62
63
64
65
66
68
70
72
73
74
АВТОМОБИЛИПЕРВЕНСТВО ЗАВОДСКОЙ МАРКИУТОНУВШИЕ В СНЕГАХО тделиспытаний , н ау киитехники . Фото: Константин Якубов, Александр КульневВ ЗИМНЕМ МАРАФОНЕ ЗР ТРИ ВСЕДОРОЖНИКА СОРЕВНОВАЛИСЬ В ПРОХОДИМОСТИ И НАДЕЖНОСТИ. ПОБЕДИТЕЛЕМ ВЫШЕЛ «ГРЕЙТ УОЛЛ ДИР G3», ВТОРЫМ – «УАЗ-ПАТРИОТ», НА ТРЕТЬЕМ МЕСТЕ «ШЕВРОЛЕ-НИВА».62За рулем 04/2006 ПЕРВЕНСТВО ЗАВОДСКОЙ МАРКИЭх, сейчас «нырнем» на 30 сантиметров!Натужно ревущие моторы, в салонах запах перегретого металла, надрывный шум трансмиссий, работающих на пределе возможностей. Кажется, еще мгновение – и все это захлебнется на самой высокой ноте, разлетится по зубчикам и шестеренкам. И тогда нас поглотит бесконечное белое безмолвие, снег заметет пройденные километры и похоронит идею зимнего внедорожного теста. Это в начале января, в теплом кабинете все казалосьинтересным и понятным. Дескать, поставим рядком три вседорожника и ну штурмовать скоростную дорогу автополигона – кто дальше уедет. Зимой-то ее не чистят – зачем? Помнится, еще сетовали: снега маловато, да и местные охотники проложили с краю отличнейшую дорогу, где даже легковая проедет. И тут запуржило, завьюжило – пришлось спешно вносить коррективы. Оказалось, ехать можно лишь по той, «охотничьей» дорожке, почти идеально укрытой тридцатисантиметровым слоем снега.В остальных местах – полметра и выше, там обычные вседорожники не пройдут. Поэтому решено: строимся друг за другом, с помощью снегохода и «джи-пи-эски» делим дорогу на равные отрезки и, по очереди меняя лидера, движемся вперед. Естественно, все шишки при этом достаются головной машине; пройдя два километра, она отправляется «отдыхать» в хвост колонны. Так лучше удастся учесть переменный рельеф дороги. Остальные страхуют, помогая в случае чего выбраться задним ходом.За рулем 04/200663 АВТОМОБИЛИПЕРВЕНСТВО ЗАВОДСКОЙ МАРКИНа первые два самых тяжелых километра «Шевроле-Нива» затратила 15 и 23 минуты соответственно. Потом сбросила до 5–6 минут.«КОЗЕЛ», «ШНИВА» И «КИТАЕЦ»Пусть не обижаются создатели. Эти прозвища столь прочно укоренились в народе, что без них не обойтись. Конечно, времена меняются, преображаются и извечные соперники. «Патриот» – это большой, просторный автомобиль, неплохо оснащенный всеми благами цивилизации. В его активе «моментный» двигатель, комфортные энергоемкие подвески, сбалансированная трансмиссия с жестко подключаемым передниммостом. Конечно, «мужское» начало все еще присутствует в виде нешуточных усилий на педалях и отдельных органах управления, чувствуется в неторопливости реакций на дороге. Тем не менее, пообщавшись с УАЗом пару часов, начинаешь испытывать к себе и машине невольное уважение, проникнувшись серьезностью происходящего. Увы – мнение о «Патриоте» меняется, когда сталкиваешься с его низким качеством… Еще до старта развалился механизм регулировки спинки у водительского сиде-При разметке трассы без снегохода не обойтись. Полигоновский «Буран» весьма кстати.нья, потек радиатор, перетерся шланг. Об остальном мы уже писали. «Шевроле-Нива» с потребительской точки зрения ку-В таком снегу «Ниве» удается двигаться только на первой передаче, мобилизовав все резервы трансмиссии.да универсальнее: почти легковой автомобиль, легкий, подвижный, маневренный. К ней не надо привыкать и приспосабливаться – настолько логичны взаимосвязи, продуманна эргономика, радуют комфорт и качество материалов. Хотя без придирок не обойтись. На необкатанной машине очень раздражают вялый двигатель, стуки и подвывания в трансмиссии – какой тут «Шевроле»… С другой стороны, перед нами полноценный вседорожник, вооруженный не только постоянным полным приводом, но и раздаточной коробкой с блокируемым межосевым дифференциалом. «Грейт Уолл Дир G3» – наш перевод: «Олень с Великой Стены». Можно выискивать в его очертаниях сходство с «японцем» 10–15-летней64За рулем 04/2006 СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙОт чего в первую очередь зависит качество автомобиля?20% от цены«Китаец» летит, как на крыльях, легко преодолевая размеченные участки за 2,5–3,5 минуты.35% от марки 45% он изготовленот страны, гдедавности. Однако нам это не важно: гораздо больше интересует, как поведет себя выходец из Поднебесной на бездорожье. Ведь после обкатки он не вызвал нареканий. Вернее, они свелись к жалобам на неудобную посадку водителя и пассажиров, громозд-кий руль, узкие подножки. Но это уже известные особенности «китайца» – остальноето без замечаний. А внедорожные качества пикапа подкреплены не только полным приводом с жестко подключаемым передним мостом, но и удачной развесовкой, ивнушительным просветом.дорожнымДВЕНАДЦАТЬ НА ТРОИХ«Шевроле-Нива». Пониженный ряд, первая передача, мобилизованы все резервы трансмиссии. По тому, как на 3500–4000 об/мин напряжен-но ревет двигатель, чувствуется – автомобилю неимоверно тяжело. Передний бампер вздымает буруны снега, отбрасывая их на ветровое стекло. Позади четыреста, пятьсот, шестьсот метров, и… «Нива» беспомощно замирает, нагребая перед собой стеНа правах рекламыЗа рулем 04/200665 АВТОМОБИЛИПЕРВЕНСТВО ЗАВОДСКОЙ МАРКИПопытка проскочить с ходу успехом не увенчалась.ну. Как выяснится потом, ей, стартовавшей первой, достался один из самых тяжелых участков. Буксовать нельзя: под колесами тут же образуется ледяная корочка – на ней мощные грунтозацепы покрышек становятся бесполезными. Задний ход, затем разгон и вновь медленное продвижение. Постепенно глаза начинают «чувствовать» глубину снежного покрова, выискивать почти незаметные перепады. И автомобиль от-кликается на рождающееся взаимопонимание. Конечно, запаса по проходимости никакого – малейшая ошибка, перемет, и приходится пятиться. Попытались взять препятствие нахрапом – «Нива» зависла на сугробе, покорно ожидая помощи. На следующем участке ей заметно легче. Появляется послабление в управлении тягой, можно попробовать порулить. Надо отдать должное автомобилю, в этих условиях он довольно чу-Тянем-потянем, вытянуть не можем. Все, больше не могу!Лопнувший канат рассек табличку и повредил боковую накладку на правом крыле. Хорошо, рядом никого не было.66За рулем 04/2006 АВТОМОБИЛИПЕРВЕНСТВО ЗАВОДСКОЙ МАРКИначал активно рыскать – коррекция доходит до полуоборота рулем. Да-а-а, и этому тяжело, хотя у него возможностей больше. На поперечных уклонах дороги (кольцо ведь профилированное!) он норовит соскользнуть к внутреннему отбойнику, требуя от водителя напряженной работы рулем и газом. «УАЗ-Патриот». О комфорте быстро пришлось забыть. Рев мотора перекрывают подвывания чего-то там, а вибрации от переднего моста вытряхивают душу. Но тем не менее едет! Первая пере-«Китайская Стена» и снега не боится. Резвящийся «Олень». Ну не ломается «китаец», и все тут.ток к командам водителя и почти не реагирует на изменение поперечного уклона дороги. Более того – он еще и комфортен, хотя запас по тяге явно на пределе. «Грейт Уолл». Рывок на первой такой, что кажется – этим пикапом можно сдвинуть танк. Естественно диапазон понижающей передачи короток, поэтому сразу вторая, а затем и… третья. Странное ощущение – сме-нив автомобиль, ты полетел, помчался, как на крыльях. Потом мы разглядим, что «китаец» очень грамотно уминает снег защитой и передней балкой, давая свободу для всего остального. А пока кажется – он неудержим. Но вот изменилась плотность покрытия – и сразу третья передача уступила место второй, завибрировала трансмиссия. «Грейт Уолл», буксуя,На правах рекламы АВТОМОБИЛИПЕРВЕНСТВО ЗАВОДСКОЙ МАРКИВ «Патриоте» тоже заложены гены настоящего «проходимца», но времена чуть хуже: 3–4 минуты соответственно.дача, вторая – на третьей ему уже тяжело: чувствуется иная настройка трансмиссии. УАЗ бесхитростно чертит глубокие борозды в снегу редукторами мостов – ведь именно они определяют его минимальный дорожный просвет. А ведь в качестве «проходимца» тоже хорош, хотя и его немилосердно мотает из стороны в сторону. Водитель, как заведенный, крутит баранку, пытаясь нащупать оптимальную траекторию. Мы уже давно на первой; попав на профилированный участок, «Патриот» резко виляеткормой, развернувшись градусов на тридцать, и натужно начинает торить колеи обеими осями. Кузов звенит от вибраций, вой раздатки становится нестерпимым и вдруг – удар и тишина: вышибло понижающую. Отбойник совсем рядом, назад не получится, тогда вперед! И он выбирается, медленно, тяжело преодолевая коварный участок. Да, предпосылка скверная: по мере завершения маршрута раздаточная коробка все чаще напоминает о себе. А ведь завтра еще один день бездорожья.А вот и засада – внутренний сугроб оказался слишком глубоким, да и бетонный отбойник близко.Шанцевый инструмент в действии.Так мы боролись с уазовской раздаткой: кто кого?Нагляднее не придумаешь.70За рулем 04/2006 На правах рекламыШины «Гудьир-Рэнглер АТ/R». Для корректного сравнения вседорожников очень важно было обуть их в шины одной модели. Ведь «правильная» покрышка для «проходимца» – это иногда половина успеха. В своих поисках мы перебрали немало вариантов. Оказалось, что в рамках одной модели довольно сложно подобрать размерности, рекомендованные заводами-изготовителями для тестовых машин. Выручила компания «Гудьир Раша» – предложила довольно интересную универсальную покрышку Wrangler AT/R, оказавшуюся весьма подходящей для наших экспериментов. Предназначенные скорее для грязи, эти шины хорошо зарекомендовали себя в рыхлом снегу, позволив осуществить задуманное.10 ЧАСОВ НАДЕЖНОСТИПозади предварительный утренний осмотр машин, подсчет первых потерь. Удивительно, но все трое просто молодцы. На «Шеви-Ниве» появилась течь масла из сальника редуктора заднего моста. «Патриот» потребовал почти поллитра моторного масла. А вот с «Грейт Уоллом» механики провозились минут тридцать: пришлось перетягивать хомуты чехлов на ШРУСах переднего моста – из-под них вовсю выдавливалась смазка. Похоже, это заводской дефект – следствиеневысокого качества сборки. Следующее испытание – езда по уже проторенной дороге, но с постоянным смещением в более глубокий снег. Мы хотим как можно интенсивнее нагрузить двигатели и трансмиссии, наматывая круг за кругом. Колея за ночь подмерзла, снег уплотнился – нельзя сказать, что ехать стало легче. На первый круг уходит 2ч 23 мин, из которых больше половины мы выкапываемся и выдергиваемся. Общие тенденции сохранились: «Патриот» и «Грейт Уолл» лихо соперничают, аК 128 «лошадям» УАЗу ну просто необходимы две редакторские силы.72За рулем 04/2006 ПЕРВЕНСТВО ЗАВОДСКОЙ МАРКИ ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯодолеть трудный участок, рванет из последних сил. Не получилось? Тогда пробуем назад. Но вот засада: мостыто глубоко в снегу, поэтому и задним ходом часто не получается – приходится прибегать к помощи тягача. Тем временем раздатка воет все громче и жалостней, а самовыключения становятся постоянной проблемой. Подоспевшие специалисты с УАЗа грустно комментируют: дескать, неправильная сборка механизма переключения и, как следствие, недовключение понижающей передачи. Скорее всего, раздаточная коробка доедет до финиша, но ее замена необходима. «Грейт Уолл». Пожалуй, он чуть увереннее едет по глубокому снегу, а главное, куда охотнее выбирается из него задним ходом. Да чуть напряженней тепловой режим двигателя, стрелкаОбщие данные Размеры, мм: длина/ширина/высота база колея спереди/сзади Радиус поворота, м Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Время разгона 0-100 км/ч, с Максим. скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: загород./город/смешан. Двигатель Расположение Конфигурация число клапанов Рабочий объем, смз Степень сжатия Мощность, кВт/л.с. Крутящий момент, Н . м Трансмиссия Тип Коробка передач Передаточные числа I/ II/ III/IV/V/з.х. Раздаточная коробка I/II Главная передача Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза: передние задние Размер шинCHEVROLET NIVA 4048/1770/1652 2450 1450/1440 5,7 1350 1800 19,0 140 АИ-95/58 8,6/11/н. д. спереди продольно Р4 8 1690 9,3 58,5/80 при 5200 об/мин 127,5 при 4000 об/мин полноприводная М5 3,67/2,10/1,36/1,00/0,82/3,53 1,2/2,14 3,9UAZ PATRIOT 4647/2080/1900 2760 1600/1600 6,8 2070 2670 20,0 150 АИ-92/87 10,4/14,0 /13,2 спереди продольно Р4 16 2693 11,1 94/128 при 4400 об/мин 218 при 2500 об/мин полноприводная М5 4,15/2,26/1,43/1,00/0,88/3,83 1,00/1,95 4,11GREAT WALL DEER G3 5280/1750/1950 2850 1480/1500 6,0 1545 2400 н. д. 140 АИ-92/64 9,0/15,0/11,0 спереди продольно Р4 8 2237 8,8 74/101 при 4600 об/мин 190 при 3200 об/мин полноприводная М5 4,45/2,40/1,41/1,00/0,80/4,47 1,00/1,92 4,55независимая пружинная зависимая пружинная независимая торсионная зависимая пружинная зависимая рессорная зависимая рессорная червячное с гидроусилителем червячное с гидроусилителем червячное с гидроусилителем дисковые барабанные 205/70R15 дисковые вентилируемые барабанные 245/70R16 дисковые вентилируемые барабанные 225/75R15РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»Весовые и геометрические характеристики Снаряженная масса, кг Нагрузка на ось, кг (%): переднюю заднюю 1435 795 (51) 640 (49) 2038 1100 (54) 938 (46) 1730 953 (56) 777 (44)«Нива» тяжело плетется в хвосте колонны. Попытка штурмовать на ней настоящее бездорожье мгновенно заканчивается фиаско. Для нагрузки этому авто вполнехватает колеи, свежевспаханной остальными. «УАЗ-Патриот». Гены давнего «проходимца» берут свое. «Большой» лихо таранит полуметровые сугробы,вовремя выбираясь на проторенную дорогу. Жаль только, обнадеживает он больше, чем может на самом деле. Кажется, вот сейчас, уже «на грани» машина сумеет пре-Сразу заметно, кто толкал, а кто сидел в машине.ПАРАМЕТРЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОХОДИМОСТИ*Модель Просвет, мм a b** c Размер шин CHEVROLET NIVA 220 225 210 205/70R15 UAZ PATRIOT GREAT WALL DEER G3 210 275 220 245/70R16 245 280 215 225/75R15* В снаряженном состоянии. **Нижняя точка в пределах базы.За рулем 04/200673 АВТОМОБИЛИПЕРВЕНСТВО ЗАВОДСКОЙ МАРКИрализатор, расположенный слишком близко к кузову, да к тому же в ногах у водителя. Он-то и устроил «пожар», подплавив тканевый коврик и антикоррозионное покрытие. Очевидно, теплоотражающий экран здесь необходим. К концу заездов вдруг напоминает о себе «Шеви-Нива». Переключать передачи в ее основной коробке все труднее. От былой четкости не осталось и следа, рычаг упирается, словно в вату. И вдруг – бац, еще новость: из всех передач осталась только пятая, да и она не выключается... Похоже, пора заканчивать. Неожиданно «Нива» оживает и до гаража добирается своим ходом. Потом дефект повторяется. Детальный осмотр не выявил внешних повреждений – что-то сломалось внутри, в самом механизме переключения.слишком вольно гуляет в зоне критических температур. Но ведь машина не ломается и мотор не закипает! И вдруг в салоне – едкий сизый дым. Сцепление? Двигатель? Оказывается – нейт-СО ЩИТОММы отправляемся домой. «Шевроле-Нива» – сразу на сервис, для выяснения причин поломки, остальные в редакцию. Можно считать, машины выдержали, однако требуется тщательный осмотр. «Грейт Уолл». Результат очень неплох, даже хорош. Правда, к «доработанным» чехлам ШРУСов добавились «отвязавшаяся» опора глушителя и перегрев пола в ногах у водителя. Последнее, как вы понимаете, следствие жестких режимов движения. «УАЗ-Патриот». В дополнение к «умирающей» раздатке появилась течь масла по задней крышке коробки передач. Двигатель, наоборот, свой масляный аппетит умерил и на второй день долива не потребовал. «Шевроле-Нива». Разобрав коробку передач, обнаружили износ штоков включения III–IV иV передачи. Что с ними произошло за 2500 км, для нас и сервисменов осталось загадкой; последние робко предположили, что это дефект завода. А посему отремонтировали по гарантии, заменив и подтекавший сальник редуктора. Кроме этого, защитный кожух двигателя (кусок декоративной пластмассы, прикрывающий мотор сверху) натер глубокие риски на резиновом шланге системы охлаждения. Похоже, какая-то деталь была неправильно установлена.СЛОВО – ПРОИЗВОДИТЕЛЯМВ качестве наблюдателей на «Первенстве заводской марки» побывали представители фирм-участников. Опустив благодарности в адрес «За рулем», мы приводим вкратце комментарии людей, более других заинтересованных в победе той или иной машины…Константин Байшев, директор по продажам и маркетингу СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» Команда ЗР постаралась максимально убрать все субъективные факторы, и это сделало соревнование еще более зрелищным, дало беспристрастность в оценках. Конечно, необходимо учитывать объективные отличия. Изначальный критерий выбора автомобиля – цена, и здесь «Шевроле-Нива» выгодно отличается от соперников. Подобные тесты нужны всем – и производителям, и потребителям. Первые должны поспешить внести изменения, а вторые могут, не выходя из дома, оценить, какой все-таки автомобиль им нужен. Выигрывают в данном случае все: ведь после таких мероприятий на рынке появляются хорошие автомобили.Андрей Матвеев, руководитель отдела общественных связей компании ИРИТОДля специалистов автомобильного бизнеса очень важна возможность сравнивать свои автомобили с моделями-конкурентами, что называется, «живьем». Первенство заводской марки дало весьма полезный опыт: я своими глазами увидел достоинства и недостатки всех автомобилей, а главное, услышал мнения и комментарии профессионалов высочайшего класса – испытателей ЗР. Для нашей компании подобные мероприятия важны вдвойне. Ведь мы предлагаем автомобили, с которыми российские покупатели еще только знакомятся, поэтому отзывы о моделях позволяют нам лучше понимать потребности отечественного рынка.Андрей Котерев, руководитель службы по продвижению и связям с общественностью ОАО «Северсталь-Авто»Идея этого теста не нова. Однако «За рулем» предложил чистые условия сравнения: машины были обуты в одинаковые по модели и рисунку шины. В таких условиях можно наглядно увидеть, как ведут себя машины на том или ином виде покрытий, и сделать выводы, какая конструкция автомобиля в данном случае предпочтительнее. Мне поначалу казалось, что по таким сугробам можно проехать только на снегоходе. Но UAZ Patriot довольно уверенно справлялся со снежным бездорожьем. Это порадовало! Както поведут себя автомобили на других покрытиях? Весна уже близка – возможно продолжение.74За рулем 04/2006