других рынках, в частности российском.КОНКУРЕНТНЫЙ ЛАНДШАФТ РОССИЙСКОГО АВТОРЫНКАДИНАМИКА СРЕДНИХ ЦЕН НА ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ В РФИсточник: PricewaterhouseCoopers358 За рулем 04/2006 РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙПри этом «Мазда» позиционирует свои авто в бюджетном премиум-сегменте. Заметно ближе автомобилистам становится «Рено» благодаря московским «логанам» и веерному обновлению моделей. Начались уже поставки в Россию «лучшего автомобиля 2006 года» – «Рено-Клио». Лидер в классе премиум – БМВ. У нас самый покупаемый «бимер» – «пятерка», а не «трешка», как во всем мире. На пятки баварцам наступает «Ауди», наибольшим спросом пользуется А6. «Мерседес» лидирует среди представительских автомобилей. Если говорить о рынке в целом, то почти все производители сохранили за собой достигнутые прежде рубежи и теперь лишь наращивают объемы сбыта. Сдвиги, по мнению экспертов, будут происходить только при изменении «статуса» марки – появлении в ее активе российской продукции. Пока же отечественные производители иностранных брендов занимают на рынке легковых машин менее 9%.РАСХОДЫ РОССИЙСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПОКУПКУ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ БРЕНДОВЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫСходит на нет популярность узбекской «Нексии», долгое время остававшейся хитом продаж: за $9000 теперь можно приобрести более современный и комфортабельный автомобиль. «Северсталь-Авто» обещает создать в стране два десятка дилерских центров ФИАТа ик концу года открыть в Набережных Челнах производство седана «Албеа» и хэтчбека «Палио». Но планы продаж на этот год пока скромные – около двух тысяч «ФИАТГранде Пунто», «Албеа» и «Добло», хотя и это в 13 раз больше, чем продается сейчас. Среди премиум-брендов аутсайдеры «Кадиллак» и СААБ. Американцы пока не раскачались, а шведы, похоже, полностью отдали себя во власть «Джи-Эм». Самым покупаемым иностранным автомобилем стал «Форд-Фокус» (вместе с УПВ на его базе – C-Max). Опережает только «Шевроле-Нива», но она все же по сути – отечественная модель. Владельцами новых «фокусов» в 2005 году стали почти 40 тыс. человек, а в листе ожидания, как сообщили «За рулем» в представительстве компании, еще 25 тыс. желающих. Вплотную к десятке самых покупаемых подобрался «Фольксваген». Пуск завода в России в 2008 году должен упрочить позицию марки, которая остается одной из самых популярных в Европе.нием автомобилей из Китая занялись около 150 дилеров в 80 городах – начало впечатляет. Ожидается, что в этом году китайские машины по-настоящему заявят о себе и составят конкуренцию прежде всего отечественным автомобилям. Модели трех китайских брендов – «Чери», «Чжонксин» и «Дади Шаттл» уже собирают в России. В этом году к ним добавятся «Джелли», FAW и другие. Импортеры обещают продавать по 20 тыс. машин разных брендов – минимум 100 тыс. в 2006 году. Если это случится, то мы станем свидетелями революции на рынке. Заметим попутно, что на долю чисто российских моделей сегодня приходится менее 58% рынка, большую часть которого занимает ВАЗ. В 2005 году он продал 721,5 тыс. машин – на 5% больше, чем годом ранее. ГАЗ реализовал 55 тыс. «волг», а ИЖ – 57 676 различных авто. Вазовские машины остаются самыми массовыми в стране (более 40% рынка), но «Калина», вопреки ожиданиям, бой иномаркам пока не дала и, судя по всему, не даст. Слишком сильна конкуренция импортных брендов нижнего ценового сегмента, а с приходом китайцев задача еще больше усложнится.ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫПо прогнозам экспертов, в этом году продажи новых иномарок и отечественных машин сравняются. Дилеры зарубежных компаний реализуют в России около 840 тыс. новых машин, но в следующие четыре года их продажи, по некоторым оценкам, увеличатся на 29%, в то время как изготовленных на нашей территории – на 260%. Хенрик Нензен, исполнительный директор комитета автопроизводителей – АКБ, считает, что в 2006-м будет продано не менее 790 тыс. новых иностранных машин. Но и это больше, чем потенциал ВАЗа. Впрочем, российский рынок современных авто остается по-прежнему одним из самых малообъемных в Европе и до насыщения его еще далеко. Все производители продают у нас на порядок меньше своих авто, чем в других странах, включая рынки Восточной Европы и Азии. Отсюда квотирование и снабжение по остаточному принципу. И все же их штаб-квартиры становятся сговорчивее. По словам Нензена, в прошедшем году ни у одного автопроизводителя не было перебоев с поставками машин в Россию. В этом году не ожидается резких колебаний рынка: курс доллара будет плавать в пределах 1,2–1,3 по отношению к евро, цена на нефть не опустится ниже $45 за баррель, а стоимость бензина АИ-92 к концу года составит 20–21 руб. за литр. Сохранится прежним (25%) и импортный тариф. Для рынка иномарок условия благоприятные.За рулем 04/2006 3592005САМЫЕ ПРОДАВАЕМЫЕ МАРКИ В РОССИИ (ИНОСТРАННЫЕ БРЕНДЫ), шт.*Место, марка 1 (2) Hyundai 2 (1) Chevrolet** 3 (3) Toyota 4 (4) Ford 5 (6) Mitsubishi 6 (5) Daewoo 7 (7) Nissan 8 (9) Renault 9 (8) KIA 10 (11) Mazda 2005 87 457 66 532 60 638 60 564 55 148 48 623 46 485 29 177 24 671 21 120 2004 50 686 56 514 43 867 39 241 30 097 35 398 28 436 16 126 19 119 8 565 % 73 18 38 54 83 37 63 81 29 147КИТАЙСКИЙ СИНДРОМПолных данных по продажам китайских машин в России нет. Однако PWC оценивает прошлогодний объем их реализации в 10 тыс. шт. Лидеры – «Грейт Уолл» (4070 шт.) и пикап «Грейт Уолл Дир G3». Продажей и обслужива-* Без учета машин китайского производства. ** Вместе с СП «GM-АВТОВАЗ». В скобках – место, занимаемое в 2004 г. Источник: PricewaterhouseCoopers.