292
293
КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» –80 БОЕВЫЕ ПЕРЬЯлов, а позже и ав толюбителей именно через них приобщалось к ав томобилю – познавало прему дрости карбюрации и зажигания, принципы работы газораспределительных механизмов и коробок передач. Сегодня эти пу бликации могут показа ться несколько наивными. Но предс тавим с ебе: по с ложности ус тройства для большинства совсем не искушенных в технике читателей автомобиль в те годы – почти самолет. Управлять авто, знать его с тремятся дес ятки тыс яч граждан едва на чавшей ес ть досыта с траны. Каж дая с татья, приближающая к этой це ли, – на вес золота, а ту т, по с ути, учебник, излож енный прекрасным, доступным языком. Выпускник высшего императорского техни ческого училища, типи чный русский интеллигент – Чу даков наверняка с делал бы неплох ую карьеру и за пределами Советской страны. В 1916-м молодой талантливый инж енер, исс ледователь по призванию, в совершенстве, кс тати, в ладевший английским, оказа лся в Великобритании – учас твовал в приемке автомобилей для российской армии. В 1918-м он вернулся вб урлящую Россию… Не потому, что с особым восторгом воспринял Октябрьский переворот – прос то не мог представить себя в другой стране. Много позж е он с тал ав торитетным ученым, был избран вице-президентом Академии наук СССР, опубликовал десятки книг и монографий, получил извес тность как один из создателей ф ундаментальной теории ав томобиля. Но шоферы по-прежнему, как и во время его первых пу бликаций в «За рулем», числили академика (единственного за всю ис торию Академии на ук СССР ученого-автомобилиста!) своим. В свою очередь Евг ений Алексеевич б удет с читать это признание одним из г лавных достижений своей жизни. К сожалению, сегодня популяризаторский та лант не слишком-то ценитс я, хотя он востребован не меньше, а скорее больше, чем в двадца тых. Умение писать понятно и увлекательно ос ерьезных ис ложных вещах, в том чис ле в автомобильных изданиях, совс ем не у тратило акту альности. А значит, университет Евг ения Чудакова продолжает жить.4050 60ЗА РУЛЕМ70 80 90 100 120Университеты Евгения ЧудаковаЛСе р ге йКанунниковюбимым отдыхом д ля Евгения Чу дакова – инженера, исследователя, преподава теля, отдавшего всю жизнь ав томобилизму, была… езда за рулем в окрестностях его подмосковной да чи. Жизни без машин Евгений Алекс еевич с ебе не представлял. По сути, статьи в «За рулем» для Чудакова не были главным делом. Хва тало иных с ерьезных занятий: работа в НАМИ над теорией ав томобиля, участие в испытаниях и пробег ах, преподавание. Но с первого номера журнала Евгений Алексеевич охотно и много писа л для рас тущего на г лазах сообщества российских ав томобилистов. В масс е своей это был трудящийся люд разоренной мировой и граж данской войнами с траны, час то не очень подкованный, а иног да и попросту ма лограмотный. Этих людей жизнь свела с тог дашним чу дом техники – ав томобилем, и статьи Чудакова стали для очень многих на чальной и средней автошколой, а для кого-то и университетом. Он облада л редким даром рассказывать о сложных, а порой и скучных вещах (например, о сортах бензина) просто, понятно, даж е ув лекательно. Диапазон тем Чу дакова – от ка чества топлива до выбора типов машин для производства в СССР. Некоторые мыс ли Евг ения Алексеевича не ус тарели и по сей день. Скажем, «...автомобилизация страны и расширение сети ав томобильных дорог должны реша ться пара ллельно» – зв учит в России на чала XXI столетия не менее, а может более акту ально, неж ели восемьдесят лет назад. Но большинс тву чита телей «За рулем» ру бежа 1920– 1930-х гг. имя Чудакова запомнилось, преж де вс его, дос тупными ив то же время очень обстоятельными с татьями об устройстве автомобиля. Не одно поколение профессиона-Е. Чудаков на государственных испытаниях «Победы».292 За рулем 07/2007 «ЗА РУЛЕМ» В МОЕЙ ЖИЗНИРУБРИКУ ВЕДЕТ МАРК ТИЛЕВИЧкали. Очень интересной была рубрика «В мире моторов» – обзор достижений мировой ав топромышленности. А какие авторы! Шуг уров, Синельников, Панярский... До сих пор помню. Что изменил ЗР в моей жизни? Р азве можно подс читать, оценить, что изменила в нашей жизни школа? Книги? Театр? Кино? Он изменил всю жизнь! Благодаря ж урналу я св язал с ебя с автомобилями и скаж у без ложной скромнос ти – с тал классным водителем, много лет ездил без аварий, научился уважать пешеходов, коллег-водителей, не пасовать перед поломками, перед тру дностями. Журнал с делал меня человеком! Для нас, читателей, ЗР был не прос то ж урналом, но образом жизни! Выход нового номера из печати был нас тоящим праздником, мы с нетерпением ожидали, ког да смож ем разверну ть свежий, пахнущий типографской краской номер (с ейчас так не пахну т!) и погрузитьс яв волшебный мир моторов... Вот, написа л вроде бы немало, а о том, что просила редакция, почти ни чего. О хорошем трудно писать, хорошее – оно похвалы не требует!Журнал сделал из меня человекаА лександрЛысенко , С анкт - П етер бу ргПрочитал на сайте о предстоящем конкурсе и сразу же загорелся: ком уже учас твовать, как не мне, давнему читателю и почитателю «За рулем»! Сел за письменный с тол и задумался: а о чем, собс твенно, писать? О том, как ж урнал помог мне в выборе ав томобиля? Я стал ав томобилистом, с формировался как водитель в те далекие времена, ког да машины не выбира ли – рады были взять то, что было. Тем не менее и тог да ав томобилисты с пренебрежением относились к такой машине, как «Запорожец». Я у же не говорю о нашем времени массового распространения иномарок: кто только не облил его помоями. Особенно с таралась пишущая бра тия, под трунивая над маленькой, неказистой машинкой. Я же вспоминаю годы, когда у меня был «ушас тый» сорокасильный ЗАЗ ж елтого цвета, как лучшее время жизни. Смешно... Приобрел его в 1987-м совершенно с лучайно: зашел в комиссионный маг азин пог лазеть и увидел… Чем он так меня приворожил – до сих пор немогу понять: неказис тый, почти без багажника, с двигателем сзади. До этого я несколько лет ездил на ВАЗ-2102 и лучшего предс тавить с ебе не мог , ну разве что «Волгу». У машины, конечно же, оказалось множ ество неисправностей. С трудом доехал до дома, но за год пос тепенно их устранил ис ледующим летом с семьей выехал в да льнее путешествие – в Крым. Предприятие, коне чно, весьма рискованное, но я был в себе уверен, потому что чита л «За рулем» и взял в дорог у весьма увесистый пакет вырезок из ру брики «Советы бывалых». Заполнили вещами небольшой багажник, набили свертков на крышу и меж ду передними и задними сиденьями ис дв умя ребятишками помчались на юг! Маленький, с лабосильный автомобильчик тащил нас вмес те с кучей баг ажа, с ловно тру долюбивый муравей. В этом путешествии было много скверного: редко попада лись бензоколонки (а «Запорож ец» был- таки прожорлив!), почти не найти запчастей, а машина иног да ломалась, да и скорос ти не мешало бы побольше... И все же – это было волшебное путешествие.В своей водительской жизни я неоднокра тно попада лв сложные дорожные ситу ации (имею в виду поломки ав томобиля) и давно понял, что разного рода советчики и специа листы только ус угубляют дело. А потому всегда старался обратиться к журналу – он неизменно выручал меня из беды. Перечисления этих ситу аций хва тило бы на целый номер. Даже сегодня ЗР – первый мой помощник. У меня в собс твенности «Соболь», и в его обслуживании и ремонте я пользуюсь книгой «Ремонт «Соболя» своими силами», подготов ленной изда тельским домом «За рулем». Должен сказать: отличная книга! А начинал я свою водительскую карьеру на мотороллере «Турист» Тульского завода. В технике тог да разбира лся с лабо, и, ес тественно, лучшим советчиком был ЗР : ма териалы Э. Конопа на мотоциклетную тему за читывал до дыр. Ж урнал в те времена оказыва л неоценимую помощь ав томобилистам (не признаю с лова «ав толюбители»). В нем находили нужные ма териалы в ладельцы «жигулей», «москви чей», «запорожцев». Как много интересного печаталось на его с траницах – журнал читался, что называется, от корки до корки! Даж е передовицы со всеми этими «планами партии – планами народа» были предс тавлены на таком высокопрофессиональном уровне, что их тож е не пропус-КОНКУРС ПРОДОЛЖАЕТСЯОбъявленный в преддверии 80-летия журнала (ЗР, 2007, № 3, с. 27), он сразу же привлек читателей разных поколений. Начиная с последних вышедших номеров, мы публикуем отклики участников конкурса, благодарных журналу за помощь, которую он оказывал и оказывает им. И не только в трудные минуты жизни. В свою очередь мы благодарим авторов откликов за признание в любви к журналу. В канун юбилея это особенно дорого. Напоминаем, что авторам наиболее интересных писем будут вручены юбилейные сувениры, а победителям – денежные призы. Одновременно сообщаем, что срок конкурса продлен до 31 декабря 2007 года. Так что успеют все, кто готов участвовать. За рулем 07/2007 293