223
МАСТЕРСКАЯ ПРУЖИНЫГАРАЖ ФОРСУНКИФОРС-МАЖОР ПОД КАПОТОМБорис ЕздаковВРис. 3. Проверка упругости пружин подвески ВАЗ-2110.Эта свое отработала…то). Лишившись хотя бы одной, клапан начинает закрываться медленней и на высоких оборотах не поспевает за поршнем. Если у того нет на днище специальных выемок, он бьет по клапану. Вдогон, но повреждения не исключены. Особо коварна поломка внутренней пружины на несколько частей – при средних оборотах двигателя никакого шума! Но на высоких оборотах можно услышать, как поршень догоняет клапан. Немедленно сбросьте газ – и в ремонт! Если пружина ломается на две части, то их, как правило, слышно. Стук похож на клапанный (не всякий различит). К сожалению, вынужден в который раз повторить: качество этих пружин в последние годы тоже ухудшилось. Как же снизить риск поломок? Видимо, при каждой разборке ГРМ стоит проверять упругость пружин. Принцип тот же, что при проверке деталей подвески, а необходимые данные найдете в книгах по ремонту. Почти все сказанное справедливо и для других пружин автомобиля, от характеристик которых зависит работа всевозможных устройств – редукционных клапанов масляного насоса или фильтра, регулятора давления топлива, тормозных цилиндров и т.д. Выслушал все это клиент – и призадумался. В самом деле, часто ли вы видели, чтобы в сервисах этой «ерунде» придавали большое значение!..нашем деле качество топлива – вопрос наиважнейший. Неспроста промывка форсунок, даже не упоминаемая в утвержденных ВАЗом сервисных книжках, столь популярна. Производитель исходит из чистой теории (извините за каламбур!): форсунки, мол, не загрязняются – зачем же промывать? Ан нет – присутствие в топливе всевозможной грязи и других примесей делает процедуру почти неизбежной. Очень часто уже к пробегу тысяч в сорок форсункам может потребоваться промывка, а случается, и раньше! Мотор посвоему дает это понять – недобором мощности, перерасходом топлива, повышенной токсичностью выхлопа и т.д. Что делать хозяину? Один поедет в сервис, другой – к знакомому гаражному умельцу, третий сам попробует что-то предпринять. К счастью, форсунки для отечественных моторов обычно не столь дороги, как для иномарок, – иногда промывке стоит предпочесть их замену. Но мы все же займемся промывкой, воспользовавшись самодельной установкой – это на примере восьмиклапанного двигателя ВАЗ-2111. На фото – предмет гордости гаражного умельца. Как видите, устройство подвешено изнутри к капоту. Важнейшая деталь – емкость около 2 л, способная выдержать давление не менее 5 атм. В нее врезаны два штуцера. Верхний предназначен для заполнения резервуара сольвентом (промывочной жидкостью) и «наддува» электрическим шинным компрессором до рабочего давления. Последний хомутами закреплен на резервуаре. Нижний штуцер – для шланга, по которому сольвент будет поступать в рампу форсунок. Электродвигатель насоса подключен непосредственно к батарее проводами с «крокодилами». Прежде чем ставить на машину показанное устройство, прогреем мотор до рабочей температуры. Затем монтаж – он много времени не займет. Топливному шлангу – особое внимание. Заранее подобран такой, который плотно сядет на штуцеры резервуара и рампы форсунок. Конечно, лучше всего здесь специальные переходники (иногда они продаются на рынке, но дороги, особенно для полуторалитрового 16-клапанного двигателя). Если их нет, сгодятся и другие способы крепления шланга – лишь бы не подвели и промывка не закончилась пожаром.Система промывки к «бою» готова.Вот почему перед заливкой сольвента систему опрессовываем. Плотно завернув заливную пробку, присоединим шланг к рампе форсунок и надежно закрепим, например, винтовым хомутом. Золотник из штуцера рампы предварительно вывернут. Включив компрессор, поднимем давление до 3 атм, затем выключим – и несколько минут последим за стрелкой. Давление не падает – значит, система герметична, можно приступить к промывке. Первым делом поднимем заднее сиденье, снимем крышку лючка и отключим бензонасос. Теперь нальем в резервуар сольвент и компрессором поднимем давление до 2,8 атм. (Общее количество необходимого для промывки сольвента с учетом рабочего объема двигателя и правила обращения с ним оговорены на упаковке продукта.) Пустим двигатель и оставим работать на холостом ходу с минимальными оборотами до тех пор, пока из резервуара не выработается сольвент. Но далеко отходить от машины, конечно, нельзя – хотя бы потому, что давление в резервуаре время от времени потребуется восстанавливать до исходного. В завершение работы подключим штатный бензонасос, а в штуцер рампы ввернем золотник. Остается проверить состояние свечей и решить их судьбу: возможно, придется заменить.За рулем 04/2006 223