218
219
220
ТЕХНИКАНОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ БМВ«Копейка» евро бережетЗКомпания БМВ постоянно совершенствует свои автомобили, снижая расход топлива и вредные выбросы. В нюансах баварских новинок разбира лся Сергей Мишин. Фото автора и БМВ.жиме сцепления перед включением первой переда чи. И пус ть здесь ну жен с тартер с повышенным рес урсом, зато экономия топлива – 3%. Система рекуперации энергии торможения отключает г енератор при разгоне автомобиля, что позволяет полнее использовать мощнос ть двиг ателя, а при торможении двиг ателем генератор вырабатывает «дармовое» электри чество. Нужен только более емкий аккум улятор. Конечно, при нехватке напряжения в бортсети электроника подключит генератор и на разгоне. Тем не менее можно с беречь тоже около 3%. В комбинации приборов БМВ первой серии появилс я индика тор включенной передачи. Он же предупреждает о неоптимальных режимах работы двиг ателя – рядом появ ляется с трелочка, указывающа я вверх или вниз – рекомендация перейти на другую ступень. С 2007 года пакетом таких ус тройств б удут оснаща ть модели первой, частично третьей и пятой серии, в том числе и продаваемые в России. Но вс е-таки без совершенс твования двигателя не обойтись. А потому в БМВ создали целое семейство двигателей нового поколения – более мощных, легких и экологичных.а пос ледние дес ять лет ав томобили БМВ снизили потребление топлива примерно на треть. Аэродинамика автомобиля, шины с пониженным сопротив лением ка чению и экономия энергии, где только возможно, приносят свои результа ты. Электроусилитель рулевого управ ления, электронасос системы ох лаждения, вакуумный насос – вс е эти ус тройства вхолос тую не работают – отключаются. Кроме того, ес ть и другие системы, призванные экономить топливо. «Старт-стоп» г лушит двиг атель, ког да автомобиль с тоит на светофоре или в пробке. Запуск – ав томатический: при вы-218 За рулем 07/2007 ЭВОЛЮЦИЯ ДИЗЕЛЯО том, что под капотом нашей «копейки» дизель, можно догадаться лишь на коротких остановках у светофоров – он работает чуть громче. Ездовые свойства очень близки к «бензиновым» – ав томобиль легко разгоняется, мотор не по- дизельному быстро набирает обороты, обеспечивая уверенное ускорение вплоть до 4000 об/мин. Выше темп разгона ощу тимо падает. Смотрю на приборы: рядом с индика тором передачи появилась знакомая стрелка вверх – пора переходить на следующую передачу. На остановках у светофоров двиг атель не выключался – неисправность? Нет, система отс леживает и сос тояние аккум уля-тора, и включенную нагрузку (электропотребители), и даж е темпера туру воздуха. Ниже плюс трех градусов (как раз наш случай!) сис тема «с тарт-стоп» не использу ется, чтобы не разряжать аккумулятор. Новый двухлитровый 16-клапанный дизель очень компактный и легкий. Блок цилиндров из а люминиевого сплава ( такое решение стало уже традиционным для моторов БМВ) экономит 17 килограммов. Облегченный коленчатый вал приводит в дейс твие пару ба лансирных ва лов на игольчатых подшипниках. Привод ГРМ – цепью. Точнее, она приводит в дейс твие впускной распредва л, а от него, шес терней, – выпускной. Это позволило уменьшить г абариты привода.ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ БМВ ЗА ДЕСЯТЬ ЛЕТBMW BMW 325td 320d (1997) (2007)Изменения +53% +59% +4% -30%Мощность, кВт Крутящий момент, Н.м Снаряженная масса автомобиля, кг Время разгона, 0–100 км/ч, с Расход топлива по европейскому ездовому циклу, л/100 км Выбросы СО2, г/км85 222 1430 12,0130 350 1495 7,87,4 1954,9 129-34% -34%ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ С НОВЫМИ ДИЗЕЛЬНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИBMW 118dBMW 120dМощность, кВт (об/мин) 105 (4000) 130 (4000) Крутящий момент, 300 350 Н. м (об/мин) (1750–2500) (1750–3000) Время разгона 0–100 км/ч, с 9,0 7,7 Расход топлива, л/100 км 4,7 4,9 Выбросы СО2, г/км не более 130 не более 130ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ С НОВЫМИ БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИBMW 118iBMW 120iМощность, кВт (об/мин) 105 (6000) 125 (6700) Крутящий момент, Н . м (об/мин) 190 (4500) 210 (4250) Время разгона 0–100 км/ч, с 8,7 7,7 Расход топлива, л/100 км 5,9 6,4 Выбросы СО2, г/км не более 160 не более 160 Так выглядит система наддува Twin Turbo. Камера сгорания нового дизеля расположена в поршне. Цепной привод ГРМ расположен в задней части двигателя. Справа виден нейтрализатор в одном корпусе с противосажевым фильтром выпуска.За пода чу топлива отве чает сис тема впрыска «коммон рейл» третьего поколения – давление в системе 1800 бар, пьезофорсунки, отличающиеся быстродействием и высокой точностью дозирования. Еще одно нововведение д ля 4-цилиндрового дизеля – ка талитический нейтрализатор, который располож ен в одном корпусе с керами ческим саж евым фильтром. Такое решение позволяет дожиг ать сажу, потому фильтр не тре бует обс луживания в течение всего срока службы. Все это дает экономию топлива 16% при росте мощности 10%. Топ-версия дизеля, котора я появитс я на рынке к концу года, оснащена еще и наддувом. Впервые д ля 4-цилиндровых дизелей БМВ пред лагает над дув «твинтурбо», созданный в свое время д ля «шестерок». В нем две турбины – большая и маленькая. Перва я обеспе чивает эффективность на больших оборотах, в торая – быстродействие при наборе скорости.За рулем 07/2007 219 ТЕХНИКАНОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ БМВре. Такой мотор экономи чнее, чем в исполнении «Вэлвтроник», примерно на 11%. За чис тоту вых лопа борютс я сис тема рециркуляции отработавших газов и трехступенчатый нейтра лизатор с «горячим» элементом, вс троенным в приемную трубу (ка тколлектор). Двиг атель не треб ует обслуживания в те чение вс его срока службы, кроме замены мас ла. Све чи с лужат 100 000 км. Благодаря высокоточному впрыску мотор не только выдает дополните льно 15 кВт, но и экономит 20% топлива. Выбросы СО2 – 140–160 граммов на километр. К сож алению, моторы в исполнении High Precision Injection в Россию поставлять не будут, поскольку у нас содержание серы в бензине не рег ламентируется. По факту же ее примерно в десять раз больше, чем в топливе европейского производства.Балансирные валы на игольчатых подшипниках снижают вибрацию.Колотый разъем обеспечивает высокоточную стыковку тела и крышки шатуна. В механизме газораспределения фазы регулирует двойной Vanos.«ВОСЬМЕРКА» ДЛЯ М3Вершина инж енерного искусс тва – V-образный 8-цилиндровый двигатель для М3, который идет на смену рядной «шес терке». Объем нового мотора – 4 л, а масса всего 202 кг против 212 у «шес терки». Коленчатый вал легче почти на 4 кг, а кривошипно-шатунный механизм – на 1,9 кг. Коленвал располож ен меж ду нижней частью блока и плитой жесткости (верхний вкладыш в блоке, нижний – в плите) – легкая, но жесткая конструкция обеспечивает идеальные условия для коленвала при высоких оборотах и больших нагрузках. Поперечина передней подвески «разрезала» масляный картер на две части, что заставило применить два мас ляных насоса. Мас лозаборник основного, нагнетающего насоса располож ен «в конце» заднего картера, что исключает завоздушивание системы при за тяжных разгонах. В торой насос перека чивает мас ло из переднего картера в задний. Даж ев за тяжных поворотах, при резких торможениях и разгонах масляное голодание двигателю не грозит. Впрыском топлива ведает электронный блок MSS60 c трем я процессорами. Гидротолкатели и гидронатяжители цепей в эксплуатации не обслуживаются. Система выпуска – катколлектор и подпольный (в прямом смысле слова) нейтрализатор, центра льный и задний г лушители – для каждой «половинки» двигателя. Степень с жатия 12 единиц, «двойной» Vanos и многодросс ельный впуск (по заслонке на цилиндр), управ ляемый электроприводом, позволили получить 309 кВт/420 л. с. и 400 Н . м. Похоже, «гонка вооружений» в автомобильном мире выходит на новый уровень.Давление впрыска здесь увели чено до 2000 бар. Двиг атель развивает 150 кВ т/ 204 л.с. при 4400 об/мин, кру тящий момент 400 Н . м при 2000 об/мин. И вс е это при низких выбросах С О2 120–130 граммов на километр. Ина че говоря, экологические ограни чения не обяза тельно в лекут за собой потерю мощнос ти.НОВЫЙ ВПРЫСКСистемы, повышающие мощнос ть двигателей БМВ, извес тны уже не первый год. Это Vanos – регулировка фаз впуска в зависимости от оборотов двигателя, «двойной Vanos» – регулируемые фазы впуска и выпуска. В 2001 году появилось ус тройство Valvetronic – оно рег улирует наполнениецилиндров не только за с чет фаз, но и высоты подъема клапанов. Кс тати, распредвалы в этих моторах пус тотелые. Появление в Европе бензина с ма лым содержанием с еры позволило использовать высокоточный впрыск (H igh Precision Injection). Это второе поколение непосредственного впрыска с дав лением топлива 200 бар. Изюминка нового двиг ателя – работа на бедной смеси при высокой с тепени с жатия (12 единиц). Обеспе чивают это быстродействующие пьезофорс унки, впрыскивающие бензин дв умя-тремя порциями. Форс унка располож ена близко к свече, г де образу ется норма льная топливная смесь, котора я легко воспламеняется. А уж от нее – бедная во всем цилинд-220 За рулем 07/2007