194
195
196
197
РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ «ВОЛГА» С ДВИГАТЕЛЕМ CHRYSLERПротив теченияУстанавливаемый нынче на «Волг у» двиг атель «Крайс лер» довольно надежен, но и он ну ждается в рег улярных ТО. Тру доемкость и травмоопаснос ть процесса оценива ли Игорь Козлов и Виталий Урюков. Фото: Константин Якубов.БЕРЕГИ РУКУ, СЕНЯ!Добавим – и голов у: при поднятом капоте ос трый угол выемки, огибающей фару , расположен на уровне глаза среднестатистического му жика – в 162 см от зем ли, а «клюв» на уровне макушки – в 174- х. Стоит неосмотрительно разогнуться, как ос трый край отбортовки норовит «снять скальп»! Лучше защитить голову – нет, не шлемом и не каской, но хотя бы спортивной шапочкой. Кс тати, эта же отбортовка реж ет па льцы при открывании капота, поэтом у не помешают и перча тки. Некоторые автолюбители прячу т лезвие в «ножны», надева я на отбортовку клюва кусок дверного уплотните ля. О днако его каркас за зиму и сам сгнивает, и «зараж ает» ржой капот. Здесь более уместен пластиковый П-образный профиль, приклеенный на герметике.Увы, хотя в моторном отс еке и обоснова лся импортный двигатель, качество сборки автомобиля в целом ос талось нашенским. В ще ль по периметру радиа тора запрос то помещается па лец, двери на новой машине топорща тся, как жабры у рыбы, а на хромированных накладках бамперов уже появилась коррозия! Впрочем, большинству «волгарей» не привыкать к самостоятельной доводке и обс луживанию машины. О днако заморский двигатель для многих пока «темная лошадка». На нем и остановимся подробнее, а трудоемкость обс луживания сво-194 За рулем 07/2007 ими силами оценим в сравнении с мотором ЗМЗ-406.НЕ ВАЛЯЙ ДУРАКА, АМЕРИКАХотя ГАЗ получил полный комплект документации на двиг атель и лицензию на его сборку, автомобили пока комплектуются агрег атами, изготов ленными в Мексике (г. Са лтилло близ Мехико). Така яу даленность производс тва отразилась на снабжении запчастями: их выбор ску ден даж еу дилеров, а в маг азинах найти «ж елезо» и того труднее. С расходниками полег че – на момент подготовки материала в дефи-цит попали лишь ремень ГРМ с роликами и обка тной ролик ремня навесных агрег атов. Срок их пос тавки под заказ у дилеров – от недели до мес яца, а в автомагазинах – до двух! Утешает то, что в двигатель приходится лазить только д ля проведения регламентных ТО: агрегат Chrysler EDZ, выпускаемый c 1994 года, с ерьезными поломками не грешит. Это подтверждает опыт эксплуатации некоторых моделей «доджей», «д жипов», «плиму тов» и «крайслеров», на которые его устанавливали. Благо и то, что мотор расс читан на 92-й бензин: в глубинке он менее дефицитен, да и мета ллсодержащих присадок, у бивающих свечи, в нем поменьше. Но когда нас танет-таки черед замены све чей, помучаетесь: добраться до них непросто, надо снима ть дросс ельный узел. У американцев- то проблем с топливом и придорожным с ервисом нет, поэтому к удобству замены особо не стремились – по принципу «как спа ть, так раздева ться». Ну а нашему водите лю, дабы не разводить руками среди поля, необ ходимо дополнить штатный набор инс трумента ключом с трещоткой и головкой «на 10» д ля трех болтов дроссельного у зла и одного болта крепления корпуса воздушного фильтра ( для удобства лучше снять и его). Этот же инс трумент понадобится для проверки уровня или доливки мас ла в коробку передач. Ведь теперь весь агрегат вмес те с хвос товиком и частью карданной передачи прикрыт огромным пластиковым «корытом». Оно закреплено на лонж еронах кузова как раз вос емью болтами под ключ «на 10». С его помощью ГАЗ, видимо, решил одолеть давний недос таток коробки передач – шум («корыто» оклеено шумоизоляцией). За заботу об ушах спасибо, только вот снять в одиночку «лишнюю» дета ль непрос то, особенно ес ли ма ты пропитанывлагой или через щели набилось много грязи. В этом с лучае рекоменду ем вспомнить правило рычаг а: под агрег ат подкладывают подход ящую доску, на ней тяж елый узел и опускают на землю. Как час то придетс я снимать саму коробку, пока неясно: с татистика ее поломок в тандеме с «Крайс лером» еще не набрана. По с ути, в агрегате иные только шес терни (передаточные чис ла вс ех передач больше, за исключением четвертой), поэтому и болячки, скорее вс его, ос тались прежними – самоотворачивание г айки опоры рычаг а переключения передач, течь уплотнений и все тот же шум. Хуже дело со сцеплением: с ведомым диском с тарого образца оно долго не живет (сейчас ГАЗ увеличил рабочий диаметр на 15 мм). Вот и на нашей редакционной «Волг е» сцепление заб уксовало пос ле 20 тыс. км. Если замене подлежит и корзина, то лучше взять комплект нового образца (большего диаметра). Но помните – при его ус тановке понадобится оригина льная оправка д ля центровки ведомого диска. Кстати, пос ледний не имеет демпферных пру жин, а крутильные колебания гасит двухмассовый маховик двигателя.ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕ*ПозицияПериодичность, тыс. км (лет) 10 20 80 30 90** (3) (2) 60 (6) (2) 10Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр Свечи зажигания Ремень ГРМ Охлаждающая жидкость двигателя Жидкость в приводе тормозов Масло в КП ив заднем мосту Жидкость ГУР Фильтр бачка ГУР (или неразборный бачок в сборе) Фильтр салона*Из сервисной книжки ГАЗ-31105 СК, издание третье. **Рекомендация дилеров.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Стоимость, руб. у дилера на рынкеРУКИ ВВЕРХ!Для замены ремня ГР М даж е профессионалу отводится два нормочаса. Тру дность – в демонтаже плиты крепления навесных агрегатов (ремень проходит за ней). Зада ча не из простых, ведь прежде надо демонтировать полмотора: поликлиновой ремень с роликами, генератор, насос Г УР, компрессор кондиционера или паразитный шкив, его заменяющий. И только за тем отвернуть шесть болтов и снять плиту. Теоретически можно обойтись без этого: отвернув плиту от мотора, отвес ти всю эту «махину» к радиатору, а новый ремень протисну ть в образовавшийся зазор. Однако рабо-Фильтр масляный/ 210/ 260/ воздушный/ 1210/ 780/ топливный/салона 270/300 230/280 Свечи зажигания (комплект) 640 800 Ремень поликлиновой 790 350* Ролик поликлино- 2500* 5500– вого ремня с натя6500 жителем Обкатной ролик поликлинового ремня 1200* 950* Ремень ГРМ с роликами 3000* 3500* Сцепление в сборе (нового образца) 3500 3200 Ведомый диск сцепления (старого образца) 1120 980*Только на заказ, срок ожидания до двух месяцев.СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРаботаСтоимость, руб.* 600 500 500 340 400 2900 400 400Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя Замена воздушного и топливного фильтров Замена свечей зажигания Замена поликлинового ремня Замена ремня ГРМ Замена салонного фильтра Замена масла в КП и заднем мосту*Без учета расходников.За рулем 07/2007 195 РЕМОНТ И СЕРВИСДоступ к свечам зажигания 2–3-го цилиндров перекрыт дроссельным узлом, который крепится к коллектору тремя болтами. Чтобы добраться до нижнего, лучше снять патрубок впуска воздуха с корпусом воздушного фильтра.ТЕСТ-РЕМОНТ «ВОЛГА» С ДВИГАТЕЛЕМ CHRYSLERПеред заменой фильтра ГУР снимаем верхнюю сетку и удаляем жидкость из бачка шприцем или грушей. Извлечь элемент можно проволочным крючком или магнитом. Если удаленная жидкость пахнет «паленым», лучше ее сменить досрочно. При замене ремня ГРМ вынуть верхнюю пластиковую крышку можно, только сняв колодку с датчика температуры (он по правую руку, здесь не виден). Прежде чем разбирать дальше, стоит семь раз отмерить: не лучше ли обратиться к мастерам? Как показывает практика, такой площади салонного фильтра хватает менее чем на 10 тыс. км даже в условиях непыльных дорог. Для замены потребуется помощник, иначе рискуете исцарапать машину металлическим «жабо». Для проверки уровня или замены масла в коробке демонтируем шумоизоляцию, отвернув восемь болтов ее крепления к лонжеронам. Увы, рулевая трапеция и маятниковый рычаг из прошлого века: не подмажешь – не поедешь. Топливный фильтр меняем на яме или эстакаде. Сам элемент тот же, что и для мотора ЗМЗ-406 («питерский» GB-327 или 0 450 905 200 «Бош»), а вот топливный насос – другой, рассчитанный на большее давление (400 кПа вместо 300).Но сначала снимаем колодку с регулятора холостого хода, для чего поддеваем красный фиксатор на ней (у нас получилось ногтем). Кронштейн крепления троса газа можно не отворачивать, в этом случае отводим узел в сторону радиатора…Можно наоборот: не трогать колодку, а снять кронштейн газа, тогда отводим узел к щиту моторного отсека. В любом случае действуем аккуратно, чтобы не повредить заслонку, датчик и прокладку (терракотового цвета). Для отворачивания свечей удобнее высокий ключ. При сборке проверяем целостность прокладки. При установке дроссельного узла следим, чтобы не выскочил наконечник троса из сектора, завести его после установки не хватит длины. Перед установкой нового ремня проверяем легкость вращения подшипников шкивов и роликов. При установке автомата натяжителя вводим прилив на нем в отверстие в плите навесных агрегатов.196 За рулем 07/2007 ОЦЕНКА РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ ГАЗ-31105-501*Название Описание операцииИтоговая операцииоценкаЗамена + Удобный доступ к масляному фильтру, на который маслак тому же и цена невелика в двигателе – Заправочный объем масла – 5,3 л, придется докупать дополнительную порцию Замена + Удобный доступ, не нужен инструмент. Невозможно воздушногоуложить элемент неправильно4,5 фильтра – Дорогой и дефицитный фильтрующий элемент Замена + Недефицитный элемент, взаимозаменяемый топливногос аналогичным для 406-го мотора фильтра – Нужна яма или эстакада. Возможна коррозия алюминиевого корпуса Замена + Двигатель рассчитан на 92-й бензин, как правило, свечей на нем свечи живут дольше зажигания – Надо снимать дроссельный узел. Ключом «на 10» из штатного набора орудовать неудобно Замена + Удобный доступ, натяжение выставляется автоматиполиклиночески (хорошая «защита от дурака») вого ремня – Нужен вороток с квадратом 1/2’’(стандартная трещотка), в штатном наборе отсутствует Замена ролика + Удобный доступ, возможность замены ролика поликлино-отде льно от натяжителя4 вого ремня – Заоблачная цена, трудно найти в магазинах Замена ремня + Сравнительно большой интервал замены (90 тыс. км) ГРМ – Велика трудоемкость: необходим демонтаж навесных агрегатов в передней части мотора, дороговизна и дефицит деталей Замена ОЖ + Удобный доступ к сливной пробке, отсутствие воздушной двигателяпробки при заправке системы – Для слива отработанной ОЖ надо снимать кожух моторного отсека Замена + Бачок расположен в удобном месте фильтра и – Невозможно визуально контролировать уровень без жидкостиснятия крышки. Чтобы вынуть элемент, нужен крюГУРчок или магнит Замена + Хорошо знакомая и привычная операция масла – Необходимость демонтажа противошумового экрана,3 в КПприкрывающего доступ к пробкам Замена + Радует уже сам факт его наличия салонного – Частая замена из-за малой площади. Для замены нужен 4 фильтрапомощник, чтобы поддержать «жабо» и не оцарапать кузов Замена + Хорошо знакомая, привычная операция тормозных – Необходимость регулировать зазор между задними колодок колодками и барабаном. Передний диск дополнительно 4 не фиксируется относительно ступицы, отчего тяжело ставить колесо (отверстия разъезжаются) 4434,5**44*По 5-балльной шкале в сравнении с «Волгой» с мотором ЗМЗ-406, ремонтопригодность которой условно оценена «на четыре». **Привод ГРМ ЗМЗ-406 – цепной.тать в таких стесненных условиях неудобно, да и велик риск повредить радиатор. Для отворачивания болта шкива коленвала рекомендуем изготовить специальный ключ. Например, в два отверстия на конце уголка-«сороковки» длиной с метр (между отверстиями около 10–15 см) вворачиваем два болта М12х60. Этими болтами, как захватами, удерживаем шкив от проворачивания за спицы. Владельцам «волг» стоит помнить, что гарантия на автомобиль при любом неофициальном вмешательстве, как правило, аннулируется (она составляет 2года или 100 000 км – что наступит ранее). Есличто-либо сломается не в моторе – полбеды, починить «Волгу» можно где угодно. Но мотор! За серьезный ремонт «крайслеровских» агрегатов дилеры не берутся, а предлагают «замену в сборе». В общем-то, европейский подход, да только для России не гож. Ведь даже в столице дилеров, занимающихся заокеанскими движками, – раз-два и обчелся, что уж говорить о глубинке. А стоит новый двигатель немало – почти $6000. Вот тут-то и задумаешься: стоит ли «плыть против течения»? Благодарим компанию «АВТОМИР» за помощь в организации съемок.За рулем 07/2007 197На правах рекламы