136
137
138
139
140
142
ГРУЗОВИКИHYUNDAI PORTER, ГАЗ-2310 «СОБОЛЬ»КОРЕЙСКОЕ С НИЖЕГОРОДСКИМА н ат олийФомин . Ф ото : Ге оргий Са дков«СОБОЛЬ» ГАЗ-2310Бортовой грузовик полной массой 2,8 т оснащают одним из трех двигателей (95–140 л.с.). Цена тестового автомобиля с двигателем ЗМЗ-405 (140 л.с.) – 238 тыс. руб. ($8500).Грузовик – не самый желанный гость в большом городе, а московские власти и вовсе ограничили въезд в центр автомобилей грузоподъемностью более тонны. Теперь, чтобы без помех ив любое время доставить заказчику что-нибудь более весомое или габаритное, чем стиральная машина, «Газель» не подойдет. Миниатюрные развозные фургончики «Рено-Кангу», «Фольксваген-Кэдди» или ВИСы и «оды» слишком малы. На чем прикажете везти огромный холодильник с распашными дверями, два десятка листов гипсокартона для ремонта? Или какую-нибудь неразборную мебель? Проблема на ровном месте.Тестовые автомобили грузоподъемностью около 1 тонны и призваны ее разрешить! Если верить заводским данным, масса груза составляет 950 и 990 кг для «Портера» и «Соболя» соответственно. Соотнесем ее с полной массой и получим, что водитель «Соболя» должен быть не тяжелее 60 кг, а «Портера» и вовсе минус 52 кг. Водородом его что ли накачать…«НОСИЛЬЩИК» ИЗ ТАГАНРОГАИдея выпускать на ТагАЗе коммерческий автомобиль оказалась удачной: в первые полгода реализовано 1786 машин. «Портер» – типичный азиатский развозной грузовичок. Кабина над двигателем, короткая база, мини-мальная ширина. Аналогов среди японских и корейских моделей – десятки. У корейского «Портера» или H100 (грузовик с тем же индексом, что и микроавтобус) есть и более тяжелая модификация грузоподъемностью 1250 кг с двускатной ошиновкой и задними колесами уменьшенного диаметра. От Москвы до Нижнего Новгорода, где «Портера» ждет соперник по тесту, чуть больше 400 километров. Погода не балует – мороз сменяется мокрым снегом и оттепелью. Это еще один повод как следует загрузить «Портер» – ведь порожний, он умудряется застрять в самых безобидных местах. Кряхтя гидроцилиндрами, погрузчик осторожно опу-136 За рулем 04/2006 HYUNDAI PORTER, ГАЗ-2310 «СОБОЛЬ»нравятся встречным: моргают, требуя включить ближний свет. Но яс ним и еду! Приходится при разъездах переходить на противотуманки. Указатель уровня топлива ползет быстрее, чем хотелось бы – время заправляться. Это не просто! Покрытую замерзшей грязью пробку надо очистить, чтобы убедиться: цилиндрик замка замерз… отмачивали дизтопливом. Где кончается соленая грязь, начинается гололед. Опыт общения с порожней машиной породил опасения, что придется ехать очень медленно. Но оказалось, груженый «Портер» хорошо держит дорогу. Правда, поворачивать не спешит – резкие маневры не противопоказаны, но бесполезны. Стоит подуть боковому ветру или появиться заметному поперечному уклону, как машину ведет в сторону… Четыре сотни километров пролетели незаметно. Предкамерный дизель «Хёндэ» не блещет ни мощностью, ни экономичностью, зато уверенно тянет «внизу» и заметно оживляется между 2000 и 3000 оборотов. «Длинные» IV иV передачи позволяют удерживать его в этом диапазоне даже на разрешенных 90 км/ч и преодолевать подъемы. В противоположность более современным дизелям, этот прощает ошибки в выборе передачи. Он даже готов ползти на 1500 об/мин в крутой подъем, каких немало в Нижнем. Но увлекаться не стоит: в зоне 1600–1700 живет довольно противный режим трансмиссионного резонанса, в считанные секунды раскачивающий автомобиль. А вот разгон на голом льду оказался беспроблемным, хотя и медленным – «Портер» стабильно сохраняет траекторию при пробуксовке колес. Для достижения 60 км/ч ему потребовалось 20 секунд против 11 у «СобоВ этом ракурсе наиболее заметно, насколько «Соболь» шире и насколько больше у него погрузочная высота.HYUNDAI PORTERБортовой грузовик полной массой 2,6 т комплектуют 2,5-литровым турбодизелем (80 л.с.). Цена тестового автомобиля – 375 тыс. руб. ($13 400).скает в кузов «Хёндэ» палету – на ней тонна цементной смеси в мешках. Опа! Так не годится – автомобиль почти оторвал передние колеса от земли. После ценных указаний с энергичной жестикуляцией водитель погрузчика задвигает груз почти до упора. Так-то лучше! Вопреки ожиданиям, полную нагрузку «Портер» принял вполне уверенно, хотя в разгоне потерял. Зато появилась несвойственная прежде плавность хода. Впрочем, ее вскоре пришлось откорректировать – давление в шинах оказалось куда меньше положенного. На подкачанных до нормы шинах «Портер» поехал веселее, но стал громче озвучивать дефекты покрытия. Круглые фары неЗа рулем 04/2006 137 ГРУЗОВИКИHYUNDAI PORTER, ГАЗ-2310 «СОБОЛЬ»Благодаря большой прозрачной части тента в кузове светло. Вторая половина балласта у заднего борта.На обледенелой дороге груженый «Соболь» ведет себя довольно нервно, но вполне прогнозируемо. Внешне «Портер» напоминает японские развозные грузовички 80-х годов. На льду груженый автомобиль настолько же невозмутим, насколько неуправляем. Но направление держит отлично. Вопреки опасениям, производительность отопителя достаточна. ЗМЗ-40522 отличается резвостью и неплохой мощностью, но никак не тягой на малых оборотах. Задвинуть палету с тонной цементной смеси в «Портер» за один раз погрузчику оказалось не под силу.Доступ к двигателю только при поднятом пассажирском сиденье, но контрольные операции и обслуживание не вызывают особых проблем.138 За рулем 04/2006 Тент укрывает груз от непогоды, а заодно и от любопытных глаз.ля», который также был на летних шинах (все замеры – с полной нагрузкой). Благодаря небольшой ширине и хорошей обзорности «Портер» очень удобен в узких дворовых проездах: можно буквально протискиваться между припаркованными машинами. Но зимой надо быть аккуратным – неловкое движение газом, и задняя ось соскользнет в сторону. А вот кого «Портер» точно порадует, так это грузчика. Человек небольшого роста может стоять под тентом не нагибаясь. Разгружать и загружать автомобиль с погрузочной высотой 800 мм так же нетрудно, как взять что-то со стола.РЕДКИЙ ПУШНОЙ ЗВЕРЬ«Газель» на российских дорогах центральной полосы встречаетсячаще, чем любой другой грузовой автомобиль, а вот увидеть живьем бортовой «Соболь» случается не часто. В 2005 году Горьковский автозавод выпустил 72 753 бортовые «газели» ГАЗ3302 и только 646 бортовых «соболей» ГАЗ-2310. Большая часть автомобилей с дизельным двигателем экспортируется в Турцию. На российский рынок попадают лишь немногие, и те, как правило, с бензиновыми двигателями: карбюраторным ЗМЗ-4063.10 и впрысковым 40522.10. Второй, 140-сильный двигатель – действительно мощный, и при разгоне полностью груженный «Соболь» соперничает с легковушками. На льду он набирает скорость намного быстрее «Портера» (первые 30 км/ч за 5с против 10,3) – распределение нагрузки по осям здесь лучше. ГРУЗОВИКИHYUNDAI PORTER, ГАЗ-2310 «СОБОЛЬ»ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодель Общие данные HYUNDAI PORTER ГАЗ-02310 «СОБОЛЬ»Габаритные размеры, мм: длина ширина высота* колесная база колея спереди сзади Дорожный просвет, мм Радиус поворота, м Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Грузоподъемность, кг Объем кузова, мз Максим. скорость, км/ч4750 4840 1690 2095 1930(2480) 2100(2570) 2430 2580 1455 1700 1380 1700 185 150 4,7 5,5 1702 1750 2600 2800 950 990 7,7 6,3 н.д. 120 ТД Р4 Б Р4Просторная кабина легко вмещает троих в зимней одежде или позволяет одному расположиться на ночлег.ДвигательТип двигателя, Расположение и число цилиндров Рабочий объем, смз Мощность, кВт/л.с. Максим. крутящий момент, Н . мТрансмиссия2476 2464 59/80 при 103/140 при 3800 об/мин 5200 об/мин 200 при 211 при 2000 об/мин 4000 об/мин M5 M5Коробка передачХодовая частьПодвеска: спереди сзадинезависимая пружинная зависимая рессорная дисковыенезависимая пружинная зависимая рессорнаяПодштамповки для двух стаканов и… Кто сказал «закуски»?Обновленную панель приборов «Соболя», увы, не спутаешь с импортной.Тормоза: спереди сзади Размер шин*В скобках – высота по тенту.дисковые вентилируемые барабанные барабанные185R14C185/75R16CПерчаточный ящик невелик, но две пары рабочих рукавиц и накладные поместятся.«Старояпонский» блок управления климатом старомоден, зато действует безотказно. Скромно и аккуратно – жаль, тесновато. Особенно если ехать втроем дольше часа.Однако добиться уверенного троганья на «Соболе» куда как труднее: усилия и кинематика педалей рассчитаны на грубую работу, на грани пробуксовки удержаться тяжело. Тронуться «в натяг» еще труднее, а заглохнуть пара пустяков: кому, скажите, нужен этот «подхват» на 4000 об/мин? Сложнее удерживать «Соболь» на прямой при разгоне: соотношение колеи и базы у него гораздо больше, а «квадратные» автомобили в большей степени склонны к заносу на неравномерном покрытии. Положение усугубляет неточный гидроусилитель руля. Получается, что при формальном превосходстве в динамике и управляемости вести «Соболь» по скользкой дороге сложнее. Все «соболи» выходят с завода с главной парой 4,55. Это, возможно, актуально для «баргузинов» с низкой крышей, способных к высоким скоростям на шоссе, но грузовику с полной загрузкой лучше подойдет пара 5,125. Может показаться невероятным, но груженый «Соболь» на IV передаче разгоняется медленнее, чем почти вдвое более слабый «Портер»! Кабина «Соболя» такая же, как у «Газели». Троим места более чем достаточно, даже ес-140 За рулем 04/2006 ГРУЗОВИКИHYUNDAI PORTER, ГАЗ-2310 «СОБОЛЬ» РАЗМЕРЫ ГРУЗОВОЙ ПЛАТФОРМЫМодель HYUNDAI PORTER ГАЗ-02310 «СОБОЛЬ»ДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫСтихия «Хёндэ-Портер» – узкие улочки. На столичных магистралях неплох, но чем дальше и хуже дорога, тем заметнее его недостатки. Вот их перечень: сложно управлять порожней машиной на скользкой дороге, крайне низка проходимость, повышенный расход дизельного топлива, тесная кабина, слабые фары, резонансные вибрации в трансмиссии. Они во многом уравновешены серьезными достоинствами: отличная маневренность, длинная платформа с высоким тентом, небольшая погрузочная высота, удобная характеристика двигателя, компактные размеры, низкий уровень шума в кабине, хорошее качество изготовления, комфортная подвеска «с запасом», разумная цена. ГАЗ-2310 «Соболь» – универсальный легкий грузовик. В числе минусов тестового автомобиля недостаточно тяговитый (но безусловно мощный) бензиновый мотор, неоптимально подобранная главная пара, большая габаритная ширина, низкий тент, короткий кузов, чрезмерные усилия на органах управления. Несомненные козыри «Соболя» – просторная кабина, мощный двигатель, хорошая обзорность, высокая энергоемкость подвески, хорошая адаптация к плохим дорогам, высокая маневренность. И, разумеется, меньшая цена.На правах рекламыLL, мм B, мм H, мм h, мм h погр, мм Sк, м2 Vк, мз2785 1660 1680 355 800 4,62 7,72306 1943 1470 380 900 4,48 6,3ли они отнюдь не худенькие ив зимней одежде. Водительское сиденье регулируется, рулевая колонка тоже, так что удобную посадку найдут и двухметровый верзила, и «метр с кепкой». При этом ложиться на руль, чтобы увидеть верхний светофор, не потребуется. Похвалим и новые наружные зеркала заднего вида с отдельной секцией: в них отличный обзор назад, ничего подобного у «Портера» нет. Более того, в корейском автомобиле немалый сектор зеркала перекрывает тент – кронштейн должен быть длиннее.Кузовной тент «Соболя» «запирается» специальным тросиком по периметру. Запросто, как на «Хёндэ», его не приподнимешь… Вот только остановит ли это воров, которые не будут колебаться, резать или нет?. А еще каркас тента несколько сужает платформу. Конечно, при преимуществе «Соболя» почти в 300 мм по ширине это не очень существенно… Важнее другое: работать под тентом стоя приходится, сильно согнувшись. Попробуйте-ка в таком положении перенести хотя бы несколько 40килограммовых мешков! Полукапотная компоновка имеет свои минусы: при большей, чем у «Портера», длине платформа «Соболя» короче почти на полметра. Фиксации борта в горизонтальном положении не предусмотрено. Доделает покупатель? Возможно, но и выводы сделает соответствующие…142 За рулем 04/2006