214
215
216
ТЕХНИКАКЛАССИФИКАЦИИПравила деленияКРазводить автомобили по классам – занятие ув лекательное, но сложное, подчас приводящее к спорным результатам. Комментирует их Сергей Канунников.Все вроде бы логи чно, но годилось лишь для советского автомобилестроения с его мизерным чис лом моде лей. К тому же в простую в общем-то советскую систему еще при ее рож дении внес ли ошибки. Вспомните объем цилиндров ВАЗ-2101, 2102 и 21013. Правильно – 1198 см з. Значит, называ ть их надо было 1101, 1102 и 11013. Ана логично с ледовало именова ть ВАЗ-21081 с двиг ателем объемом 1,1 л –оличество возможных классификаций предметов, событий и пр. огромно ис тремится к бесконе чности. Ав томобили – в чис ле наиболее благода тных предметов д ля сис тематизатора. Можно группирова ть их по мощности или объему цилиндров, по цене или типу кузова, по конс трукции трансмиссии или, скажем, цвету. С точки зрения маляра, последнее – совсем не абсурдно.ВАЗ-1108. «С тарые» российские заводы и сегодня, как правило, используют ту , еще советскую индексацию. Правда, отрас левую норму все так же не соблюдают досконально, порой присваивая модификациям индексы наподобие телефонных номеров. Массовому покупа телю они под час неизвестны, да и не нужны. Ну а поголовье импортных ав томобилей, х лынувшее к нам в последние 15 лет, укладыва ть в советские классы просто абсурдно. Пожалуй, наиболее логи чна так называемая европейска я классификация – по длине кузовов (см. таблицу ). Но и она вовсе не без изъянов: ведь почти каж дую модель выпускают с разными, в том чис ле и по д лине, кузовами. Поэтому трех дверный «Форд-Фокус» (4340 мм) попадает в класс С, а с едан (4490 мм) – «переросток», перешедший в класс D. То же самое с нашей «Ка линой»: пятидверный хэтчбек – класса В (3850 мм), а с едан – класса С (4040 мм). Чтобы избежать путаницы, принято классифицирова ть ав томобили по «низшей» модификации – трех дверному хэтчбеку (разумеется, если он есть). Если строго руководствоваться размерным делением, «Форд-Мондео» и «Фольксваген-Пассат» – конкуренты «Мерс едесВысокий и просторный «Форд-Турнео Коннект» – близкий родственник микроавтобуса «Транзит». И все-таки это всего лишь вэн, причем не самый вместительный – пятиместный. Можно, конечно, называть японский «Мицубиси-Миникэб вэн» мини-вэном: по форме похож. Правда, машинка пятиместная, длиной всего 3395 мм, к тому же полноприводная. Придумайте для нее класс сами.Советская, а потом и российска я отраслевая классификация подразумева ла деление по рабочему объему двиг ателей. Напомню: второй по счету в индексах всех легковых автомобилей стояла цифра 1. Первая зависела от объема двигателя: до 1,2 л (особо ма лый класс) – цифра 1, от 1,2 до 1,8 л (малый класс) – 2, от 1,8 до 3,5 л (средний класс) – 3, свыше 3,5 л (большой класс) – 4. Был еще высший класс, в котором объем цилиндров не рег ламентировали. В особо малый класс попадала лишь «Ока», в третий – «Волга», ЗИЛ и «Чайку» называ ли автомобилями высшего класса. Вс е ос тальные советские модели имели в начале индекса сочетание 21. Третья и четверта я цифры составляли порядковый номер модели, те, что после – пятая, шестая – модификация.214 За рулем 07/2007 Бенцу» класса Еи «Тойоте-Кэмри», ведь все они д линнее 4700 мм. А « Тойота-Авенсис» (4645 мм) – аналог БМВ серии 3, «МерседесБенца С» и «Фольксваг ена-Джетта». Кстати, придется смиритьс яис тем, что в один класс попадут машины, различающиеся ценой – порой в несколько раз. Есть и иные издержки строгого следования европейской классификации. Скажем, в одной группе оказываютс я «Альфа-Ромео Спайдер» и «Опель-Мерива», «Р ено-Эспас» и «Ауди-А4»… Чтобы избежать этого, минивэны, купе, кабриолеты и родс теры принято выделять в отдельные классы, как и вс едорожники. Но ив них не вс четко. Скажем, е что считать мини-вэном? Сог ласитесь, компактный, хотя и высокий «Р ено-Сценик», просторный, но пятиместный «Форд S-max»«Додж-Калибр» формально немного перерос С-класс (4415 мм), хотя на рынке конкуриру ет скорее с моделями этой группы. Однако осанкой (дорожный просвет 190 мм) похож на кроссовер, и отнюдь не с лучайно: на родине в Америке он – полноприводный.ЕВРОПЕЙСКИЕ КЛАССЫ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙНазваниеОбозначение Длина, мм АВСDЕF До 3600 3600–3900 3900–4400 4400–4700 Свыше 4700 Свыше 4700Мини Малый класс Низший средний класс Средний класс Высший средний (бизнес) класс Люкс-класс«Мерседес-Бенц R» – огромный (длина короткой версии – 4920 мм, д линной – 5160 мм) полноприводный универсал. Но вседорожником его никак не назовешь. Все-таки ему место вE (бизнес)-классе. «Мазда RX-8» – четырехдверное, но купе. Хотя близкий концептуально «Мерседес-Бенц CLS» чаще все же числят седаном.и большой с емиместный «Пежо-807» можно свес ти в один класс лишь ус ловно. Тем более что у «Форда» ес ть и вмес тительный семейный вэн – «Гэлакси». Что уж говорить об огромной армии так называемых кроссоверов, то ес ть дословно – гибридов. Их ведь так назвали не случайно: привод полный, но вроде не вседорожник. О днако и пос тавить в ряд легковых моде лей с четырьм я ведущими колесами ( таких, как «С убару-Импреза» или «Ау ди» отделения «Ква ттро») – тож е нельзя. А ведь ес ть еще моде ли, продающиеся как в моно-, так ив полноприводном варианте. Скаж ем, «Ниссан-Кашкай» или «Чери-Тигго» претендуют сразу на два класса. Или надо созда ть отдельный, например, «кроссоверы с двумя типами приЗа рулем 07/2007 215 ТЕХНИКАКЛАССИФИКАЦИИсходятся очень разные ав томобили. Кого-то возмущает, что «КИА-Спектра» соседствует с «Ягуаром Х-Туре» (а они вполне законно попадают в средний класс – 4400–4700 мм). Некоторые у дивляются, что «Шевроле- Ланос» и «Лацетти» – вместе. Но ведь хэтчбек «Лацетти» д линой 4295 мм, а седан «Ланос» (хэтчбека на нашем рынке нет) – 4237 мм. Зна чит, им обоим место в компакт-классе. Точно так же, как двум «Рено» – «Символу» и «Лог ану». Оба отнюдь не ма ленькие: 4150 и 4250 мм соответственно. Но поскольку наш конкурс вс е-таки рыночный, мы, ранжируя автомобили, порой пренебрегали несколькими сантиметрами д лины. Так, «Опель-Корса» пос леднего поколения, как и многие новейшие модели, – переросток, строго говоря, пре-Для ав томобилей, подобных «Фольксваг енуГольф R32», впору заводить отдельную группу. Полноприводный хэтчбек с 250-сильным двигателем не очень- то вписывае тся в обычный C- или гольф-класс. Пикапы, например китайский «Грейт Уолл», – отдельная ка тегория. Ес ли наде ть на ку зов колпак с окнами, полноприводный ав томобиль, по с ути, превращается во вс едорожник. И все же в легковые классификации и каталоги пикапы пока не включают.вода». Помимо технических аспектов, в европейскую классификацию вмешиваютс яи рыночные. Автомобили классов ЕиF отличаются ценой, комплектацией, с татусом. Опять же – условное деление. Логично ли сводить вместе «КрайслерРТ Крузер», «Мерс едес-Бенц В» и «Ситроен-Берлинго»? Так пос тупают специа листы ЕuroNCAP, придумавшие свои дев ять классов. С точки зрения испытаний на безопасность выстроены они, в общем-то, логично, хотя вряд ли кто, покупа я «РТ Крузер», относится к нему как к вэну. Разумеется, можно созда ть максимально точную классификацию, тща тельно проработав критерии соответствия для каждой группы. Но их тог да б удет миниму м десятка полтора – и почти наверняка в какой-то вс е равно придетс я ид ти на компромисс. Ну не выделять жев отдельный класс вседорожники с неразрезными мостами, каких в мире осталось совсем немного. Сложно будет со спортивными моделями, в том числе скоростными модификациями массовых. Кстати, в одной из немецких классификаций попа лся класс Traumauto (автомобили ме чты), ку да входили «Бентли-Континенталь GT», вс е «феррари» и… «Мицубиси-Лансер Эволюшн». Своя логика, хоть и не бесспорная, в этом есть.Казалось бы, с точки зрения рынка проще и логи чней делить ав то по ценам. Но и ценовые группы отчас ти ус ловны, поскольку очень непрос то учес ть и разграничить вс е возрас тающие модификации и комплектации каждой модели. Создавая классы для «Гран-при «За рулем» лучшему автомобилю (ЗР, 2007, № 4), мы руководствовались в первую очередь европейской классификацией. Р асставляя ав томобили, ориентирова лись на хэтчбек, ес ли он предс тавлен на российском рынке. Д ля нашего конкурса большое количество классов – непригодно. Поэтому мы, в частности, объединили классы Аи В, свели вместе вседорожники и кроссоверы, а также кабриолеты с родстерами. Конечно, в наших классах поройтендующий на мес то вс таршей группе. Автомобиль д линой 3999 мм долж ен бы попасть в компакт-класс. Но, сог ласитесь, на рынке «Корса» конкуриру ет именно с машинами нашего малого класса – «Ниссаном-Микра», «Тойотой-Ярис» и другими. А бой с конкурентами в компакт-класс е ведет «Опель-Астра». Наша классификация, созданна яд ля Гран-при, разумеетс я, не претенду ет на истину в пос ледней инс танции. Но право на существование, как и иные системы деления, она имеет. Кс тати, мож ете поупражняться в этой облас ти – попроб уйте придумать свою классификацию! Ес ли возьметесь, непременно почувствуете: занятие увлекательное, но не столь простое, как кажется на первый взгляд.216 За рулем 07/2007