178
179
180
182
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ОКТАН-КОРРЕКТОРЫАнтикиллер из бутылкиСобралась как-то компания рыболовов в Карелию – хариуса и форель за хвосты подергать. Заходят на сайт турфирмы и читают: так, мол, и так – бензин там неважный, а потому запаситесь октан-корректорами… Но какими? Экспертизу во спасение рыбалки провели Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.БЕЛОЕ СУХОЕ И КРАСНОЕ ПОЛУСЛАДКОЕДетонация – это киллер для мотора: бьет точно, сильно и без всякой ж алости к поршням и клапанам. А ес ли прохва тить с ней километров двес ти? Никакой самый умный впрыск скомпьютерами не спас ет – реа льный диапазон коррекции зажигания по сигналам датчиков детонации вс егда ограни чен. Какая уж там рыба лка – срочно ищем присадку! Правда, предыдущий тест (ЗР, 2005, № 8) не давал повода к оптимизму – но может, за два года что- то изменилось? Ответить должны были 12 красивых бутылочек, прода-12-е место Hi-Gear,США11-е место RunWay,Россия10-е место STP,США9-е место Gunk,ГерманияОриентировочная цена – 360 руб. Заявленная концентрация – 237 мл/ 640 л (16 заправок) При такой концентрации обещанные 5–6 единиц прирос та ОЧ способен да ть только тетраэтилсвинец! А он в Шта тах запрещен – да ив сос таве его нет, с удя по результатам. И при чем ту т рекламный «победите ль трения» – в таких-то концентрациях? А небольшой эффект – похоже, зас луга именно моющих компонентов. Красивая б утылочка с доза тором, возможный моющий эффект при длительном использовании. Практически полное отс утствие роста ОЧ вопреки заявленным показателям. Непомерная цена.Ориентировочная цена – 55 руб. Заявленная концентрация – 300 мл/50–60 л топлива Абсолютно чес тный сос тав – метанол с толуолом. Это под тверждает и низка я эффективнос ть повышения ОЧ на УИТе при некотором эффекте на реальном моторе. Ведь толуола в бензине и так много, поэтому процент его добавки мало на что влияет. А метанол улучшает качество сгорания, отсюда – и небольшой эффект. И свечи – девс твенно чистые! Некоторый рос т показа телей двигателя, низкая цена. Низкая эффективность повышения ОЧ.Ориентировочная цена – 75 руб. Заявленная концентрация – 354 мл/ 80 л топлива Желтая жидкос ть – ес ть подозрение, что она содержит ферроцен или марганец, разведенный в ароматике. На них указывает характер и коли чество отложений. Это довольно странно для американского продукта – ни то, ни другое за океаном не приветс твуется. Невысока я эффективность повышения по ОЧ. Невысокая цена при средней эффективности. Отмечены отложения в камере сгорания.Ориентировочная цена – 55 руб. Заявленная концентрация – 354 мл/30 и более литров Темная жидкос ть, по цвету похожая на очень г устую марганцовку. Но отложений практи чески не дает! Характер зависимос ти ОЧ от концентрации выявил неже лательность передозировки; рекомендованная концентрация – оптимальна. Отсутствие отложений, невысокая цена. Невысокая эффективнос ть, резко падающая при отклонении от рекомендованной концентрации; малое коли чество топлива, которое можно обработа ть одним флаконом.178 За рулем 07/2007 ваемых как «Октан-корректор» (или не что подобное). Их, как всегда, мы закупили в крупных столичных автомагазинах. Чтение инс трукции к присадкам требует особого эмоционального сос тояния – ту ту же не в бензобак, а рюмочку с ебе налить захочетс я. На какой, к примеру, бензин расс читаны рекомендованные концентрации присадок? Неизвес тно! Как быть, ес ли не знаешь точно, сколько топлива в баке? Непонятно! Не опасна ли передозировка? А пес ее знает. Не ударят ли эти присадки по све чам и датчикам, не даду т ли каких нежелательных отлож ений? Молчание! Что б удет, если бензин с присадкой ос тавить в неподвижной машине на пару недель? Тру дно сказа ть. Ладно, проверим все сами. Когда октан-корректоры разлили по с теклянным стаканчикам, обстановка сразу напомнила дег устацию вин. Какие цвета – от крис тальной про-зрачности хорошо очищенной водочки до насыщенного яркорубинового! «Икебану» решительно портил только запах – отдавало и керосином, и какимто мерзким спиртом, и еще чемто очень неаппетитным. О тметим сразу , что «дег устаторы» дополнительно смеша ли каждую присадку с бензином, дабы убедиться, проис ходит или нет расслоение. Через две недели проверили – все нормально. Так какие же рекомендуются концентрации? Разброс – сумасшедший: от сотых долей процента у Hi-Gear c ER до почти процента у Gunk. Это, как и различные цвета сос тавов, конечно же, объясняется отличиями в методах повышения октанового чис ла, о которых мы писали раньше. Кра ткое напоминание – в «Нашей справке».ны и что произойдет, ес ли недолить или перелить снадобья? Испытания проводили на дв ух «отстойных» бензинах – А-95, у которого О ЧИ не дотягива ло даже до 94, а такж е на А-92 – с ОЧИ аж 87. Справедливости ради отметим, что такие у далось найти лишь за городом, на уходящей в прошлое контейнерной заправке. Затем подготовили по три пробы бензинов – с половинной, удвоенной ис той самой, рекомендованной концентрацией препарата. И – сразу на ус тановку ( УИТ): д ля каждой пробы определили как исследовательское, так и моторное октановое число. Результаты – в таблице, смотрите иу дивляйтесь!КАК САМОЧУВСТВИЕ?Эффективность работы корректоров оказа лась неодинаковой для разных топлив. Для бензина А-95 успехи даж е самых «продвинутых» препара тов ограничились дес ятыми долями при-НЕДОЛИВ ИЛИ ПЕРЕЛИВ?Попробуем ответить на свои же вопросы – как в лияют октанкорректоры на разные бензи-роста ОЧ. А вот д ля плохонького А-92, больше смахивающего на «бодягу из прямогонки», эффективность при добав лении некоторых сос тавов резко возросла – аж до нескольких единиц! Это более-менее понятно: плохое улучшать проще – с подобным с талкиваются вс е специалисты, занимающиеся химизацией топлив. В зависимос ти от концентрации присадки разделились на три группы. Д ля первой характерен рос т эффективнос ти работы с увеличением концентрации. Это типично, в час тности, д ля так называемого смесевого принципа октаноповышения, ког да базовый бензин мешают с высокооктановым углеводородным компонентом. Впрочем, и мета ллы в определенном диапазоне концентраций веду тс ебя так ж е. А вот ув торой группы наблюдается некий оптиму м содержания присадки, при котором ее эффективнос ть максима ль-8-е место «Тантал»,Россия7-е место LAVR,Россия6-е место «Астрохим»5-е место STP Jet Fuel,СШАОриентировочная цена – 40 руб. Заявленная концентрация – 330 мл/60–100 л топлива Радует понятный и честный состав – толуол в ка честве октаноповышающей добавки, этилбромид и соединения фосфора – очевидные промоутеры горения. И результаты испытаний тоже это под тверждают – толуол только чу ть-чуть повышает О Ч, а промоу теры сгорания немного отодвиг ают порог детонации в реальных условиях. Самая низка я цена, положительное в лияние на процесс сгорания топлива, отс утствие отложений. Невысокая эффективность роста ОЧ.Ориентировочная цена – 75 руб. Заявленная концентрация – 320 мл на 40–60 литров «для восстановления свойств бензина», на 8–100 литров «для стабилизации свойств товарного бензина» Интересно, что такое «восс тановление» или «с табилизация»? А вот цвет жидкос ти и характер отложений указывают на содерж ание металлосодержащих компонентов. Средняя цена при средней эффективности, красивый ф лакон с леечкой. Отложения в камере сгорания, непонятная инструкция, необходимость четко выдерживать дозировку, что за труднительно при непрозрачной бутылке без дозатора.Ориентировочная цена – 45 руб. Заявленная концентрация – 300 мл/40–60 л топлива Дешевый сос тав, показавший неплохую эффективнос ть на вс ех видах топлива, дал красивые яркокрасные отложения на свечах. Вывод – передозировка опасна! По цвету – явно ферроцен, а он плохо выносится из мотора. Неплохая эффективнос ть, низкая цена. Существенно повышает склонность бензинов к отложениям, необходимость четкого выдерживания дозировки, за труднительной без дозатора ис непрозра чной бутылкой.Ориентировочная цена – 74 руб. Заявленная концентрация – 354 мл/80–100 л топлива Судя по цвету отложений, без металлов не обошлось. При чем скорее вс его – марг анца, с удя по цвету отложений. Но его явно недостаточно – поэтом у бензины почти ни чего и «не поняли». Но вот зачем ввели в сос тав реактивное топливо? Это ведь керосин, а у него очень низкое октановое число! Не потому ли эффект смазан? Несколько улучшает моторные свойства топлива. Высокая цена, низка я эффективность повышения ОЧ.За рулем 07/2007 179 КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ОКТАН-КОРРЕКТОРЫ ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХЗаливаем «нехороший» А-92 с рекомендованным содерж анием каж дого октан-корректора в бак реа льного мотора. Задача – посмотреть, насколько сдвинется порог детонации на различных оборотах. Понятно, что д ля каж дого мотора этот порог индивидуален, но для сопоставления препара тов такие результаты вполне показа тельны. Кроме того, поскольку многие сос тавы «заподозрены» в использовании мета ллов, надо оценить отлож ения пос ле их использования. Поэтому каждый эксперимент проводилс я на новом комплекте свечей. Результаты – тоже в таблице. Любопытно, что живой мотор оказа лся более «добрым» экзаменатором, неж ели УИТ! В принципе, это понятно: ведь на детонацию в лияет не только октановое чис ло, но и, к примеру, скорос ть сгорания. И если корректор способен повысить эту скорос ть, порогна. Передозировка же оборачивается сниж ением октанового чис ла! Такое поведение, похожее на насыщение, характерно для высоких концентраций металлосодержащих антидетонаторов. Присадки третьей группы (в основном тех, в чьих инс трукциях указаны очень ма лые концентрации) практи чески ничего не да ли! Что ж, химию не обманешь: на сотых долях процента могут работать только металлы, а скорее даже – запрещенный во вс ем мире тетраэтилсвинец! В подкапотной химии д ля подобных сос тавов есть отдельный термин – «кондиционеры топлива». Они несколько улучшают его моторные свойс тва – скорос ть сгорания, например, но не обладают выраж енным октаноповышающим действием в общепринятом понятии. Но вс е это показа ла модельная ус тановка, а что скажет натурный двигатель?НАША СПРАВКА МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ОКТАНОВОГО ЧИСЛАОсновных ме тодов не так много. Во-первых, использование ме таллосодержащих антидетонаторов: те траэтилсвинец (ТЭС), ферроцен, марганцевые, никелевые составы. Ту т концентрация требуется совс ем ма лая – миллиграммы на литр топлива. Во-в торых, высокооктановые арома тические добавки к бензинам, типа монометиланилина (ММА). У них очень высокое собс твенное ОЧ – больше 200 единиц, поэтом у даж е не большое их содержание, порядка процента, дает эффект роста октанового чис ла на 1–3единицы. И в- третьих, высокооктановые компоненты на базе спиртов и эфиров, типа метилтретбутилового эфира (МТБЭ). У них октановое число – 110–120, поэтом уд ля достаточной эффективнос ти требуется добавить около 10%. В б утылочки «подкапотной ав тохимии» разливать их бесполезно: это – чисто промышленные составы. Все препара ты отли чаются и цветом, и концентрацией, рекомендованной для использования. Темные жидкости обычно содерж ат ферроцен или марг анец, желтые и желтоватые – ароматику. А все спирты и эфиры – прозрачные и бесцветные.детонации тож ес двигается. Кроме того, извес тно, что температуры в камере сгорания зависят от коли чества отложе-ний и нагара на стенках. А почти все препараты, судя по рекламе, обладают также моющим эффектом! О тложения у даля-4-е место Hi-Gear,США3-е место e3000,Франция2-е место BBF,Россия1-е место Luqui Moly,ГерманияОриентировочная цена – 90 руб. Заявленная концентрация – 325 мл/40–60 л топлива Рекордсмен по обещаниям – г арантируют аж 6 единиц О Ч! Цвет жидкости явно выдает нали чие марганца, однако в описании об этом скромно умолчали. А ведь отложения – точно такого же цвета, как уL uqui Moly, г де марганец есть точно. В общем, работает неплохо. Хорошем у результа ту посодействовал также за явленный моющий эффект. Высокая эффективность. Отложения в камере сгорания, падение эффективнос ти при передозировке.Ориентировочная цена – 105 руб. Заявленная концентрация – 180 мл/40–50 л топлива. Для спортивных бензинов – один флакон на 10 л Судя по составу – циклический ароматик; результа ты испытаний это подтверждают. В инс трукции написано, что с его помощью можно получать «спортивный» бензин – лучше бы знать, какой именно. Отсутствие отложений, дос таточная эффективнос ть, практически линейное увели чение ОЧв пределах исс ледованных концентраций. Высокая цена, малый объем флакона.Ориентировочная цена – 55 руб. Заявленная концентрация – 325 мл/50–60 л топлива Еще один типично российский препарат, со всеми плюсами и минусами. Явно прис утствует ферроцен, поэтому дозировку надо тщательно соблюдать. Эффективнос ть работы – высокая. Высокая эффективнос ть повышения ОЧ, низкая цена. Повышает склонность к отложениям. Необходимо четкое соблюдение дозировки, что тру дно выполнить без доза тора ис непрозра чной бутылкой.Ориентировочная цена – 115 руб. Заявленная концентрация – 150 мл/40–80 л топлива Прямо указано на прис утствие марганцевых соединений. Честно, в отличие от других! И металлосодержащий антидетонатор обеспечивает хорошую эффективнос ть. Отложения на свечах – сравнительно небольшие, характерного серовато-коричневого цвета. Высокая эффективнос ть работы, у добная б утылочка с лейкой. Высокая цена, отложения в камере сгорания.180 За рулем 07/2007 КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ОКТАН-КОРРЕКТОРЫРЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ОКТАН-КОРРЕКТОРОВМесто Заявленный производитель Цена, руб. На объем топлива, л А-92 (ОЧИ 87,6) Увеличение ОЧИ/ОЧМ в зависимости от концентрации препарата 50% от 100% от 200% от заявленной заявленной заявленной 1,3/0,4 0,6/ 0,3 0,7/0,3 1,0/0,6 0,5/0,2 0,3/0,3 0,3/0,2 0,2/0,4 0,1/0,1 0,0/0,2 0,1/0,1 0,0/0,0 2,1/0,7 1,4/0,5 1,2/0,4 1,6/1,0 1,0/0,4 0,4/0,6 0,4/0,4 0,5/0,4 0,4/0,2 0,2/0,4 0,2/0,1 0,1/0,0 3,0/0,9 1,6/0,8 2,0/0,4 2,3/0,8 1,8/0,5 0,6/0,7 0,5/0,6 0,3/0,1 -0,3/0,1 0,0/0,6 0,1/0,1 -0,3/-0,1 А-95 (ОЧИ 93,7) Увеличение ОЧИ/ОЧМ в зависимости от концентрации препарата 50% от 100% от 200% от заявленной заявленной заявленной 0,2/0,4 0,2/0,5 0,2/0,6 0,3/0,3 0,1/0,4 0,2/0,3 0,1/0,2 0,2/0,4 0,0/0,3 0,0/0,3 0,0/0,3 0,0/0,4 0,3/0,7 0,4/0,8 0,3/1,1 0,6/0,6 0,2/0,7 0,2/0,4 0,2/0,4 0,2/0,5 0,2/0,5 0,0/0,5 0,0/0,4 -0,2/0,6 0,6/ 0,9 0,6/1,4 0,5/1,3 0,5/0,6 0,4/0,6 0,4/0,8 0,2/0,7 -0,1/0,3 -0,2/0,3 0,0/0,4 0,3/0,7 -0,2/0,7 Увеличение порога детонации, % 14,4 15,6 15,2 12,0 10,0 10,4 7,6 6,8 5,6 4,0 4,4 2,41 23456789 10 11 12Luqui Moly BBF е3000 Hi-Gear STP JetFuel «Астрохим» LAVR «Тантал» Gunk STP RunWay Hi-Gear115 55 105 90 135 45 75 40 55 75 55 36040–80 50–60 40–50 40–60 80–100 40–60 40–60 или 80–100 60–100 30 и более 80 50–60 640 (16 заправок)зультатам измерения О ЧИ и ОЧМ, а такж е ДОЧ – по каж дому замеру выс тавляли пятибалльные промеж уточные оценки, которые за тем с уммировали. Цена при этом не учитывалась, поскольку каж дый препарат расс читан на свой объем топлива и пос тавляется в различной таре.В общем – вперед, за хариусом! Но помните: помимо пары бутылок (октан-корректора, естественно!) нелишним окажется и новый комплект свечей – на вс який с лучай. Ведь проще и дешев ле, в крайнем случае, поменять све чи, чем встать на обочине с прогоревшими поршнями!НАША СПРАВКАКрасный нагар – явный признак наличия металлов в составе октан-корректора. Но лучше лишний раз заменить свечи, чем возиться с прогоревшими от детонации поршнями и клапанами.КАКИМИ БЫВАЮТ ОКТАНОВЫЕ ЧИСЛА?Октановые чис ла бензинов показывают склонность бензина противос тоять де тонации, то ес ть самовоспламенению от волны дав ления. Разница – только в условиях, при которых они опреде ляются. Исследовательское октановое чис ло (О ЧИ) определяется на специа льной одноцилиндровой ус тановке с переменной с тепенью с жатия, называемой УИТ-65 или УИТ-85, при ма лой час тоте вращения коленча того ва ла – 600 об/мин. С читается, что оно показывае т, как веде т себя бензин в режимах малых и средних нагру зок, характерных д ля городского цикла. То, что мы видим на ценниках колонок: 80, 92, 95, 98 – это и есть ОЧИ. Моторное октановое число (О ЧМ) опреде ляется так же, но обороты повышаютются – порог детонации смещается в зону более высоких нагрузок. Металлосодержащие отложения удалось обнаружить, по крайней мере, в половине присадок. Цвета – очень разные: от ярко-красных пос ле «Астрохима» до светлых с еровато-коричневых пос ле H iGear Super Oc tan Correc tor и Luqui Moly. Плохо это или хорошо? Однозначно – плохо. Но на практике это озна чает, что надо с трого с ледить за концентрацией этих присадок и не использовать их постоянно. Это – сильнодейс твующие лекарства: наш опыт показал, что именно они наиболее эффективно спасают мотор от детонации. А вот друг ая группа препаратов, отлож ений не дающая, эффективнос ть имеет несколько меньшую. За то без-опасно! Они – как гомеопа тия или витамины для мотора.ВПЕРЕД, ЗА ХАРИУСОМ!Ну что же – ситуация прояснилась. Получить АИ-98 из АИ-80, скорее всего, не удастся – и по деньгам невыгодно, и чис то технически не получитс я. Но большинство испытанных нами препаратов все же помогут спасти мотор от пос ледствий заправки неважным топливом. Правда, д ля высокооктановых топлив эффективность автохимии ку да ниж е, но это и не имеет зна чения – ведь любой мотор, даж е изна чально рассчитанный на А-95, поедет без особых проблем и на А-92. Какой препара т выбра ть? Ответ – в таблице: чем выше место, тем, ес тественно, больше проку от октан-корректора. Места присвоены согласно ре-до 900 об/мин, а смесь предварительно подогревают. Оно зна чительно меньше, чем ОЧИ: в названных выше сортах, сог ласно дейс твующему ГОСТ Р 51105-97, должно быть не меньше 76, 82,5, 85, 88. С читается, что О ЧМ характеризует поведение бензина на режимах больших нагрузок. Так называемое дорожное октановое чис ло ( ДОЧ) определяют по порог у детонации на натурном двигателе в сравнении с эта лонными топливами. Его можно опреде лить только косвенно, и д ля каж дого мотора оно б удет свое – ведь склонность к де тонации зависит не только от бензина! На нее в лияет и форма камеры сгорания, и рег улировка состава смеси, и уровень отлож ений в цилиндрах, и регулировка системы зажигания! Именно поэтому Д ОЧ и не оговаривае тся в стандартах.182 За рулем 07/2007